(подземная электростанция)
Историческая справка:
Строилась в тридцатых годах. Электростанция в скальном массиве южного берега Севастопольской бухты (кодовое название — объект “Крот”) должна была состоять из двух турбогенераторов мощностью по 25 тысяч киловатт в двух подземных машинных залах, мельниц для размола топлива — каменного угля, бункеров для его хранения, трансформаторных и насосных станций, помещений обслуживающего персонала.
В совокупности все это представляло 4—5-этажный подземный лабиринт общей площадью
около 30 тысяч квадратных метров. Объект “Крот” был достроен уже в 50-е годы, и сегодня
это, пожалуй, самое крупное подземное сооружение Севастополя.
Можно немного дополнить приведенные выше данные - объект так и не был достроен. На сегодняшний день часть подземных сооружений принадлежит Севастопольской ТЭЦ, остальное, как и везде, расхищается "металлистами". Нынешние власти планируют на базе объекта соорудить подземную атомную электростанцию...
В нижней части горы имеется три портала (один не достроен) в которые ведут ж/д пути, на вершине горы масса бетонных сооружений, которые были построены в 50-е, данные сооружения покрыты гудроном и по замыслу инженеров должны были быть засыпаны вровень с землей. Особое впечатление производят две дымовые трубы (заканчиваются на уровне земли) диаметром метров по пять каждая. Изнутри выложены огнеупорным кирпичем, верхний пролет труб составляет метров 30-40. Наверху имеется бетонная конструкция, внутри которой вертикальная шахта 10-12 метров в диаметре, можно спуститься по металлической лестнице почти до самого низа (в самом верху надо соблюдать осторожность, т.к. мародеры срезали одно из креплений площадки), нижняя часть данной шахты необетонирована, там, где заканчивается бетон, в сторону отходит тоннель, который далее раздваивается, одно ответвление приводит к аналогичной шахте, которая не выходит на поверхность, а идет глубже еще метров на 30, в средней части шахты и на уровне дна просматриваются боковые ответвления. Часть лестниц срезана, т.ч. без снаряжения дальнейший осмотр невозможен...
Выше, по уровню горы, имеются бетонные сооружения более меньших размеров, спустившись в один из них Вы, следуя по коммуникациям вдоль вентиляционной трубы, сможете попасть в сооружение круглого сечения, которое вертикально разделено на две части, вниз ведут трапы, далее от них отходят тоннели, которые сообщаются между собой на более низком уровне. На сегодняшний день эти проходы перекрыты (заварены). В одну из половин данного сооружения можно попасть с поверхности через тоннельчик, выход из которого почти полностью завален землей (снаружи выглядит, как обычная яма).
Ближе к обрыву расположен выход вентиляции - домик, напоминающий по виду дачный сортир (только из бетона), вниз ведет скоб-трап (спуск очень опасен, т.к. от времени первые шесть скоб очень расшатаны и плохо держатся), после скоб-трапа небольшое помещение из которого вниз ведет лестница, на глубине 40-50 метров спуск преграждает металлическая решетка. За ней просматривается спуск еще метров на 20-30 и уходящий в сторону горизонтальный тоннель.
Наверху, над порталами, ведущими в объект"Крот", имеется еще одна вертикальная шахта, но сверху приварена решетка из металлических труб, имеются надписи "Собственность ТЭЦ" и "Объект под охраной".
Без снаряжения вы больше ничего не сможете осмотреть. Крушить и ломать что-либо не рекомендую - за преградами установлена сигнализация, кстати, действующая.
Т.к. мы были без снаряжения...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Обещанное продолжение.
Мы еще два раза посещали данный объект, спустились в дымовую трубу, которая расположена ближе к обрыву, и в шахту, которая располагается под бетонной постройкой (о ней мы уже упоминали).
И так, дымовая туба: диаметр около пяти метров, глубина порядка 35-40, по стене дымохода имеется скоб-трап, но он сильно поврежден во время взрыва, внизу толщиной метров 5 мусор, который здесь копился с 50-х годов, вглубь ведет просторный тоннель, метров через 15 поворот на лево, через 30 метров, поворот на право в более узкий тоннель, который идет под углом вниз. В конце этого тоннеля выход в помещение (выход расположен под потолком), где ранее находилась топка. Это помещение размером с брежневскую пятиэтажку. Вдоль стен установлены металлические колонны из профиля. ВНИМАНИЕ!!! Эти колонны не закреплены! Один из членов нашей группы встал на горизонтальную балку колонны, после чего колонна стала раскачиваться с возрастающей амплитудой..., слава Богу все закончилось удачно. На разной высоте в данный зал выходят другие ходы, внизу имеется выход наружу и заваренный металлическим щитами (свежеокрашенными) ход в используемые ТЭЦ коммуникации. На нижний уровень и в ведущие из зала ходы мы не смогли попасть, т.к. у нас была только одна длинная веревка.
Во время третьей вылазки мы спустились в шахту под бетонным сооружением. После тридцатиметрового спуска по скоб-трапу мы по узкой кромке (внизу еще необетонированный участок шахты двадцатиметоровой глубины) прошли в горизонтальный тоннель. Метров через двадцать тоннель раздваивается - к одному из сооружений, расположенных на поверхности, ведет ход, расположенный под углом, второй ход приводит вертикальной шахте. Имеется очень плохо закрепленный скоб-трап двадцатиметровой длины, ниже, метро на 25 трап срезан. Спуститься можно только имея спелиологическое оборудование. В нижней части ранее имелось два портала, где планировалось установить металлические ворота, один из порталов сейчас замурован. Второй ведет в большой зал, где расположено громоздкое оборудование (действующее), имеются выходы в другие используемые коммуникации. Во время нашего посещения в этом зале работники ТЭЦ включили освещение и прошли на другие уровни, очень хорошо были слышны их голоса и звуки производимых работ. Нас они, видимо, не заметили. В тоннеле, ведущем к этому залу, в полу мы обнаружили люк, закрытый металлической крышкой, под люком на глубине пяти метров небольшое необетонированное помещение, из него под углом вниз ведут два тоннельчика, но они завалены просевшей породой, большая влажность. Видимо это дренажная система.
В шахте, через которую мы туда попали, имеется еще одно ответвление, расположенное на пятиметровой высоте, где сохранилась площадка скоб-трапа, тоннель метров через двадцать заварен арматурой и металлическими листами.
Это пока все, что мы смогли изучить на объекте "Крот".
Материал взят на сайте http://sevdig.sevastopol.ws