История
Деревня Талицы находится в нескольких километрах к востоку от г. Софрино, на старом Ярославском шоссе. В деревне есть усадьба промышленников Аигиных (1870-е гг.) с приусадебным парком, а также часовня. Часовня эта относится к подворью Стефано-Махрищского монастыря, расположенного в с. Махра Александровского р-на Владимирской области.
В 1818 г. в Талицах поселился монах Стефано-Махрищского монастыря Антоний. По достоверным данным, он начал рыть пещеры «для уединенных молитвенных и постнических подвигов» и занимался этим делом «денно и нощно» девять лет – вплоть до своей кончины 10 февраля 1827 г. Похоронен он был здесь же. Могила не сохранилась; по некоторым сведениям, она находится под часовней. В то же время, по мнению ряда людей, пещеры также могли служить местом погребения иноков.
В 1892 г. вместо деревянной была построена новая каменная часовня, которая была освящена в честь преп. Стефана Махрищского. Часовня была действующей до 30-х годов ХХ века. После ее закрытия и вплоть до недавнего времени в ней жили семьи железнодорожников. С 1996 г. здесь живут сестры из Стефано-Махрищского монастыря (ныне женского). Ведутся активные восстановительные работы. В 2002 г. часовня была освящена как храм.
Согласно сохранившимся свидетельствам, вход в пещеру был напротив часовни, через дорогу. Когда он перестал существовать, точно не известно; возможно, это случилось во время закрытия часовни в 1930-х годах. Также непонятно, был ли он засыпан или заложен.
География
30 мая 2004 г. спелеогруппа «СОВА» в составе Алексея Полякова (Модем), Татьяны Поляковой (Кошка) и Ярослава Колпакова решила проверить имевшуюся информацию на месте, то есть осчастливить Талицы появлением спелестологов.
До Софрино из Москвы добрались на электричке. Найти деревню, а в ней часовню оказалось несложно. По другую сторону дороги от часовни расположен невысокий, но довольно крутой подъем, образующий что-то вроде возвышенности. По-видимому, именно там и могут находиться пещеры. У южной подошвы склона находится колодец, вода из которого считается целебной. Стоит заметить, что вода в нем стоит очень высоко, а место это заметно подболочено.
На вершине этого возвышенного массива находится небольшой и ровный луг, провальные воронки отсутствуют. С северо-востока и юго-запада массив ограничен небольшими оврагами, вдоль юго-восточного склона проходит дорога, к северо-западу находятся дома и участки, за ними – луг. На склоне со стороны дороги можно различить несколько мест, похожих на проседания грунта или некое подобие точильных рвов. Видимо, это районы бывших входов (назовем их для простоты «точильниками»). Один из точильников, расположенный возле самого колодца, особенно хорошо выражен и оканчивается внизу небольшой ямой; правда, склон в этом месте пониже, чем в других.
При помощи рамок Алексеем и Татьяной в пределах луга были намечены контуры нескольких ходов, уходящих на небольшое расстояние от склона в глубь массива и к северо-восточному оврагу (в овраге также есть формы рельефа, похожие на точильные рвы). Причем практически от колодца отходят два коротких, но симметричных изогнутых хода; еще один или два хода подлиннее начинаются немного севернее, от точильников в склоне.
Информация
Следующим этапом стала попытка установления контакта с представителями культа, для чего в часовню отправился Ярослав Колпаков. Выяснилось, что на выходных сестер (матушек) там не бывает, и застать их можно только по будням (и то не факт). Однако от некой бабушки, бывшей там, удалось узнать, что вход в пещеры действительно надохился в склоне напротив. Подробностей ей не известно, однако матушки, по ее словам, знают больше, а недавно даже писалась некая «бумажка» относительно пещер. Она заверила, что церковь очень заинтересована во вскрытии и возрождении этих подземелий.
Решив проверить всё на практике, мы попробовали начать копать в воронке около колодца. Однако почти сразу же одна из двух саперок разломилась пополам. Поняв, что с одной лопаткой много не накопаешь, было решено искать помощи от местных жителей. На поиски добрых аборигенов снова отправился Ярослав.
После недолгих брожений было выяснено, что самые ценные кадры обитают как раз в доме, забор которого ближе всего подходит к колодцу. Из дома вышла женщина, и выяснив, что мы интересуемся краеведением вообще и пещерами в частности, начала вещать… Сначала это было даже очень интересно и познавательно: только рот открывался всё больше, пока выяснялось, что и Ленин тут обретался, и усадьба еще самого Дмитрия Донского, и скульптуры там чуть ли не церетелевские… Такой прогон, конечно, следует на диктофон записывать, пока же попытаемся изложить вкратце полученную информацию, относящуюся к подземельям.
А информация эта выдавалась, мягко говоря, крайне противоречивая. Сначала было сказано, что раньше колодец находился в пещере, к нему от часовни шел тоннель (который копал чуть ли не дед этой женщины), а народ ходил туда причащаться. Потом было заявлено, что пещеры были и в основной части массива, но ничего от них не осталось: их регулярно пытаются найти, чуть ли не каждый год приезжают всякие ученые-археологи, с приборами, копают, бурят, суют трубы, но так никто ни на что и не наткнулся. (Другая версия таких обломов: пещеры никому «не даются».) Также женщина заметила, что в соседнем доме, ограничивающем луг с северо-запада, глубокий подвал, однако при его создании ни на какие полости не натыкались. Чуть позже женщина сообщила, что где-то здесь был и катакомбный храм, а на вопрос «где же?», махнула рукой на тот же холм. Закончилось всё тем, что она призналась, что из этих же пещер идут подземные ходы в Софрино и Абрамцево, здесь же проходит подземная дорога Москва – Сергиев Посад, по которой «еще Петр I в карете ездил». Такого же размаха ходы идут и из усадьбы в центре деревни, а в ней самой ниже подвала находится еще один уровень, с высотой потолка в 5 метров, где остались дыбы и прочие подобные предметы старины. Там же хранятся мечи и другие предметы, якобы найденные в склепах в подвале часовни (бóльшую часть, конечно, разграбили). Окончательно прокололась тетя, заявив, что часовня эта стоит каменная еще с XIV века…
В общем, «во что хотите, в то и верьте». Как заверила наша информаторша, по выходным она бывает в деревне регулярно, так что «уточнить» полученную информацию или же получить новую никогда не поздно. Мы же попрощались с ней и, снимая лапшу с ушей, потихоньку побрели к станции…
Выводы нами были сделаны следующие. Без сомнения, культовая пещера в прошлом в Талицах существовала, и вполне могла сохраниться. Правда, не исключено, что она частично подтоплена. Возможно, отдельных полостей даже несколько, но, скорее всего, все они небольшие. Серьезные раскопки, по всей вероятности, пока никем не проводились. Представители церкви и местные жители к проведению раскопок относились в целом благожелательно. В общем, пещера ждала «ученых» с лопатой…
Раскопки
3 июля 2004 г. группа «СОВА» в том же составе плюс Алексей Богданов (Радагор) вторично выдвинулась в деревню Талицы. На этот раз мы запаслись инструментом и собрались, как минимум, вырыть большую яму, несмотря на всю мистичность этого места. Было принято решение копать в точильнике около колодца. Хотя склон там и пониже, но точильник лучше выражен; к тому же это место отгорожено от дороги кустами, так что можно копаться относительно спокойно.
Несмотря на небольшой дождь, работа закипела. Практически сразу же, срыв слой почвы и дерна, мы наткнулись на мягкий желтенький песочек. Ну хорошо, копать приятно, подумали мы; вот скоро он закончится, и пойдет плотная глина, в которой, видимо, и выкопаны пещеры. Однако ничего такого и быть не собиралось. Чем больше мы углублялись в песок в надежде наткнуться на более плотные вещества, тем меньше оставалось смысла начинать копать в другом месте. В процессе наших трудов подходила всё та же женщина, но никакой новенькой инфы в этот раз не подкинула.
Вскоре все-таки было принято решение о бесперспективности работ в данном месте. Однако бросать шурф тоже не хотелось (время еще было), и мы решили хотя бы докопать его до такой глубины, чтобы было страшновато падать. Выпитое пиво только придало нам энергии в этом бессмысленном занятии… В итоге к концу дня глубина шурфа достигла где-то 2 м у одного борта и 3 м у другого; размеры составили примерно 2-2,5 на 1-1,5 м. Кроме того, в стенке шурфа на уровне дна была вырыта маленькая самодельная «пещерка» (полчеловека в ней умещалось) – благо песок позволял такие кратковременные выкрутасы. Поставив, как нам показалось, на этом некую логическую точку, мы удалились…
Находка
В 2005 году история получила продолжение. Наш новый знакомый Роман, живущий в Пушкино, сообщил, что церковники начали сами искать пещеры и в итоге наткнулись на свод хода. Кроме того, девушка-архивариус начала поиски данных о пещерах в архивах. 19 июня вместе с Романом и Женей (Ори) мы выехали в Талицы, и вот что там увидели.
Церковный «раскоп» оказался прямо рядом с колодцем, недалеко от шоссе, в подошве склона (а не на склоне или на возвышенности, где мы раньше искали). Буквально только сняв дерн и копнув на глубины штыка лопаты, они обнаружили кирпичную кладку свода. Кладка в один кирпич, промазка цементом. Однако радоваться, как выяснилось, нечему. Свод пещер находится ныне на уровне земли, соответственно, вся полость заполнена землей, а она, в свою очередь, пропитана влагой (это место подболочено, вода в колодце очень близко). Длина вскрытого целого фрагмента хода – примерно метр-полтора, далее в обе стороны свод не прослеживается. Протычка свода щупом показала глубину в метр с правой стороны фрагмента хода и полтора метра с левой (щуп упирался в нечто твердое). Противоположная стена хода (расположенная практически под склоном холма) нащупывается на удалении где-то в метр. Что-то твердое есть и дальше в земле, с левой стороны. Раскапывать стенки и копать вглубь мешает холм – при дождях он 100% будет оползать. Одним словом, перспектив найти сохранившуюся полость мы практически не увидели никаких. Правда, кто знает – может быть, этот ход там не один...
В церкви пообщались со старшей сестрой, матерью Магдалиной. Она сказала, что они даже раздобыли какие-то картинки с изображением пещер. Откопать их они очень хотят. Помимо архивариуса, сбором информации занимается некий архитектор. Мы пообешали грубую лопатную помощь, если понадобится, и свалили.
С архивариусом я поговорил пару дней спустя по телефону. Она загрузила очередную порцию баек от местных жителей и от себя лично (традиционный набор: ход от храма под дорогой, ход до Радонежа, на лошадях въезжали, дети лазили, обвал, засыпали...). Сказала, что откопировала в РГАДА какие-то документы с подробными сведениями о пещере. Правда, их мы так и не увидели... Точкой на данном этапе стала мысль о том, что пока церковь не оформила землю над пещерами на себя, ничего ковырять там не надо...