1. Справочные сведения о путешествии.
1.1. Нитка маршрута:
г.Харьков – г.Иркутск – пос.Саяны – р.Додот – р.Кара-Бурень – р.Уда – пос.Порог – г.Нижнеудинск – г.Харьков.
1.2. Протяженность маршрута 472 км, в том числе:
- на катамаранах – 375 км
- пешком 97км
1.3. Продолжительность маршрута – 32 дня.
1.4. Заявочные материалы рассмотрены маршрутно – квалификационной комиссией Харьковского областного туристско – спортивного союза
(шифр 220-00-5555540) 21 июня 2006г.
1.5. Заключение МКК: группа под руководством Колосова А.В. имеет право совершить поход по рекам Додот – Кара-Бурень – Уда.
Маршрутная книжка № 1-2006-В.
2. Состав группы.
№
п/п
|
Ф.И.О.
|
Домашний адрес
|
Туристский опыт
|
Обязанности в группе
|
1
|
Колосов
Александр
Васильевич
|
X-170, ул. Тимуровцев, д.23 А, кв. 98
|
V (у); IV(р)
|
Руково-дитель
|
2
|
Зубарев
Евгений
Андреевич
|
г. Харьков, ул. 23 Августа, д.6, кв. 55
|
II(р);
V(у)
|
Зам. руково-дителя, завхоз.
|
3
|
Добровольский
Александр
Вячеславович
|
г. Харьков, ул. Командарма Уборевича, д.18, кв.25
|
II(у); III(у)
|
Штурман
|
4
|
Нестеров
Евгений
Юрьевич
|
г. Харьков, ул. Познанская, д. 2, кв. 155
|
II(у); III(у)
|
Медик
|
5
|
Колосов
Максим
Александрович
|
г. Харьков, ул.Рыбалко, д.20, кв. 90
|
III(р); IV(у)
|
Ремонтник
|
6
|
Пужай
Сергей
Владимирович
|
г. Харьков, ул. Мироносицкая, д.93, кв. 31
|
V(у); IV(р)
|
Кино-оператор
|
Маршрут проходит в Восточном Саяне, одном из красивейших мест Сибири. Саяны – обширная горная страна на юге Восточной Сибири, состоящая из двух горных систем – Восточного и Западного Саяна. Восточный Саян простирается более чем на 1000км с северо-запада на юго-восток, от Енисея до Байкала. Эта горная область входит в состав бассейна Енисея – крупнейшей водной артерии России. Территория Саян, занимающая площадь около 250 тыс. кв. км, считается одной из наиболее труднопроходимых и малонаселенных в Сибири. Плотность населения здесь – менее 1 человека на 1 кв.км.
Саяны состоят из многих хребтов, рельеф которых сложился в результате тектонических движений и разломов. Северо – Восточные склоны Восточных Саян пологие, южнее лежат цепи Китойских и Тункинских гольцов с высотами более 3000 м (высшая точка – 3304 м). Хребты имеют альпийскую форму рельефа: высокие пирамидальные пики, острые гребни и глубокие узкие ущелья. Соответственно и природа здесь необычайно красива: снежные пики, скальные склоны гор; ручьи и небольшие реки стекают водопадами. Часто встречаются водопады и на основных реках.
Климат Восточных Саян резко континентальный. Влияние внутреннего моря – Байкала - сказывается уже слабо. Несмотря на высокую дневную температуру летом (максимальная в большинстве районов +35 C), ночью возможны заморозки. Благодаря отсутствию высоких хребтов направления север-юг, практически весь район получает много осадков летом.
Горы покрыты до высоты 2000м хвойными лесами, состоящими из лиственницы, кедра, ели и пихты. Ниже 1000м по речным долинам встречаются сосна и лиственные породы (березы, осина, тополь). Животный мир довольно разнообразен, что обусловлено труднодоступностью района: водятся бурый медведь, изюбр, кабарга, бурундук, соболь, куница, в реках – хариус, таймень, ленок. Основные реки рассматриваемого района – Китой, Онот, Урик, Ока с притоками, Б.Белая, Уда, - мощные таежные реки.
Характерными особенностями рек являются небольшой уклон и широкая долина в верховьях, резкое увеличение уклона в среднем течении, сужение долины, каньоны с высокими отвесными стенами. После выхода рек из гор на равнину течение становиться спокойным, долина расширяется, появляются заболоченные участки. Реки Саян имеют смешанное снегодождевое питание (с преобладанием дождевого), доступны для сплава с июня до 1-й половины сентября. Режим рек характеризуется высоким весенним половодьем и летней меженью, прерываемой за лето дождевыми паводками. В крутосклонных и узких ущельях рек вода во время дождевых паводков поднимается за несколько часов и спадает за 2-3 дня, причем расход воды в паводок может превышать максимальный расход весеннего половодья в несколько раз.
Маршрут пролегает по нескольким этническим районам: Бурятии (столица г.Улан-Удэ); Туве (столица г.Кызыл); Тофаларии (центр – пос.Алыгджер) и Иркутской области.
Маршрут начинается в пос.Саяны, куда можно доехать автотранспортом из Иркутска или Слюдянки (через Монды и Орлик). Следует иметь в виду, что в связи с частыми весенне-летними паводками, а так-же интенсивным весенним половодьем, которое может продолжаться до 15 июля, уровень воды в р.р.Иркут, Ока, Жомболок существенно превосходит меженный и разрушение дорог, идущих вдоль этих рек – явление обычное.
Учитывая это следует иметь в виду, что легковой автотранспорт (в т.ч. автобус) может подъехать лишь до пос.Монды. Далее зачастую может понадобиться вездеход (Урал, Зил).
В пос.Саяны имеются: магазины, почта. В поселковом совете можно отметить маршрутные документы. Население относиться гостеприимно.
Из пос.Саяны можно заброситься на вездеходе еще на 20-22км вверх по долине реки Жомболок.
Далее тропа идет по долине р.Жомболок вдоль ручья Хайта и переваливает в долину правого притока р.Додот р. Дэдэ-ишхе. Общая продолжительность перехода от границы леса в долине р.Жомболок до границы леса в долине р.Додот составляет 7 ходовых часов (~ 20 км).
Стапель можно делать ~ в 5км ниже по течению от впадения р.Дэдэ-ишхе в Додот. Хорошего строительного материала немного, в основном лиственница, ель, кедр.
Общая протяженность сплава по р.Додот составляет 55 км.
Протяженность волока на р.Кара-Бурень 12 км. Выраженного перевала нет. Тропа идет по лесу правым бортом долины впадающего в Додот ручья.
Долина р.Кара-Бурень значительно уже чем у р.Додот. Место стапеля удобно в 200м выше стрелки р.Кара-Бурень и ручья, вытекающего из озера у перевала на р.Додот, на левом берегу реки Кара-Бурень. Из строительного леса растут: ель, лиственница, кедр, реже береза.
р.Кара-Бурень представляет собой горно-таежную речку со значительным уклоном. В верхнем течении много завалов.
Постепенно долина реки расширяется и, после впадения р.Крестик, начинается наиболее сложный участок Кара-Бурени.
р.Кара-Бурень впадает в р.Уду. В 1км ниже места впадения стоит пос.Алыгджер – центр Тофаларии.
В поселке 560 жителей. Автомобильного сообщения с «большой землей» нет, только самолетом или вертолетом можно вылететь в Нижнеудинск. В поселке есть несколько магазинов. У местных жителей можно купить молочные продукты. В поселке есть больница, почта. По рации можно связаться с любым городом СНГ, а при хорошей погоде даже поговорить по телефону. В поселковом совете можно отметить маршрутные документы.
Из поселка Алыгджер можно сделать радиальный выход на пороги нижнего каньона Уды. До него 8 км.
По р.Уде от пос.Алыкждер до пос.Порог 230км. Уда – мощная горно-таежная река со скоростью течения 7-8км/ч.
В пос. Порог можно окончить путешествие. Останавливаться для сборки катамарана нужно не доходя 300м до парома.
В пос.Порог можно отметить маршрутные документы. Из поселка ходит автобус до Нижнеудинска, откуда можно уехать поездом в любом направлении.
Для совершения похода 5 категории сложности в районе Саян группа разрабатывала несколько маршрутов: р. Ка-Хем из верховий; р.Жомболок – р.Ока, р.Додот – р.Кара-Бурень – р.Уда.
Маршрут по Ка-Хему, конечно, весьма интересен. Однако то, что он проходит по территории Тувы, а также высокая стоимость услуг тувинских турагенств, заставили отложить этот маршрут до лучших времен.
Связка рек Жомболок – Ока интересна спортивностью Жомболока и мощью Оки, но значительная населенность этого маршрута делает его малопривлекательным. Этот маршрут был избран как запасной. Материалы по нему готовились в полном объеме.
Маршрут по р.Додоту – р.Кара-Бурени – р.Уде привлекал своей протяженностью, разнообразием средств передвижения и отсутствием полного описания. Создавалось впечатление, что полностью водную часть маршрута не проходили (или обходили).
В процессе подготовки к походу были проработаны отчеты ХГКТ. Данные последних лет были получены из сети Интернет.
В результате подготовки группа была обеспечена картами масштаба 1:200000 и 1:500000 на весь маршрут и картами 1:100000 на участок р.Кара-Бурень – р.Уда от р.Крестик до пос.Порог. На всю водную часть маршрута была составлена лоция.
В качестве предпоходной подготовки был совершен поход на р.Сев.Донец в половодье, на р.Черный Черемош. Проведено несколько тренировок на сливе Змиевской ГРЭС в г.Комсомольском.
Предварительно была достигнута договоренность с водителем автобуса о доставке группы из Иркутска в пос.Саяны. Также созвонились и договорились с проводником из пос.Саяны о доставке груза группы к месту начала сплава на реке Додот на лошадях.
Закупка продуктов была осуществлена в г.Харькове в полном объеме.
5.1. В графе 4 указано общее время на прохождение дневного отрезка пути.
5.2. Время обеда из времени прохождения этапов вычиталось.
5.3. В графе 6 время «0» - начало дневного перехода.
5.4. В графе 6 напротив этапа дневного перехода указано время, затраченное на прохождение пути до этого этапа от предыдущего этапа.
Дни похода
|
Дата
|
Начальный и конечный пункты дневного перехода
|
Время днев-ного перехода
|
Этапы дневного перехода
|
Время прохождения этапов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Заброска в пос.Саяны
|
1-5
|
6.07-11.07
|
г.Харьков – г.Иркутск
|
102ч
|
|
|
5-6
|
11.07-12.07
|
г.Иркутск – 40км выше пос.Монды
|
10ч
|
|
|
6-7
|
12.07-13.07
|
Вынужденная дневка в связи с размывом дороги
|
32ч
|
|
|
7-8
|
13.07-14-07
|
40км выше пос.Монды – пос.Саяны
|
6ч
|
|
|
8
|
14.07
|
пос.Саяны – летник на правом берегу р.Жомболок
|
1ч
|
|
|
Пешеходно – конная часть маршрута от пос.Саяны до р.Додот
|
8
|
14.07
|
Летник на правом берегу р.Жомболок – зимник перед озером Олон-Нур
|
3ч 30мин
|
|
|
9
|
15.07
|
Зимник перед озером Олон-Нур – летник перед руч.Бурсаг
|
5ч
|
|
|
10
|
16.07
|
Летник перед руч.Бурсаг – руч.Дэдэ-Ишхэ
|
12ч 40мин
|
летник перед руч.Бурсаг
|
0
|
брод руч.Бурсаг
|
40мин
|
Руч.Ханта
|
4ч
|
граница леса
|
1ч
|
пер. в долину руч. Дэдэ-Ишхэ
|
3ч 40мин
|
руч.Дэдэ-Ишхэ
|
3ч 20 мин
|
11
|
17.07
|
руч.Дэдэ-Ишхэ – р.Додот (стапель)
|
3ч 30мин
|
руч.Дэдэ-Ишхэ
|
0
|
долина р.Додот
|
2ч 20мин
|
р.Додот (стапель)
|
1ч 10мин
|
Сплав по р.Додот
|
12
|
18.07
|
Дневка. Строительство катамаранов
|
|
|
|
13
|
19.07
|
р.Додот (стапель) – оз.Узун-Балык-Холь
|
7ч 30мин
|
р.Додот (стапель)
|
0
|
мелкий перекат
|
1ч 05мин
|
5 перекатов
|
1ч
|
р.Шан
|
1ч
|
оз.Узун-Балык-Холь
|
4ч 25мин
|
14
|
20.07
|
оз.Узун-Балык-Холь – лагерь в правой протоке
|
7ч
(5ч 10мин – осмотр, страховка, фотосьемка)
|
оз.Узун-Балык-Холь
|
0
|
высотка на правом берегу
|
20мин
|
развалины дома
|
10мин
|
остров
|
10мин
|
сужение русла
|
05мин
|
ручей справа
|
20мин
|
порог с валунами (5-7м)
|
25мин
|
лагерь в правой протоке
|
20мин
|
15
|
21.07
|
лагерь в правой протоке – тропа на Кара-Бурень
|
5ч
|
|
|
16
|
22.07
|
Дневка
|
|
|
|
Пешеходно – конная часть маршрута от р.Додот до р.Кара-Бурень
|
17
|
23.07
|
тропа на Кара-Бурень – лагерь на р.Кара-Бурень
|
3ч 50 мин
|
Тропа на Кара-Бурень
|
0
|
магистральная тропа
|
1ч
|
озеро
|
1ч 50 мин
|
лагерь на р.Кара-Бурень
|
1ч
|
Сплав по р. Кара-Бурень
|
18
|
24.07
|
Дневка. Строительство катамаранов
|
|
|
|
19
|
25.07
|
Лагерь на р.Кара-Бурень – лагерь на отмели правого берега
|
7ч 30мин
|
Лагерь на р.Кара-Бурень
|
0
|
Первый глухой завал
|
1ч 50мин
|
порог 3к.с.
|
3ч 20 мин
|
Лагерь на отмели правого берега
|
2ч 20мин
|
20
|
26.07
|
Лагерь на отмели правого берега – лагерь в селении Крестик
|
6ч 30мин
|
Лагерь на отмели правого берега
|
0
|
Высота 2030 на карте
|
1ч 10мин
|
Горелый лес
|
10мин
|
пор.Начальный
|
1ч
|
Правый приток р.Сан-Гас
|
20 мин
|
пор.Коварный
|
10 мин
|
Белые валуны в русле
|
2ч
|
р.Ханныг-Кодар-Ой
|
1ч 20 мин
|
селение Крестик
|
20 мин
|
21
|
27.07
|
Лагерь в селении Крестик – пос.Алыгджер
|
4ч 30 мин
|
селение Крестик
|
0
|
р.Верхний Урлыг
|
20 мин
|
порог Карнахойский
|
10 мин
|
перекат
|
10 мин
|
порог Гонджорский
|
20 мин
|
порог 4к.с.
|
10 мин
|
пос.Алыгджер
|
3ч 20мин
|
Сплав по р.Уда
|
22
|
28.07
|
дневка
|
|
|
|
23
|
29.07
|
пос.Алыгджер – порог Миллионный
|
6ч 15мин
|
пос.Алыгджер
|
0
|
порог Красный камень
|
1ч 05мин
|
порог Три бандита
|
20 мин
|
порог Джуглымский
|
20 мин
|
порог Джуктырский
|
10 мин
|
порог Верхняя баба
|
10 мин
|
порог Нижняя баба
|
20 мин
|
порог Тугурик
|
1ч
|
порог Зеленый камень
|
1ч 20мин
|
порог Черный остров
|
50 мин
|
порог Миллионный
|
40 мин
|
24
|
30.07
|
дневка
|
|
|
|
25
|
31.07
|
порог Миллионный – порог Валунный
|
11ч
|
|
|
26
|
1.08
|
порог Валунный - лесничество
|
10ч 30 мин
|
|
|
27
|
2.08
|
лесничество – пос.Порог
|
7ч 40 мин
|
|
|
Отъезд с маршрута
|
27
|
2.08
|
пос.Порог – г.Нижнеудинск
|
1ч 30мин
|
|
|
28-31
|
3.08 – 6.08
|
г.Нижнеудинск – г.Харьков
|
91ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.1. Заброска.
Поездом №53 Харьков – Владивосток доехали до Иркутска. Время в пути 102 часа.
Из Иркутска микроавтобусом выехали в пос.Саяны (через Кырен, Монды, Орлик). Дорога идет вверх по долине р.Иркут.
Не доезжая 140 км до Орлика в связи с разрушением дороги, вызванным паводком, остановились и, отпустив автобус, в течении 32 часов ждали наведения переправы. К исходу второго дня ответвление реки, вызвавшее размыв дороги, засыпали настолько, что удалось перебрести на другой берег. Наняв вездеход «Урал» в 19.00 13.06 выехали в пос.Саяны. На место приехали в 1.00 14.06.
Из пос.Саяны выехали к летнику, расположенному на правом берегу р. Жомболок (12 км), оттуда, взяв лошадей, начали пешую часть маршрута.
Везде по тексту указаны орографические берега рек и ручьев, борта долин, берега озер и т.п.
6.2. Пешая часть маршрута. Переход от пос.Саяны до р.Додот.
Протяженность пешего перехода – 85км.
После летника дорога круто спускается в долину р.Жомболок, где переходит на левый берег реки по деревянному мосту. Дальше колея выходит на луг, в некоторых местах дорога заболочена. Дорога забирает круче под левый борт долины, проходя по самым сухим местам, потом снова спускается на дно долины, не отходя больше далеко от реки. Здесь же, у самого Жомболока, расположен летник, в котором можно остановится на ночлег. Переход от летника Саяны до летника на Жомболоке составил 3.5 часа. Сказалось отсутствие грузовых седел для лошадей.
Далее продолжаем путь вверх по долине р. Жомболок. Через 2-3км от летника колея заканчивается. Дальше ни одна машина пройти не сможет. Отсюда к Додоту ведет конная тропа.
По словам проводников, мы попали на очень высокий уровень воды. Поэтому приходиться часто идти по колено в воде. Четко выраженных ориентиров на этом участке пути мало. За пять ходовых часов доходим до летника, в 1км от которого видим створ долины руч.Бурсаг.
Через 40 мин переходим вброд по колено руч.Бурсаг. Жомболок заканчивается. Дальше тропа становиться суше и, со временем, выходит на моренную гряду. Спустя 4 ходовых часа резкий поворот на северо-восток руч.Хакта. От него начинается непосредственно подъем к перевалу в долину руч.Дэдэ-Ишхэ.
Приведенный путь к р.Додот был выбран по совету проводников в связи с высоким уровнем воды в регионе.
Вдоль правого берега оз.Хара-Нур, где идет тропа, в условиях нашего похода пройти было проблематично, а может быть и невозможно.
Спустя час начинается редколесье, которое постепенно переходит в заросли карликовой березки. Они сопровождают нас до границы зоны леса с той стороны перевала. Участок от границы леса в долине руч.Хакта до границы леса в долине руч.Дэдэ-Ишхэ занимает у нас 7 ходовых часов. По пути на перевал мы преодолеваем два мощных ручья – притоки руч.Хакта, потом выходим на предперевальное выполаживание, где тропа становиться ощутимо более заболоченной. Сам перевал очень плавный, с него открывается вид на оз.Ишхэн-Ехе-Нур, которое мы обходим по правому берегу. Через заросли карликовой березки спускаемся по долине руч.Дэдэ-Ишхэ. Тропа идет вдоль правого борта долины. Непосредственно вдоль ручья тропы нет.
Переход к р.Додот проходит по правому берегу руч.Дэдэ-Ишхэ. Этот переход занимает у нас 2 часа 20 минут. Далее идем вниз по долине р.Додот к месту сборки катамаранов. Это занимает еще 1 час 10 минут времени. На этом участке два брода р.Дэдэ-Ишхэ и р.Тан. Глубина брода - по колено.
6.3. Водная часть реки Додот.
Продолжительность сплава по р.Додот – 55км.
По сведениям, полученным от охотников, уровень воды в р.Додот в месте окончания сплава по ней превышал меженный на 1м. Температура воды в Додоте 10ºС.
Следует отметить, что характер препятствий, их мощность и пути преодоления существенно зависят от уровня воды, т.о. схемы порогов мало что значат при идентификации порогов и вносят неразбериху при ориентировании и проработке линии прохождения препятствий.
Осмотр препятствий и принятие решения о линии их прохождения должны осуществляться на месте, исходя из конкретных условий и опыта группы. В скобках после наименования препятствий нами указаны (ориентировочно) категории сложности препятствий в условиях совершенного нами похода.
В месте постройки катамаранов Додот – небольшая горно – таежная река шириной 15 – 30м, текущая в широкой долине, окаймленной горами. Скорость течения 6-8км/час. Завалов и препятствий нет.
Через 2км река разливается. В русле много камней, мелкий перекат. На протяжении 500м приходиться проводить катамараны. Через 1ч хода после переката в русле 5 перекатов, следующих один за другим в извилистом русле. Дальше река течет широким руслом, препятствий нет, берега заболоченные.
На траверзе оз.Узун-Балык-Холь (озеро и вход в него были видны при нашем уровне воды в реке) на плавном левом повороте реки начинается шивера (2к.с.). Через 500 м – правый берег повышается. Здесь в улове можно остановиться и осмотреть шиверу (4к.с.), которая начинается на правом повороте. Осмотр по правому берегу. Длина шиверы – 400м. участок реки прямой. Проходили по центру, смещаясь вправо. В конце шиверы у правого берега заводь. Правый берег высокий (5-6м). Видны развалины дома и изгороди. Место открытое, хорошее для лагеря.
Далее река делает левый и через 150м правый поворот. Скорость течения возрастает. В русле много камней, сплошная шивера (3к.с.).
Через 200м в русле остров. Прошли правой протокой. Сразу за островом зачалились на правом берегу ниже слива для осмотра сужения русла. Через 300м после нижней оконечности острова в сужении русла концентрированный слив (3к.с.) на прямом участке. Осмотр по правому берегу. Валы до 1.2м.
Далее - плавный правый поворот, река расширяется и на левом повороте в русле много камней. Идти ближе к левому берегу. Остров в русле обойти слева. После острова в русле много камней до 2м в поперечнике. На левом повороте реки после впадения справа ручья следует остановиться для осмотра дальнейших препятствий. Осмотр по правому берегу.
Через 300м после ручья река сужается до 10м. в месте сужения на прямом участке отбойный вал от левого берега высотой до 1.5м. Далее на протяжении 500м шивера (5к.с.) валы до 1.5м. Идти ближе к левому берегу.
Шивера переходит в порог (5к.с.) с валунами 5-7м в поперечнике. Валы в правой части порога до 2м. Прошли у левого берега.
После порога – шиверы (4-5к.с.), начинающиеся сразу после порога на левом повороте протяженностью 1.5-2км. Валы до 2м.
Перед островом в правой протоке на правом берегу хорошее место для лагеря.
После островов река меандрирует, уклон уменьшается. Препятствий практически нет.
На этом участке – 2шиверы (2к.с.)которые проходятся сходу.
6.4. Пешая часть маршрута. Переход из долины р.Додот в долину р.Кара-Бурень.
Протяженность пешего перехода – 12км.
Встретив охотников из пос.Алыгджер нам удалось договориться с ними о заброске груза на р.Кара-Бурень лошадьми.
Переход из долины р.Додот в долину р.Кара-Бурень проходит в зоне леса через почти незаметный перевал. Тропа отходит в лес от ручья, впадающего в Додот и забирает несколько к западу, чтобы соединиться с магистральной конной тропой, которая идет в долину р.Кара-Бурень. До магистральной тропы от Додота около 1 часа хода.
Тропа на протяжении всего времени идет по лесистому склону на правом берегу ручья. Вблизи перевальной седловины тропа выводит на луг, далее снова заходит в лес, огибая озеро с левой стороны. Из этого озера берет начало ручей, в месте слияния которого с Кара-Буренью удобно сделать стапель. Тропа переходит на правый берег этого ручья и уходит дальше немного вверх по склону, делая крюк, прододя по самым сухим местам.
Ручей, вытекающий из озера нужно бродить сразу после обхода озера, а не так, как показано на карте. Тропа, идущая по левому борту долины ручья, плохая.
Путь от озера вниз к Кара-Бурени особенно красив. Удобное место для лагеря расположено в непосредственной близости от стрелки. Весь переход от р.Додот до стрелки на р.Кара-Бурень занял 3 часа 50 мин.
6.5. Водная часть: р.Кара-Бурень – р.Уда.
Протяженность участка р.Кара-Бурень- пос.Алыгджер – 85км.
Уровень воды в р.Кара-Бурень в р-не пос. Алыгджер на 0.7м выше меженного. Температура воды в верховьях р.Кара-Бурень 7ºC.
Начало сплава по р.Кара-Бурень – на стрелке левого притока Кара-Бурени и собственно Кара-Бурени.
В начале сплава Кара-Бурень – неширокая(10-30м) горно-таежная река, текущая в узкой долине. Первые километры – уклон большой, скорость течения до 10км/час. В русле много камней, мелко.
Через 1.5 часа – первый завал, обнос которого не сложен, а через 50м еще завал. Обнос по левому берегу 50-70м. Далее завалы следуют один за другим. Часто встречаются несложные шиверы и перекаты. Через 3 часа 20 минут после первого глухого завала –порог (3к.с.), сразу за ним – шивера (3к.с.). Кроме первых двух завалов, остальные удалось провести, иногда частично распилив.
Река часто разбивается на протоки. Русло делиться на рукава островами и мелями. В промежутках между завалами – несложные перекаты и мели. На отдельных перекатах катамаран приходиться проводить.
Общее время в завалах, включая время на их преодоление - 12 часов.
Далее скалы правого берега вплотную подходят к реке ( отметка высоты 2030 на карте). Кара-Бурень делает левый, затем правый поворот, обходя скалы правого берега – и успокаивается. Долина расширяется. По берегам – горелый лес. Через 1 час на левом берегу отвесные скалы (30м), долина сузилась. На правом повороте порог «Начальный» (4к.с.), после которого – длинная шивера «Змея» (4к.с.). Через 20 мин после порога – правый приток р.Сан-Гас и через 10 мин после р.Сан-Гас на плавном левом повороте порог «Коварный» (5к.с.). Осмотр обязателен. Осмотр по правому берегу. Перед порогом шивера в которой и приходиться чалиться для осмотра. Значительное падение уровня воды в пороге хорошо видно с воды. Центральная часть порога перегорожена многокаскадной каменной гребенкой. Правый берег – скальный. Падение на пороге – 3.5м. После порога – спокойный участок. Порог прошли под левым берегом.
Далее долина реки расширяется. Шиверы, перекаты, прижимы, завалы – проходяться сходу. Река часто делиться на протоки.
Через 2 часа после порога в русле (на поверхности и под водой) большие, до 5м в поперечнике, белые валуны. Через 1ч 20мин после них – левый приток – р.Ханныг-Кадар-Ой. Через 20мин после впадения справа небольшого ручья Крестик на правом берегу –дома селения Крестик. Хозяйство большое и безлюдное. В большом, добротном доме можно переночевать. Баня закрыта на замок.
Через 20мин – левый приток ВерхнийУрлыг; через 10 мин (700м) после притока река делает левый поворот и разделяется островами на две протоки. Основная масса воды идет влево. Справа, судя по месту слияния проток, – непроход. В левой протоке порог «Карнахойский» (3к.с.), осмотр по левому берегу. Длина порога – 1км. Проходили сходу по центру. Валы до 1м. Посередине порога на левом берегу – изба, хорошо заметная с воды
Далее с интервалом в 10 мин следуют 2 переката. Через 10 мин после второго переката начинается самый сложный порог Кара-Бурени – «Ганджорский» (5к.с.). Осмотр по левому берегу.
Порог начинается шиверой (4к.с.), на правом повороте протяженностью 150м и, после короткого прямого участка, следует резкий (90º) левый поворот реки. Правый берег на левом повороте – скальная стенка высотой 30м, снижающаяся вниз по течению, как-бы подчеркивая возрастающий уклон реки. На левом повороте реки – второй участок порога (5к.с.). Вся масса воды идет ближе к правому берегу. Уклон резко возрастает. Вход в поворот затруднен большими камнями (до 1м) в русле у левого берега. Через 50м после левого поворота в русле ближе к правому берегу большой камень (5м в поперечнике). Проход слева. Валы до 2м. После камня шивера (4к.с.). длиной 300м и на резком правом повороте прижим к левому берегу. Далее 500м река течет в красивом скальном каньоне. Препятствий нет.
Каньон резко заканчивается, открывается долина. После каньона – остров. Идти справа. На левом повороте после острова начинается шивера (3к.с.) и через 500м – порог (4к.с.). В основном сливе косые валы до 2м. Проходили правее основного слива.
Осмотр с левого берега. Чалиться для осмотра – сразу после каньона на левом берегу.
Далее до устья р.Шунныг-Ой – три шиверы 2-3к.с. Проходили сходу.
После р.Шунныг-Ой следует самый спокойный и красивый участок р.Кара-Бурень. За 10км до впадения в р.Уду долина р.Кара-Бурень резко расширяется, берега понижаются. Кара-Бурень разбивается на много проток. Место впадения ее в р.Уду сложно определить точно. Уда узнается по широкому руслу и скалам левого берега, вплотную подходящим к воде.
Первые дома Алыгджера видны на правом берегу, на траверзе скал левого берега. В районе Алыгджера ширина Уды 50-80м.
Хорошее место для лагеря на левом берегу Уды через 100м после впадения слева ручья.
Сплав по р.Уде от пос.Алыгджер до пос.Порог.
Продолжительность сплава по р.Уда – 235км.
Уровень воды в р.Уда в районе пос.Порог на 0.3м выше меженного. Температура воды в Уде в районе пос.Алыгджер - 12ºC.
Основные пороги и шиверы Уды расположены на участке: пос.Алыгджер – порог «Миллионный». Примерно в первой трети маршрута. Сложные препятствия начинаются неожиданно, река не дает возможности подготовиться и привыкнуть к ней. Осмотра требуют пороги: «Красный камень», «Три бандита», «Джуглымский», «Джуктырский», «Верхняя и нижняя баба», «Миллионный».
Следует особо подчеркнуть, что все шиверы р.Уды до порога «Миллионный» при прохождении тоже требуют внимания, Высота волн в некоторых шиверах достигает 2м.
Номера препятствий описания соответствуют указанным на карте.
На первых 4км от Алыгджера вниз по течению нет никаких препятствий.
1. Простая шивера.
2. Шивера на правом повороте реки.
3. Средняя шивера на левом повороте реки. На выходе большие, до1.5м стоячие волны. Вход посередине, чуть ближе к правому берегу, затем чуть ближе к левому.
4. Средняя шивера, скорее порог длиной около 1км. Вход в шиверу ближе к левому берегу, выход по центру.
5. Средняя шивера. Начинается небольшим перекатом (в русле отдельные небольшие камни). В конце шиверы в реке лежит огромный валун (у левого берега), перед ним косая гряда камней. Проход по центру.
6. Небольшой несложный перекат на всем левом повороте реки.
7. Порог «Красный камень» (3к.с.). Получил название по огромной скале красного цвета, обрывающейся круто к реке у правого берега, и видимой уже на подходе к перекату 6. В правом рукаве – слив0.7м. Проход слева несложен. Сразу за порогом слева отличный песчаный пляж.
8. Небольшая шивера, постепенно переходящая в порог «Три бандита» и составляющая с ним одно целое.
9. Порог «Три бандита» (4к.с.). Начинается с сужения русла реки сразу за 8-й шиверой. В центре реки огромный, метров 8 в диаметре камень-одинец, точнее скала. Левый и правый берег возле камня – тоже огромные скалы – камни (отсюда и название). Осмотр с левого берега. Проход правее камня-одинца несложен. Стоячие валы до 1.5м.
10. Порог «Джуглымский» (5к.с.) является самым длинным и наиболее сложным порогом реки Уды. Порог начинается длинной каменистой шиверой на правом повороте реки. Шивера не сложная. Ориентир порога – за правым поворотом огромная каменистая отмель на правом берегу. За поворотом около 300м прямой участок. Затем – плавный левый поворот. Самый сложный участок – от середины прямого отрезка до устья впадающей слева р.Джуглым – 500м. Разведка с левого берега. Проходить лучше у левого берега, уходя на выходе из порога на середину реки. В центре порога крутые стоячие волны до 2м.
11. Порог «Джуктырский» (3к.с.). Начинается перекатом на правом повороте реки в полукилометре от «Джуглымского». От левого берега в реку на треть ширины русла выдается скальный выступ, в который бьёт поток, образуя большие валы, тянущиеся на 80м. После выступа струя с валами уходит под правый берег. Хороший осмотр порога с правого берега. Проход ближе к правому берегу. Валы на выходе до 1м.
12. Средняя шивера на левом плавном повороте реки, через 100м после впадения правого притока Джуктыр. Проход по центру.
13. Шивера, напоминающая 12, но более мощная. По центру большие валы. Проход немного левее середины.
14. Средняя длинная шивера протяженностью около километра. От левого берега в реку вдается отмель из крупных камней. По центру и справа большие валы, особенно на выходе. После шиверы река резко уходит вправо, образуя у левого берега сильный прижим. На выходе левый берег – отвесная высокая скала. Сразу за шиверой на левом берегу отличное место для лагеря.
15. Порог «Верхняя баба» начинается шиверой на плавном левом повороте реки, затем поворот становиться круче. Основной поток бьёт в правый берег, образуя на плитах падуны и валы за ними. После поворота река входит в скальный коридор и сжимается до 15м. На выходе русло перегорожено двумя огромными плитами, дающими мощный сливной треугольник.
Шиверу лучше проходить под левым берегом, а выходить из порога по центру. Осмотр порога удобнее проводить с левого берега.
16. Порог «Нижняя баба» расположен сразу за порогом «Верхняя баба» на правом повороте реки. Перед ним галечный остров. В пороге два слива с мощными валами, разделенные быстриной. Затем идет сильная шивера с большим количеством камней.
После «Нижней бабы» река сильно петляет, на поворотах высокие бомы, почти на каждом повороте перекат с валами у навального берега.
17. Порог «Тугурик». После спокойного широкого прямого участка начинается плавный поворот направо. На входе в порог расположен большой галечный остров и каменный выступ с правого берега, которые дают мощный сливной треугольник. Затем струя идет под левый высокий берег, бьёт в него и поворачивает направо. На выходе река зажата двумя береговыми выступами, дающими мощный слив.
Порог заметен по большим валам справа и отвесной скале слева, перегораживающей реку.
От устья Тальмы до порога «Зеленый камень» нужно быть внимательным, так как на каждом повороте реки шивера или прижим.
18. Порог «Зеленый камень» в высокую воду закрыт полностью. О наличии порога можно судить лишь по буруну у правого берега.
От Алыгджера до Нерхи средний уклон 3.8м/км, скорость – 8-10км/час, на порогах до 20км/час.
19. Сразу за устьем реки Хальты(Нерха) река разливается на три протоки. В правой протоке средняя шивера с мощными стояками, две левые протоки мелкие. Идти нужно по центру.
20. Порог «Черный остров» находиться в 3-4км ниже Нерхи. Посередине реки находиться большой лесистый остров. Левая протока мелкая, однако в большую воду по ней можно пройти. У правого берега основной протоки слив высотой около метра, потом обломок скалы и слив поменьше. Основной слив в центре, мощные стояки до 2м. Осмотр по правому берегу.
21. Шивера длиной 300м.
22. Очень длинный порог. Начинается сужением с мощным сливом. Затем идет очень каменистая шивера, на выходе из нее опять сужение со сливом. Правый берег – каменистая отмель, левый – отвесная стена. Ориентир порога – скальный выступ правого берега. Осмотр с правого берега.
23. Шивера
24. Шивера с крутым сливом, идти по центру, затем в русле реки огромные бойцы. Берега реки – то отвесные скалы, то небольшие заливчики. Особенно крупный первый боец, который виден сразу после 23 шиверы. Весь участок проходиться слева.
25. Перекат мелкий, сразу за ним приставать к левому берегу. Слева к реке круто обрывается огромная одинокая скала, напоминающая по очертанию парус. Она так и называется и видна издалека, еще от 23 шиверы. Служит хорошим ориентиром «Миллионного» порога.
26. Порог «Миллионный» (4к.с.). После порога «Черный остров» точно разобраться где какая шивера кончается, какая начинается трудно; одна шивера, по существу, переходит в другую.
Кроме скалы «Парус», ориентиром порога может служить находящийся посередине реки камень, представляющий собой обломок скалы шириной метров 10 и высотой 5м. Пройдя его, через 200м следует приставать к левому берегу, отсюда открывается отличный вид порога.
Порог – крутой левый поворот в трубе. Слева отвесные крутые скалы высотой до 6-8м, справа – каменная осыпь. Ширина ущелья 30-40м, длина около 250м. В начале последней трети порога ближе к правому берегу лежит плита, через которую идет основная струя, образуя огромный каменный котел. После камня струя переходит к левому берегу, наваливая на него. Между плитой и отвесными скалами левого берега стоячие волны до 1.5м.
Входить в порог следует левее середины. В районе порога много хороших мест для лагеря.
27. Сразу за поворотом направо начинается шивера, тянущаяся с перерывами от устья М.Шиты до ручья Харлашкина.
28. Шивера.
29. Шивера.
30. Очень сильная шивера в островных протоках. Идти по левой протоке у правого берега, на выходе уходить в центр.
31. Средняя шивера.
32. Шивера.
33. Справа впадает р.Тунга. Далее река делает s – образный поворот. С поворота видна Хадама – на правом берегу несколько домов и антенна радиостанции. Есть метеостанция. В конце s – образного участка на левом высоком берегу мемориал памяти Валерия Грушина.
34. Средняя шивера напротив Хадамы. Река разделена островом на две протоки. Проход по левой протоке у правого берега.
35. Сильная шивера.
36, 37. Подводные гряды, перегораживающие реку. Проход у левого берега
38. Средняя шивера в островных протоках. Проходить по левой протоке под правым берегом, выход по центру.
39. Средняя шивера, образованная крупными подводными камнями. Проход у правого берега.
40. Средняя шивера, проходить слева.
41. Средняя, так называемая «Веселая» шивера. Проходить справа.
42. Шивера. Проходить слева.
43. Шивера. Проходить справа.
44. Средняя шивера в месте выхода коренных пород. Русло забито обломками скал. Проход по правой протоке.
45. Средняя шивера. Начинается перекатом, затем с левого берега в реку вдается скала. Проходить справа.
46. Порог «Валунный» (у местных жителей «Таловский»). Русло реки забито крупными валунами. По центру и у левого берега сливы с валами. Проходить сначала по центру, затем на выходе ближе к правому берегу. Осмотр с правого берега.
47. Шивера в левой протоке.
48. Шивера.
49. Шивера.
50. Шивера.
После Таловского порога среднее падение реки не превышает 0.9м/км. Сложных препятствий нет. Река значительно расширяется. Скорость течения падает до 4-5км/час. Появляется много островов и островных групп. Река на отдельных участках очень живописна, но спортивного интереса уже не представляет. Скала «Богатырь» на левом берегу является границей горной части маршрута.
7. Выводы и рекомендации.
Маршрут очень красив, разнообразен, неожиданен.
Описываемому маршруту больше подходит квалификация «путешествие», чем «туристский поход».
Протяженность и длительность во времени требует от участников навыков сложных и длительных путешествий.
Автотранспорт до пос.Саяны лучше заказывать в Слюдянке, а не в Иркутске –существенно дешевле. Заказ автобуса возможен за 8-10 часов до выезда.
Планировать активную часть похода нужно не ранее 2 декады июля, т.к. из-за неустановившейся погоды и возможных паводков весьма вероятны задержки в пути.
Лошадей необходимо заказывать заранее, из Харькова, и с учетом того, что с 20 июля начинается сенокос.
Нагрузка на одну лошадь составляет 60кг.
С бурятами можно и должно торговаться.
Спросом у бурятов пользуются: веревки диаметра 6-10мм; рыболовные снасти, особенно хорошие крючки, в которых они знают толк; легкие раскладные удочки.
При прохождении завалов следует соблюдать особую осторожность. Взаимодействие экипажей при прохождении завалов должно быть на высоком уровне. В противном случае завалы лучше обносить.
Тропа пешего перехода, особенно от границы до границы леса, при прохождении перевала мокрая, теряющаяся в зарослях карликовой березки. Особую опасность представляет собой острые обломки сланцевых пород, по которым идет тропа и которые не заметны под водой. Падение на такой тропе чревато травмами.
Ходовое время между границами леса на перевале составляет 7 часов, что следует учитывать при планировании ночевок.
В долине Жомболока, на границе леса растут: золотой корень, рододендрон, жарки.
Количество и качество леса для постройки плавсредств и на Додоте и на Кара-Бурени оставляет желать лучшего.
Додот богат рыбой. Много щуки и хариуса, но с катамарана рыбалка плохая.
Мест для лагеря на Додоте не много. Берега сильно заблочены.
Додот заслуживает того, чтобы сделать на нем несколько дневок.
В районе Алыгджера следует сделать дневку для осмотра Удинского каньона. Лучше стать лагерем на левом берегу реки, чтобы не докучали местные жители.
Маршрутные документы можно отметить: в пос.Саяны; в пос.Алыгджер; в пос.Порог; в г.Нижнеудинске.
Аварийный выход с маршрута возможен в пос.Алыгджер и в пос. Порог. Ниже пор. Миллионный на Уде часто встречаются рыбаки на лодке с мотором. В остальных частях маршрута аварийный выход весьма затруднен. На участке от оз.Олан-Нур в долине Жомболока до зимовья Крестик на Кара-Бурени места полностью ненаселенные. Аварийный выход рекомендуем по трассе похода.
Необходимо отметить, что ряд препятствий маршрута, а именно: порог на р.Додот; пороги «Начальный» и «Каварный» на р.Кара-Бурень – определены некоторыми нашими предшественниками как шиверы. Это неверно. Резкое возрастание уклона рек и соответственно скорости течения на этих препятствиях по сравнению с участками до и после них, наличие прижимов и мощных концентрированных сливов безусловно требует отнести их к разряду порогов. Сложность препятствий и линия их преодоления во многом определяются уровнем воды в реках.
Общие расходы на поход, включая предпоходную подготовку составили 11977 руб/1 чел. (413 $/чел. из расчета 1$=29 руб).
1. Харьковский городской клуб туристов. Отчет о водном походе 3к.с. по рекам Кара-Бурень-Уда. Рук. Малышенко.1972г.
2. Отчет о пеше-водном путешествии по маршруту пос.Орлик – р.Додот – р.Кара-Бурень –р.Уда – пос. Порог.группы из Новосибирска. 1995г. Доступен в сети Интернет.