В процессе выписывания дуг на склонах различного профиля и качества горные лыжи приходят в негодность. Поэтому основная цель данного сообщения рассмотреть способы отдаления этого печального во всех смыслах момента.
Кристаллы снега действуют как хороший абразив (шкурка). В результате скользящая поверхность катанных лыж приобретает знакомый многим белесый цвет. Ясно, что трение это не уменьшает и процесс развивается. Противостоять этому можно, если периодически, в зависимости от интенсивности катания, парафинить лыжи. Для лыжника, который проводит в неделю от 3 до 6 часов на снегу периодичность, примерно, равняется 1 разу в месяц.
Лыжи очищаются тампоном, смоченным в бензине или ацетоне (лучше обоими в указанной последовательности). Затем, после недолгой просушки скользящая поверхность лыжи жирно натирается парафином-грунтовкой (можно и свечкой при отсутствии набора мазей), затем поверхность заглаживается разогретым утюгом (особенно удобны галстучные утюжки). Разогретый парафин заполняет дефекты поверхности, а его избыток убирается циклей, то-есть ровной стальной пластиной (хорош, например, широкий шпатель). Поверхность окончательно доводится полировкой с помощью пробки. Затем на лыжи сверху и снизу одевают по длинному п/э пакету и вы готовы к старту. Пакеты одевают для того чтобы во время переноски, попадающий между лыжами мусор (пыль, песок), не царапал поверхность. Необходимость этого хорошо видна до обработки - обратите внимание на то, что более всего скользячка попорчена на 20-сантиметровых участках у носка и пятки.
Вспомним, что ведение дуги поворота проводится на закантованной лыже, то-есть давление снега на область скользящей поверхности, прилегающую к канту, существенно выше чем в середине. Поэтому и износ ее в этом месте больше. Проверить это легко - достаточно приложить к скользячке линейку, лучше металлическую. Тогда, если на лыже катались (года два), а не загорали, вы увидите, что профиль скользящей поверхности далек от прямой линии и немного похож на букву "М". Снег выел пластик вдоль кантов, а максимальный повреждающий эффект обнаруживается в районе грузовой площадки. Сами канты несколько скруглены и выступают как две рельсы. Такая поверхность неминуемо приведет к возникновению ошибок в технике катания: на рыхлом, рассыпчатом, глубоком (если катаетесь) снегу выступающие канты не дадут лыжнику правильно соскальзывать - дуга поворота будет рваной. Вероятнее всего, поворот будет незавершенный, то-есть в конце его лыжи только приблизятся к, но не пересекут линию ската, что в свою очередь потребует специальных усилий для входа в новый поворот. Лыжник начнет, к примеру, интенсивно сгибаться в поясе или взмахивать, как бы порхая, руками. На жестком снегу и крутом склоне последствия неровной скользящей поверхности как бы менее заметны - лыжа даже сильнее врезается в снег, но более опасны, так как степень закантовки лыжи будет определяться не вами, а изменяющейся по длине геометрией повреждения. Следовательно возможны неожиданные проскальзывания. Последствия понятны.
Поэтому надо закрепить лыжу в тисках и с помощью подходящих напильников стачивать лыжу со стороны скользячки пока поверхность не будет абсолютно гладкой. Проверка с помощью той самой линеечки. Поверхность необходимо так же загладить. Для этой цели подходит канторез. Надо только снять с него направляющую пластину.
Хочу только добавить, что прогревание утюгом требует особой аккуратности (последствия описаны), поэтому безопасней пользоваться 75- 100вт паяльником. И еще, прижимать наплавленный полиэтилен лучше деревянным отшлифованным брусочком, т.к., вследствие низкой теплопроводности, он позволяет прижимать еще мягкий полиэтилен. Не переусердствуйте с давлением - один начинающий ski-master так сжимал зону изгиба на носке лыжи, что она стала представлять собой, как бы, часть многоугольника.
В заключение несколько слов о кантах. Не ленитесь бархатным напильником стачивать небольшие дефекты, которые возникают практически после каждого катания. Ваше скольжение станет существенно легче.
Костя Муранов