Это описание нашего путешествия может показаться затянутым – много буковок. Ну, тогда просто посмотрите фото. Когда я готовилась к этой поездке – искала отчеты с многими буковками, т. к. всё было непонятно и хотелось узнать побольше – как оно там и к чему готовиться. Описания достопримечательностой – тоже не ищите, это есть в Википедии. Я попыталась расставить яркие штрихи, акценты, эмоции. Это только путевые заметки…
Hvala переводится как – спасибо J
Что это было
Это была экскурсионно-спортивная поездка. Я оформила ее как велопоход 1 категории. Не для спорта оформлялось - для визы. Нам казалось, получить ее так легче. Похоже – и правда. По времени 2 недели начала июля. Место действия - Словения (точнее - см. ниже) и немножко Италии - Венеция.
А начиналось все с того что я случайно наскочила на «Харьков туристе» на предложение от словенской компании Adventurus. Директор Саша (дальше по тексту СашаА для отличия от нашего) раньше жил в Днепропетровске, ну, теперь вот в Словении. Понемногу переговаривались по Скайпу, выясняли и крепли в своем желании ехать. Первую часть поездки мы жили в домике предоставленном Adventurus. Домик расположен в селе Горна Бестница, место красивое само по себе, в горах. Толь что-то никто не сделал фото домика «с лица»… Но есть и еще один замечательный плюс - оно равноудалено от тех мест которые в Словении нужно посетить обязательно - озеро Блед (26км), Любляна(30км), озеро Бохинь (наверное 40км, но мы напрямую не ездили), Шкофья Лока (20км). Всё это, плюс живописные окрестности, по которым нас катал СашаА - неделя заполнена очень плотно. Для велосипедистов любого уровня подготовки. Кто послабее, может возвращаться на поездах, если тяжело. Ближайший город с ЖД - Крань (6км). Кто посильнее тоже точно не соскучится.
Стоимость тура на 7 дней 75евро. Меньше дней по этой цене не продается - пакет такой. Это очень дешево для Словении, собственно столько же стоит автокемпинг не на побережье и в палатке. Насчет условий обольщаться не стоит - третий этаж, крышные окна, впрочем достаточно низкие - мир видно.
На фото вид со двора, хотя никакого двора, как здесь принято, и нет – всё открыто, вобщем, вид не с улицы. Слева микроавтобус, которым мы еще воспользуемся. Ним же можно доехать и от Ужгорода, если людей не много и по Словении тоже.
Во дворе вот такое вот. Как музей старого быта – там внутни много интересных вещей.
Можно порассматривать, а можно здесь покушать, но вечером не жарко. Наш дом с лицевой стороны – ресторан, но шума нет совсем, не мешает, да и гуляют здесь как-то по другому.
Одновременно этаж вмещает не более 12 человек, нас было 14... Конечно, стоя никто не спал... Но нас столько никто и не звал - сами приехали :) Комнаты маленькие, в них может плотно разместиться 2-3-4 человека, но, у многих в качестве кроватей надувные матрасы. Владельцы все время что-то делают, улучшают, развивают. Кухня с мойкой, столиком, электропечкой, холодильником. Кастрюли, сковородка, посуда... Столовая. Не шикарно, но чисто и как-то чувствуешь себя, как дома. Один душ на 14 чел. Напрягает, но вроде бы владелец дома(это не СашаА) собирается еще делать - не успел пока.
Вторая неделя маршрута – автономное движение в сторону моря и вдоль моря с ночевками в кемпингах.
О нас
Нас было 14 человек - 3 семьи, в каждой по двое взрослых детей и еще двое сами по себе.
Никогда!!! не ездите в такие поездки такими огромными толпами!!!
Впрочем, выход есть: либо жесткое авторитарное руководство одного!!! человека либо сразу!!! разбиться на группы. Собственно, я так и представляла: с утра мы расслаблено и радостно разъезжаемся - кому куда нравится мелкими стайками, семьями, группами по интересам или схожести физической подготовки, а вечером собираемся в нашей столовой и радостно-восхищенно делимся впечатлениями.
В итоге: каждый вечер и каждое утро мы совещались... Куда поедем, как поедем, во сколько поедем... У меня сейчас жесткая аллергия на слова «примем решение» и «посовещаемся».
О Словении
Я могу говорить о Словении бесконечно и только в превосходной степени. Маленькая страна (400км в длину) вобрала в себя несколько климатических зон и видов рельефа. Горы на северо -востоке – Альпы. Наивысшая вершина Триглав (2864м) - присутствует в гербе. На Триглав мы не поднимались, народ особо настроен не был, мне хотелось, но, пожалуй за один раз всё не охватишь. Подъем доступен любому человеку с нормальной физической подготовкой. Отдельные умельцы успевают сделать подъем -спуск за один день, традиционно же 2 дня с промежуточной ночевкой. Постепенно в сторону Адриатического моря рельеф разравнивается, выполаживается и превращается в 42 км словенского побережья Адриатики. Но, это только география.
Реально, то что мы видим - очень аккуратная, ухоженная, продуманная и удобная для жизни страна. Забота обо всех и во всем. В горах, даже к самым отдаленным и высоким селам ведут асфальтированные дороги, они зимой очищаются от снега сразу же, как только он выпал, причем - полностью. СашаА катается на велосипеде круглогодично. И на обычной резине. Надо ли говорить, что на обочинах, берегах рек, улицах - нигде нет никакого!!! мусора. Это не удивительно для Европы в целом. Не знаю менталитет врожденный или воспитанный жесткими законами, но чисто как!!! Мусор, как, наверное, во всей уже Европе, сортируется очень жестко теми, кто его выбрасывает. Нам СашаА дал пространную распечатку - что в какой контейнер выбрасывать. Честно прочитала, но логику увидела не во всем. Непривычно. Но если все непонятное выбрасывать в контейнер для упаковки, то наверное, это будет если не правильно, то терпимо. И еще. В Словении нет пыли. Не знаю как это, но вот так.
Полезное, ограничения, неудобства…
Супермаркеты. Основных сетей 3: Merkator, Lidl и Hofer. Список написан по мере убывания частоты встречаемости и снижения цен. Но мы во всех покупали - полно акций, много схожих продуктов в разных ценовых категориях, но в целом в 1,5 раз дороже чем у нас. Правда отдельные моменты зашкаливают. Нам напр., нужна была расческа взамен утерянной. Рука не поднялась купить: щетка, обычная, без вычурностей около 90 грн при переводе на наши, маленькая плоская простенькая совсем - 30грн. Короче, дорого у них причесанными ходить. Мы пожадничали, так и терпели - 1 маленькая, еще не потерявшаяся расческа на семью.
Инфоцентры. Пользуйтесь инфоцентрами – отмечены буквой «I» в зеленом кружочке. Выглядят как магазинчики. Есть во всех местах скопления туристов – города, достопримечательности. В инфоцентрах вы можете бесплатно взять карты и буклеты по тому региону, где находитесь и по Словении в целом. Буклеты часто попадаются на русском языке
Велодорожки. Как везде в Европе, покрашены в розовый цвет, в городах их много. Светофоры оборудованы специальной «велосипедной» секцией. Вне города запрещено движение по автомагистралям и некоторым другим дорогам со знаком в виде перечеркнутого велосипедиста. Грунтовки в лесу, поле - тоже нельзя. Все другие дороги – для нас.
Привилегии велосипедистам. Мы главные участники дорожного движения. Если велодорожка пересекает улицу/дорогу без отдельного светофора, машины при малейшем приближении велосипедиста к этому месту мгновенно останавливаются. Непривычно, когда я останавливалась за три метра до начала дороги чтобы их не пугать и посмотреть назад - где остальные наши, машины выстраивались в очередь и тихо ждали - когда я там решу - ехать или нет. Надо ли говорить, что никто не сигналил?
Это еще ладно - привыкли быстро. Но как-то раз нас вынесло на автомобильную дорогу. Случайно. Не увидели знак с того поворота, с которого мы выворачивали. Проехали метров 30... Остановилась машина и водитель вежливо (реально вежливо, а не то что вы подумали) объяснил нам где именно проходит велодорожка и пока не убедился, что мы его правильно поняли, не уезжал. Мы развернули велы и увидели интересную картину: за нашей вежливой машиной выстроился хвост тех, кто не мог проехать. Хвост перекрыл перекресток. Они спокойно!!! ждали. Я не говорю про «пи-пиканье». У них улыбки на лицах! Случайно в это время здесь же оказалась машина полиции. Они тоже вежливо поинтересовались - всё ли в порядке и не дожидаясь пока мы все наконец-то съедем с дороги, уехали. Занавес...
Еще немного о велосипедистах. Понятно, что велодорожки, парковки, прокат, все на велах с корзинками ... Но... в продуктовых супермаркетах на тех стеллажах, где выложены так называемые «сопутствующие товары» - тапки, носки, блокноты, продаются велошорты и велофутболки. Как носки и трусы - самое необходимое!!!
Вода. В Словении воду спокойно можно пить из под крана. Она чистая, горная. Если вы далеко от «своего крана», берите свою опустевшую пластиковую бутылку, покрутите головой и идите в первый же ресторан или кафе, который увидели. “Please, coud you take me some water?” Это нормально и не вызывает сами знаете каких мыслей ни у кого. У нас за воду отвечала Юля, мы веселились - «Юля по три раза за день ходит в ресторан...»
Ограничения. Ездить на велосипеде можно без шлема, но передний и задний фонари в темное время суток обязательны. Нас пугали штрафом. Большим, но сколько – не знаю. Бесфонарные Лисичкины по вечерам неслись домой, как угорелые – успеть до темна. На велосипедах нельзя ездить по лесным тропинкам и по траве, ходить можно, ездить - нет. Нельзя рвать цветы где-попало. Палатки ставить можно только в кемпингах, но... Ставили. Только не нужно перелазить никаких заборов, если пастбище или часть леса огорожено чем-то вроде забора пусть даже из жердей - не нужно туда. Частная собственность на то и частная. Костер - полный бан. У них только два раза в год в стране можно жечь костры, это как-то объявляется.
Из неудобного. При той массовой приверженности к передвижению на велосипедах, которую мы увидели несколько странным показалась погрузка в поезд. Мы ехали от Любляны до Постойной. Переход к перронам через подземный тоннель. Груженые велы вверх по лестнице без покатых дорожек. В принципе, наверное, где-то они есть, как-то же инвалиды и мамы с колясками перемещаются, но мы не нашли. Погрузка в вагон, предназначенный для пассажиров с велосипедами тоже удивил. У них низкие перроны - уже тяжело, потом нужно протиснуться в узкую дверь и узкий проход - руль повернуть, заднее колесо подтянуть, живот вжать, чтобы не впивался руль и на вдохе – туда где вагон расширяется... теперь понятно почему проводник сказал велорюкзаки отстегнуть еще на перроне – застряли бы наглухо. Потом вел нужно повесить за переднее колесо довольно высоко. Мокрые от жары и усилий мы плюхнулись в мягкие удобные сиденья. Это второй класс. Круто! Что же в первом? Не все поезда имеют вагоны для велосипедистов - нужно смотреть в расписании эту опцию. Стоимость примерно часа езды нам обошлось почти в 9 евро вместе в велосипедами (багаж оплачивается), но мы брали групповой билет, так дешевле даже в сравнении со студенческим. По билетам учитываются градации по возрасту.
________________________________________________________________
Всё. «Много буковок» закончились, теперь картинки.
Я не буду описывать в традиционном для путешествий «День 1», «День 2»… Потому что в данной ситуации последовательность не важна. Мы каждый день возвращались на базу и могли перетасовывать дни как угодно. Изначально планировали «подгадать» хорошую погоду на Блед, но погода нас и так радовала – дожди только ночью. А Блед лучше посещать в будние дни – меньше народа.
В итоге наше путешествие оказалось состоящим из 2-х этапов:
1. Радиальные поездки в разные стороны и проживание в доме в Горной Беснице.
2. Дорога к морю – море – Венеция
Итак, этап 1.
Увертюра
Увертюра как по мне это самая сложная часть произведения. В ней создается настрой, характер, намек… в первый день к вечеру, когда мы разместились-разобрались-осмотрелись, СашаА предложил для разминки и вообще так, в виде вступления и красивой конфетки съездить на Ямник. 12 км. Туда вверх, обратно – вниз. Всего – 12км (6+6). Сначала по деревушкам, потом лес, источник и мы выехали на открытое пространство с отличным дальним видом на горы, за которыми Австрия и милой церквушкой.
Душа пела. Ох, не надо было терять бдительность…
Следующее предложение СашиА – поездка на Йошт. Нет, он конечно же, говорил что перепад высот 1,3 км… и про грунтовую дорогу тоже…
См. фото. Там у нас на лицах некоторая озадаченность…
Кто это слушал – вперед, к красотам и дальним видам! Вытаращив глаза. Кстати, это положение глаз оказалось востребованным и устойчивым. Но не от красот. Лично я треть пути(ну… может - четверть) толкала вел впереди себя упираясь ногами то в асфальт, то в грунт. Вытаращав глаза. Вел ехать не хотел даже в таком состоянии. Съязвила в сторону Кати – ты, мол, хотела же в этом году горы с рюкзаком (Катя собиралась на Кавказ в поход. Не сложилось) – вот тебе горы. И тяжести. Катя огрызнулась – у вела лямок нет, на спину не оденешь.
Катя, улыбайся, это горы!
И знак же висел почти в начале «уклон 18град». Ну, чего переться было? И места съезда домой СашаА показывал… Нет, все ж едут, или как это назвать, надо же и мне.
А подпись к следующему фото вот такая: «Мама моя дорогая… куда меня несет…» J
Это промежуточная вершинка и, как водится, маленькая церквушка. Это достаточно высоко, но… дорога с хорошим асфальтом, нет мы срезали, конечно по лесу, но асфальт – по честному – везде. И склоны гор похожие на огромные газоны – травку косят везде и не косой, а техникой.
Тут мы немного отдохнули…
И подкрепились…
А еще – оставили о себе сведения. Ну, чтобы понятно было, кто вишни поел и траву потоптал.
Реально полностью весь маршрут выкрутил только СашаА. Йошт, конечно красивое место, церковь, кафе, природа... но… тренироваться надо было.
А это лыжи словенского знаменитого прыгуна с трамплина. В кафе на Йоште. Только лыжи. Рядом наш Андрей.
И рулетики там продают – ну вареники-варениками, только в рулончик свернутые!.. J
Вниз спускались быстро, СашаА велел одеть ветровки. Действительно – не жарко. У меня был личный рекорд скорости 61 км. И это я не разгонялась со всей дури – повороты часто...
Потом я обещала своей Сашке, что такого точно больше не будет, ни-ни-ни, ни в коем случае, мы же отдыхать приехали. А ведь действительно, спалить кучу денег и времени, приехать за тридевять земель и вместо красот и отдыха получить тренировку не в своей «весовой категории» и тягание велосипеда по лесу. Мне кажется СашаА искренне хотел нас порадовать и показать те места, что нравятся ему. И переоценил наши силы. Тем не менее – всем понравилось, но – ни-ни-ниJ
На следующий день путь вниз по лестнице с нашего третьего этажа оказался гораздо напряженнее…
Любляна
Одна из первых наших поездок. Мы на ней хотели размяться. Дорога практически без перепада высот 30км, вроде как недалеко…
Во-первых, мы еще не привыкли к местным особенностям. Обилие дорог пригодных для велосипедистов вовсе не означает, что они непрерывно покрашены в розовый велодорожечный цвет. Спрашивание у водителей про дорогу тоже не очень – они показывают свои дороги, но нам-то нельзя туда. А развязки чего стоят! Все дороги ведут в Любляну или из нее, но с непривычки не понятно где наше место в этом обилии указателей, знаков, съездов. Не могу сказать, что так уж сильно мы блукали, но возвраты назад были. И пару раз езда по дороге с перечеркнутым велосипедистом. Нам в утешение часто попадались знаки с надписями призывающими «остерегаться велосипедистов» и жизнеутверждающими картинками – покореженный вел и валяющийся на дороге человечек. Ну, на этом фото велосипедисты едут еще…