С этим растением я познакомилась в детстве, читая книгу «Волшебник изумрудного города». В ней один из героев, идущих к «Великому Гудвину» уснул на маковом поле, и если б друзья его вовремя не спасли, он спал бы вечно. К этой главе была красочная иллюстрация - лев, спящий среди множества ярко-красных цветов. Картинка была настолько восхитительна, что врезалась в память, как нечто сказочное, невообразимое. Величайшим открытием для меня было то, что эти цветы существуют в реальности! В походе по пещерным городам Крыма на обочине грунтовой дороги я вдруг увидела несколько маков. Цветы казались чем-то фантастическим, из мира сказок, я не могла на них наглядеться! Но поход есть поход, и нужно было идти дальше. Дорога то шла в гору, то вниз, то углублялась в лес, то выныривала на поляны. К полудню она вывела нас на огромное поле, где среди золотистых колосьев красовалось небывалое количество маков. «Вот она, сказочная страна!», - подумала я: «Здесь «фея летающего домика» и ее друзья спасали Храброго Льва, когда шли в Изумрудный город». Мной овладело смутное беспокойство, ведь по сказке эти цветы внушают сон, вдруг мы здесь все уснем. Поведала свои предположения взрослым, но они лишь рассмеялись…
На самом деле, о снотворных свойствах мака было известно с давних времен.
Древние греки считали его атрибутом бога сна Гипноса и бога смерти Танатоса. Египтяне изготавливали из мака лекарства от бессонницы. Старинные легенды гласят, что мак вырос из «посоха сновидений».
«Когда Господь создал мир - всюду царили радость и согласие. Одно лишь существо было печальным – Ночь, все живое от нее отворачивалось, как ни гналась она за Белым Днем, он всегда ускользал, оставляя ее в глубоком одиночестве. Сжалился Господь над страдалицей - подарил в попутчики Сон. Ночь с восторгом приняла его в свои объятия, теперь она не была одинокой. Ночь и Сон всюду встречали с радостью, как благодетелей несущих покой и отдохновение. Их дети – сновидения и грезы так же стали всеобщими любимцами. Однажды увидели они человека, которого мучила Бессонница, желая помочь несчастному, позвали они своего отца. Прилетел Сон, вступил в бой Бессонницей, но она оказалась сильнее. «Почему ты не дашь покоя этому несчастному?», - спросил он отчаявшись. Бессонница отвечала: «Не я ему покоя не даю, а его злые мысли. Пока не освободиться человек от недобрых дум, ты, Сон, над ним не властен!». Рассмеялась Бессонница, схватила волшебный посох сновидений и вонзила в землю. Как ни старались грезы и сновидения вытащить его из земли, ничего у них не получалось. Позвали они матушку Ночь. «Не печальтесь дети мои, вместо посоха вырастет волшебный цветок – даритель грез и сновидений», - сказала она. И действительно к утру в том месте, где был посох, вырос нарядный ярко-красный мак».
В средневековье стало известно о наркотических свойствах этого растения. Опиум использовался в качестве лекарства. В мусульманских странах были распространены опиумные курильни, особым спросом они пользовались в период «рамадана» - строгого поста, т.к. опиум обладает свойством утешать голод. «В таких курильнях можно всегда встретить десятки курильщиков, с помутневшими глазами и блуждающим взором. Одни лежат, время от времени утоляя жажду чаем, другие еще кое-как передвигаются, размахивая руками и крича. Мало-помалу все погружаются в глубокий сон, длящийся, от 2 до 12 часов. Пробуждение от такого сна обыкновенно тяжелое: голова, как свинцовая, язык побелевший и опухший, отсутствие аппетита и боль во всем теле…» - так описывает свои впечатления о курильне неизвестный европеец, путешествовавший в тех краях.
Опиум продолжает употребляться в медицине и в наше время, но уже в виде морфия. Морфий впрыскивают под кожу, чем достигают успокоения самых страшных, мучительных болей. Но чрезмерное злоупотребление этим средством ведет, гибельным последствиям. Мак сначала отбирает здоровье, потом рассудок, а затем и жизнь.
Кроме вышеперечисленных свойств, древние люди обратили внимание на чрезвычайную плодовитость этого растения. Потому он служил и символом плодородия, у греков являлся постоянным атрибутом Геры. Мак считался цветком богини жатвы Цереры, так как он рос всегда среди хлебных злаков, которым она и покровительствовала. На статуях Цереру изображали с маком в руке. Ее святилище украшали венками, в которые обязательно вплетали маки. В некоторых уголках Германии и по сей день существует обычай сыпать в башмаки новобрачной маковые зерна как пожелание, чтобы она не была бездетна. У славянских народов мак считается защитником от хитростей и наваждений ведьм.
Майя Ходырева