В интернете есть множество статей, о том, как правильно выбирать ботинки. И первое правило – то, что ботинок должен быть удобным. Мы с ним полностью согласны! Однако в этих статьях мы нашли множество неточностей, которые нас иногда просто смущают, а зачастую вызывают негодование!
Итак, что нужно знать новичкам и тем райдерам, которые все-таки хотят получать удовольствие от ботинок. Опять-таки, здесь вы не найдете рекламы какого-либо бренда или конкретной модели, только факты, проверенные райдерами, продукт-менеджерами и опытом наших покупателей ( за 10 лет мы собрали ну очень много информации по этому поводу)
Жесткость – что это дает? Жесткий ботинок защищает от травм, но ограничивает движение при трюках, «вытяжениях» и т.п. Постараемся объяснить эти моменты ниже.
Жесткость и вес - то, что чаще всего вводит в заблуждения очень многих и заставляет райдеров тратить деньги впустую. Думаем, все в курсе того что по сути все ботинки делаться на 3 типа: мягкие, средней жесткости и жесткие. Но давайте разберемся, что значит «мягкие» ботинки. Все производители делают шкалу жесткости исходя из среднестатистического веса человека (мужчины — для мужских бот, женщины – для женских бот). Но, важно понимать, если Ваш вес отличается от «среднего», то Вам нужно сделать «корректировку» на вашу индивидуальность. Так заявленная «средняя жесткость» для райдер 60-80 кг так и останется «средней жесткостью», а вот для богатырей от 90 кг, они станут «мягкими». Аналогично, для райдеров с весом ниже 60 кг, массы тела «не хватит», чтобы создать необходимую силу воздействия и боты будут ближе к жестким. Также, когда девушки решают приобрести мужские ботинки, им также стоит учесть тот момент, что даже имея большой размер ноги, из-за особенности строения тела (ширина кости, мышечная масса) их тело весит меньше, а значит и выбирать им стоит мужские ботинки помягче.
Стиль катания и жесткость – этот пункт будет интересен новичкам. Мягкие ботинки – передают меньше воздействия на доску (т.к. часть энергии передается, чтобы их «деформировать»), поэтому такие ботинки прощают больше ошибок. Учится в них комфортнее. Однако первая поездка в горы, где расстояния больше, и зачастую надо много «траверсить» даст вам понять на собственном опыте, что Вам нужны ботинки пожестче. Для джибба – если вы пока новичок в покорении боксов, Вам в них будет комфортно и фронтборд будет сделать легче. Но со временем, лучше все же предпочесть боты со средней жесткостью. Ваша техника уже будет позволять чисто делать трюки, а дополнительная жесткость обеспечит Вам более серьезную защиту лодыжки. От травм
Для фрирайда, бэккантри и больших трамплинов нужны жесткие ботинки. Во-первых – лучше контроль доски, требуется меньше усилий, чтобы передать энергию сноуборду. В них меньше устаешь при катании на большие дистанции. Для больших трамплинов они позволяют снизить травматичность лодыжки, в мягких ботинках на big air просто опасно! Также жесткие ботинки хороши для больших скоростей. Жесткие ботинки рекомендуются райдерам с достаточно высоким уровнем катания. Новичкам в них будет тяжеловато, могут отекать с непривычки ноги.
Средняя жесткость – отлично для парков, для катания как по трассам, так и вне трасс, при условии среднего уровня катания. Также хороши для джиббинга продвинутым райдерам.
Время и жесткость. Ничего в нашем мире не вечно, и со временем сноубордические ботинки теряют это свойство, или как говорят «размягчаются». Скорость потери жесткости зависит от нагрузки на ботинки. Если вы раз в год ездите в горы и катаетесь по выходным в сезон на городских склонах, то боты «продержаться» 2-3 сезона. Если Ваш график катания более плотный, то ботинки «убьются» скорее. Вы почувствуете это сами. Профессиональные райдеры меняют от 2 до 6 пар за сезон.
Внутренний сапожок. Здесь есть много заблуждений о том, как же он все-таки формируется. Есть 2 типа материала, которые используются при изготовлении сапожка: материал, который запоминает форму по принципу термоформовки, и материал, запоминающий форму по принципу термоусадки.
Сапожок с термоформовкой (бренды 32, Deeluxe). Этот сапожок примет форму Вашей ноги, только после того, как Вы разогреете специальным феном ( обычный, кстати, тоже подойдет) до температуры выше 50-60 градусов. Т.е. вы направляете горячий воздух внутрь сапожка где-то минут на 10-15. После чего, обуваете сапожок и стоите в нем. Ходить при формировке нельзя ни в коем случае! После 15 минут «стояния» — сапожок подогнан идеально именно под вашу ногу. До формировки Вы можете хоть чечетку танцевать, это никак не повлияет на «память» сапожка.
Из плюсов такого типа сапожка можно отметить: сколько бы народу перед вами не померило ботинки, после того как вы проведете процесс терма-формировки, ботинки будут подогнаны индивидуально под Вас. Поэтому «формируйте» их только после покупки. Также такой сапожок дольше сохраняет форму –т.е. через год формы не потеряет.
Из минусов – если до вас кто-то уже «сформировал» такой сапожок, переделать его под вас будет крайне сложно. Поэтому уточняйте у продавцов и «бывших» владельцев, была ли сделана терма -формировка до Вас.
Сапожок с термоусадкой (Burton, DC, Vans, Nike, Salomon, Forum). Формировка происходит при температуре тела, также при формировке используются «сила движения» Сапожок принимает форму после 1-2 катаний. Никак специально формировать их не надо.
Плюсы: все предельно просто, и через пару катаний Вы ощутите, что эта пара именно Ваша.
Минусы: если до Вас эти ботинки примеряло много людей, то попросите принести Вам со склада новые. Т.к. длительное хождение по магазину «разных» ног, уже успело немного сформировать ботинок. И не факт, что Вашей ноге это понравится.
Люди, не совершайте этих ошибок или как понять, что Вам подходят ботинки.
Опять-таки, этот пункт скорее для новичков.
- Ботинки «на толстый носок» — забудьте этот бабушкин совет. Ботинок должен сидеть плотно, пятка при сгибании колен не должна гулять и отрываться, а пальца ног должны плотно прилегать к сапожку. Даже если Вам кажется, что ботинки «немного жмут», запомните, что после формировки сапожок Вам даст плюс пол размера. (см. картинку)
- Мерить, мерить и еще раз мерить! Колодки разные у разных моделей и производителей! Мерить все! Заказывая в интернете, убедитесь, что можно делать возврат и заказывать несколько пар на примерку!
- Система шнуровок. Если Вам подошло несколько ботинок с разными типами шнуровок, то вот небольшое сравнение.
Шнурки – дешево, универсально. Порвутся — легко связать. Минусы – требуют усилий, иногда повреждают нежную кожу девичьих рук. Также они растягиваются при катании, и приходится иногда «перезатягивать» на склоне
Быстрая шнуровка – легко и быстро затянуть. Порвутся – можно связать, но потом лучше заменить. Дороже шнурков.
Boa с одной зоной. Очень быстро и легко зашнуровать. Минусы: Тросики бывают лопаются в самый неподходящий момент. «Связать» не получится, система дороже. С одной зоной неравномерно затягивает ботинок. Бывает, выходит из строя барабанчик. Металлический трос может портить язычок ботинка, но это — эстетика
Boa с двумя зонами – шнурует равномерно, не перетягивая верхнюю или нижнюю часть. Опять таки если что-то ломается- нужно все менять. Самая дорогая система.
PS и конечно, райдеры со стажем уже прошли через эти и многие другие ошибки при выборе ботинок. Опыт дает четкое понимание, что конкретно нужно именно Вам.
Надеемся, что данная статья была для Вас полезной!