Мраморные разработки Рускеалы расположены в 30 км к северо-западу от г.Сортавала (Карелия) на горах Белая и Зеленая, названных так по цвету слагающих их мраморов. Месторождение приурочено к метаморфизированным осадочно-вулканическим образованиям Сортавальской серии нижнего протерозоя.
Самые первые разработки мрамора начались здесь в конце XVII века шведами, в основном для получения строительной извести, реже для постройки фундаментов и стен зданий в окрестностях. Промышленная добыча Рускеальского мрамора началась после 1768 года, и была поручена в первые, самые тяжелые годы, опытному горному инженеру Кожину. Главные работы по добыче мрамора (с 1769г. по 1830г.) велись на горе Белой. Здешний мрамор пошел в основном на украшение Исааковского собора Ринальди и Монферрана (1818–1858гг.). Часть этого камня пошла на изготовления наличников окон Мраморного дворца, облицовку южного фасада Михайловского замка, изготовление оконных досок зимнего дворца, сооружение постамента памятнику Петру I перед Михайловским замком и др. здания и сооружения Петербурга. Также мрамор с горы Белой использовался в сооружении: Орловских ворот (1772г. А. Ринальди), фриза Екатеринского дворца (1782–1785гг. Камефон) и др.
Ныне карьер заполнен водой
Пильный карьер ХХв. к СЗ от озера
В начале XIX века, когда Рускеальские мраморные ломки находились в ведении «Комиссии по постройке Казанского собора», начал действовать карьер на Зеленой горе, расположенной неподалеку от горы Белой. Известно, что в «главной мраморной ломке» Рускеала (1769 по 1830гг.) было добыто больше 200 тыс. тонн мрамора. Большая часть этого камня отправлялась в Петербург, Царское село и Гатчину, меньшая, в виде окола и щебня складировалась в отвалы.
Старинные каменоломни, работавшие в Рускеале с 1769 по 1830гг., практически не сохранились, т.к. большая их часть попала в зону действия новых более крупных карьеров.
После 1870 и до 1930гг. Рускеальская каменоломня насчитывала 7 горизонтов, 3 из которых были подземные. В 1973–1985гг. в Рускеальских выработках добывали декоративно-облицовочный камень с помощью итальянских канатно-распиловочных станков.
Разработки мрамора на фотографии 30-х годов.
Провал в выработки.
Первый (верхний) подземный горизонт расположился на отметке +71 +74 м над уровнем моря. Из забоев горизонта рабочие по проложенной железной дороге доставляли в вагонетках породу до шахтного ствола и далее поднимали их посредством канатов на поверхность (сначала в ручную, затем лошадьми, а в 1920гг. с помощью паровых машин и механизмов). От устья шахты другие рабочие вручную толкали груженые вагонетки к печам известкового завода «Лоухос», расположенного в низине к северу от каменоломни. Погрузка горной породы в вагонетки велась вручную, при этом рабочие могли приподнимать куски мрамора ограниченные по весу, в противном случае их приходилось разбивать молотками. На втором (среднем) подземном горизонте (отметка +58.4+60.8м) и на третьем (нижнем) горизонте горные работы велись аналогично первому, но нужно добавить, что второй горизонт обслуживался шахтой №2, как и первый, а третий – шахтой №3, расположенной севернее от шахты №2. Очевидно, в 1900гг. финны стали углублять «Главный карьер» до отметки 60м, т.е. до уровня второго подземного горизонта, выработав породы, ранее находившихся в его кровле и оставленных целыми. Подъем добытой в каменоломне породы осуществлялся через шахту №2, к стволу которой от карьера вели частично сохранившиеся тоннели.
В северо-западной части «финской залежи» над верхним подземным горизонтом в первой трети ХХ в. был пройден карьер (отметка +92+94м) длинной 160–180м, ширина 25–30м, ориентированный строго по широте. В восточной его части в последние годы работы предприятия (до 1940гг.) образовался провал диаметром 20м, глубинной до 30м, причиной которого явились подвижки пород над первым подземным горизонтом. В начале ХХ века к стволу шахты №2 было проложено две штольни – «западная» и «восточная». Последняя штольня служила для транспортировки вагонеток следовавших от известкового завода к стволу шахты, а в военные годы в ней располагалось бомбоубежище. «Западная» штольня, очевидно, предназначена была для передвижения рабочих, спускающихся в шахту и поднимающихся из нее. Добыча мрамора в подземных выработках и открытых выработках Рускеалы в последней трете XIX – первой трети ХХвв. осуществлялась буровзрывным способом. В забоях по определенной сети бурили шпуры диаметром 30–35мм, глубинной 1–3м, заряжали порохом и затем производили массовый взрыв, в результате чего обрабатываемый блок породы полностью разваливался на куски различных размеров. При некачественной работе часто получались крупные глыбы, которые еще раз разбуривали и подрывали. В 1930гг. ручное бурение сменилось перфораторным (на сжатом воздухе от паровой машины).
Примечательно то, что подземные выработки Рускеала проходили практически без крепления сводов и стен, что объяснялось низкой трещиноватостью и устойчивостью пород к обрушению.
Схема Горного парка Рускеала (Mining Park Ruskeala)
Добраться до Рускеалы можно по шоссе от г.Сортавала. Парковка на стоянке комплекса платная, но машину можно поставить и со стороны завода. Стоимость проката лодок на октябрь 2008г. составляла 170руб. В рамках основного комплекса действует оборудованная смотровыми площадками тропа. В северо-западной части открыта для посещения сквозная штольня, проходящая через ствол шахты. Для осмотра фрагмента штолен в западном обрыве карьера следует воспользоваться лодкой и иметь фонари. Штольня имеет два выхода и подтопленные участки. Протяженность до завала - ок.200м. Помимо осовного комплекса, можно также осмотреть: еще один живописный карьер-озеро (расположен в 5мин. ходьбы к западу); ломку советского периода (в нескольких сотнях метрах к северо-западу - любителям камня здесь можно отобрать замечательные образцы сдешнего мрамора); провал в выработки на дне карьера, произошедший в ХХв. (к северу от комплекса, при посещении будьте осторожны); руины завода и печи по обжигу извести XIX-XXв.в. (к северу от провала, практически вплотную к ним можно подойти по остаткам погрузочной платформы)