Крымская земля по праву может быть названа колыбелью православия на Руси. В Крыму сохранилось множество различных храмов и монастырей, свидетельствующих о великой и славной истории православия. Под сводами величественных церквей или в тени монастырских аллей невозможно не задуматься о вечном. Здесь, вдали от мирской суеты, приходят минуты душевного покоя, отогреваются и оттаивают сердца. С апостольских времен до наших дней драгоценными памятниками истории и культуры являются крымские православные святыни. Долгое время верующие люди не имели доступа к ним, но сегодня ситуация изменилась и появилась возможность прикоснуться к истокам православия. 8 августа 1992 года возобновилась деятельность Топловского Свято-Параскиевского женского монастыря.
Монастырь носит имя святой Параскевы не случайно. У местных жителей издавна существовало верование, что именно в этих местах преподобномученица Параскева притерпела свои последние страдания и восприяла мученический венец. А целебный источник забил на месте ее казни. Святая преподобномученица Параскева не оставляла своей милостью эти места. Тихо журчала вода источника, а из разных мест тянулись к его влаге люди. Молились и просили святую о заступлении. Уходили прочь недуги, крепла вера в святость этих мест. Не возникнуть святая обитель в этих благословенных местах просто не могла. Знаменательным в истории монастыря стал 1864 год. 1 августа было принято решение об учреждении при источнике святой Параскевы женского общежительного монастыря. Наивысший духовный подъем и расцвет монастыря приходится на конец 19-первые годы 20 века. 8 августа 2002 года монастырь отметил 10-летний юбилей восстановления свой деятельности и интерес паломников к обители с каждым годом все больше растет. Широкую популярность получил не только источник святой Параскевы, но источники святого Георгия Победоносца и Трех Святителей.
В 1991 году был возобновлен Инкерманский Свято-Климентовский монастырь при епископе Симферопольском и Крымском Василии. Ныне действующими являются древние пещерные храмы: Климентовский, Мартиновский и Андреевский. Церковное предание связывает их появление со ссылкой в инкермановские каменоломни в 98 г. одного из величайших проповедников христианства – св. сщмч. Климента, папы Римского, рукоположенного самим апостолом Петром. Главной святыней монастыря является частица мощей от честной главы св. сщмч. Климента, переданная из Киева; рака со св. мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма. В 1993 году был возобновлен Бахчисарайский Свято-Успенский скит, при епископе Симферопольском и Крымском Лазаре, трудами наместника о. Силуана. Главной святыней монастыря является список чудотворной афонской иконы 17 века Ватопедской обители – образ Божией Матери, именуемый «Пантанесса» («Всецарица»), имеющей благодатное Божие дарование приводить к покаянию и вразумлять, а также исцелять тяжелые болезни, в том числе рак.
Автор статьи: Игошина Жанна
Источник