Предыстория.
ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ (1611-1682 или 1683), турецкий путешественник, географ, писатель. Около 50 лет провёл в странствиях и военных походах. Побывал во многих странах Азии, Африки и Европы; был на Северном Кавказе, Украине, в Молдавии и Крыму, плавал по Дону, Волге и Уралу. Путевые заметки и дневники (обработанные в конце жизни) составили десятитомник - «Книгу путешествий». Сочинения Челеби - самое крупное произведение мемуарного жанра в классической турецкой литературе, важный документ эпохи с большим количеством сведений по истории, географии, культуре, включает многочисленные предания и легенды разных стран и народов, в том числе и народов бывшего СССР.
В 1665 году Эвлия в составе османского посольства находился в Вене, затем посетил Пешт, а оттуда отправился в Валахию и Молдавию. После встречи с господарем Молдавии путешественник прибыл на земли Крымского Ханства. Здесь в местечке Ханкышла, Эвлия встретил крымского хана Муххамед Герая lV, который намеревался перевести в Крым ногайские орды, кочевавшие в Буджаке. Ногайцы оказали сопротивление. Путешественник стал свидетелем этого кровопролитного сражения. Хан одержал победу и возвратился в Крым. Сопровождая его, путешественник прибыл в крепость Ор, откуда продолжил свое путешествие по Крыму.
Из Крыма Эвлия отправляется в земли донских казаков, на Северный Кавказ, поднимается вверх по Волге к Казани. В 1668 году посетил Фракию, Македонию, Фессалию, Морею, оттуда добрался на Крит, где принял участие в осаде города Кандия. Осмотрев ряд островов в Адриатическом море, он совершил еще одно путешествие по Анатолии и Сирии, затем осуществил хадж- паломничество в Аравию. Из Мекки Эвлия направился в Африку, в Египет, где прожил около 9 лет, посещая сопредельные земли. Достоверно не известно, где, когда и при каких обстоятельствах Челеби окончил свои дни. Можно предполагать, что это произошло в Египте между 1679 и 1682 годами.
Путешествие по Крыму
Путешествие по Крыму начинается с крепости Ор или Феррах - Керман (араб. - «Крепость радости») ныне Перекоп. Далее в южном направлении по степи через селения Тузла (район соленых озер), Кышкара, Кенекес, Джеляирли в селение Коджамак. Здесь Челеби сделал первую стоянку после Тузлы. Затем, продолжая двигаться в южном направлении через пункты Беш-Эвли, Элексен, Коджалак через 22 км путешественник добрался до места стоянки, в селение Буташ. Далее без особых описаний местности путешественник прибывает в крупную крепость Гезлев (ныне Евпатория).
Описание: «…в крепости со всех сторон 24 четырех угольные башни, высокие и крытые красной черепицей. В промежутках между башнями по 150 шагов, таким образом, окружность крепости составляет 3400 шагов. Это пятиугольная боевая крепость, благоустроенная и укрепленная, сложенная из отесанного камня. Стоит на морском берегу и имеет пять мощных железных ворот!» Далее следует более подробное описание внутренних построек крепости.
Из Гезлева вдоль побережья Эвлия направился в Балаклаву, проезжая при этом все небольшие поселения на берегу моря в том числе Береговое, Песчаное, Угловое, Кача и д.т. Уделив особое внимание описаниям Ин-Кермана, крепости Сар- Керман (Северная сторона Севастополя) и Великого города Салуния (Херсонес). Далее путешественник уходит вглубь полуострова через селения Камара и Чоргунь ныне Оборонное и Чернореченское (в последнем он сделал стоянку) к крепости крепостей - Мангупе. Об этом месте у путешественника были самые восторженные описания и сравнения:
« …Внутри и снаружи этой крепости есть много тысяч пещер. Увидевший их поразится и приложит палец к устам. Все дорогие товары народа крымского ханства хранятся в пещерах этой крепости Мангуп. Потому что эту крепость нельзя сравнить ни с одной крепостью в заселенном мире…….. Потому что эта крепость есть творение Руки Могущественной. Кто ее не видел, пусть не говорит, что он видел лучшую крепость в мире».
Спустившись с Мангупа и проехав Ходжа - Сальскую долину, Челеби прибыл на стоянку в селение Сюрен (два варианта или Танковое или Малосадовое), Здесь он остановился на ночлег, и настолько был впечатлен необычайным гостеприимством хозяина, что на стене в доме, написал в его честь стихотворение:
«Да благословит Бог твоего хозяина,
Да продлит Господь его жизнь навек!»
Далее через три часа езды по отстроенным селениям он прибывает в крепость Гевехер-Керман (Бутмай) или Чуфут-Кале оттуда в Бахчисарай, где провел более 10 дней.
Из Бахчисарая путь Челеби лежал на восток к столице калга-султана древнего города Ак-Месджит (Ак-Мечеть, ныне часть Симферополя), после чего он прибыл в Карасу -Базар (Белогорск). Величие Карасу-базара настолько поражало воображение, что Эвлия написал: «….если мы будем описывать этот город в подробностях, пропадет польза упоминаний и... получатся бесчисленные книги, и это станет помехой для путешествия». Погостив здесь некоторое время, он снова отправился в путь, на восток к стоянке Тойлу-Кей (с. Тополевка), а оттуда в Судак. Судак впечатляет его не только мощными крепостными сооружениями, но и обилием плодоносящих садов. Из Судака Эвлия прибыл в крепость Эски-Кырым (ныне Старый Крым) прогулявшись по городу, через четыре часа езды он прибывает в Кафу (Феодосия). Пробыв некоторое время в городе, и сделав его описание, он направился в Керчь.
Из Керчи через селения Черкес (с. Аджимушкай), крепость Килиседжик, селение Дана-бей уже вдоль берега Азовского моря прибывает в крепость Арбат, откуда добирается до крепости Тамань, но это уже другая история.
P.S.: Новое посещение Эвлией Челеби Крыма произошло весной следующего, 1667года. Эвлия направлялся восточным берегом Азовского моря, сопровождая Ак-Мехмед - пашу, кефинско-азовского каймакама, отозванного в Стамбул.
Алексей Демков (Путник)
специально для "
Клуба Активного Отдыха"
По материалам Крымского отделения Института Востоковедения НАН Украины.