Е. Антонов
(рукопись статьи для журнала "Шкипер")
Дежурный офицер ОПК "Евпатория" отложил испещренные штампами "приходов-отходов" бланки судовых ролей и удивленно взглянул на капитанов яхт:
— Идете из Киева — это понятно, но порт приписки — Луганск? Там же нет ни моря, ни реки?
— Ну как же, Луганск — крупнейший центр развития парусного туризма, а река у нас, Луганка, метра два шириной будет — улыбается наш командор.
— И как же вы собираетесь идти в ваш Луганск? — не понял шутки пограничник — Начальник комендатуры велел дать отход "надувным" куда попросят.
— Спасибо, но дальше не пойдем, из Евпатории поедем домой в Луганск и Харьков на поезде вместе со своими судами.
700-мильная экспедиция "Днепро-99" завершилась.
А началось все еще три года назад, когда представители клубов парусного туризма Харькова, Киева и Луганска встретились на ежегодной конференции по вопросам развития альтернативного яхтинга в Украине.
— Мы всегда гоняемся на морях, — сказал Игорь Филь, яхтенный капитан из Киевского Крейсерского яхт-клуба и, одновременно, председатель Парусной комиссии в Туристско-Спортивном Союзе Украины, — а между тем, Днепр — очень интересная и красивейшая акватория, приглашаю всех к нам на Днепр.
— Правильно, в деле популяризации альтернативных традиционным видов парусного спорта важно не только постоянно осваивать новые акватории, но и заявлять о себе в обществе других яхтсменов. Ведь наиболее представительным на Украине является регата "Кубок Большого Днепра", а она включает в себя и "Чемпионат Украины", и "Кубок И.Сирка", и "Таврийские Игры". Поэтому если сможем пройти вместе с "Кубком Большого Днепра" — это подтвердит наши притязания на "место под солнцем" в парусном мире Украины, — поддержал представитель г. Харькова Е. Антонов. А старейший морской волк В.И. Феденюк (г. Луганск) добавил:
— Вообще-то на полных курсах мы должны ходить не хуже крейсеров — интересно было бы "прикинуться" с ними на крейсерской дистанции.
И вот уже пять надувных яхт доставлены в Киевский Крейсерский яхт клуб. Акцию поддержали Госкомитет Украины по физкультуре и спорту, Спортивное общество профсоюзов "Украина", Туристско-Спортивный Союз, Федерация Спортивного Туризма Украины, ООО "Экология" г. Луганск, фирмы "Арти", "Подводный мир", "Бриг ЛТД", "Харьковагрозапчасть" из Харькова. Киевский Крейсерский яхт-клуб обещал техническую помощь судейским судном "Фемида", а оргкомитет "Кубка Большого Днепра" — обеспечить совместную шлюзовку яхт.
Собранные надувные парусники (а это были три катамарана типа Странник-3 Луганского производства и два катамарана, в которых просматривались элементы стандартных "Простора" и "Альбатроса") сразу привлекли внимание киевских яхтсменов — слишком уж экстремальными кажутся условия обитания экипажа в сравнении с крейсерскими яхтами, но оргкомитет "Кубка Большого Днепра" в лице Ю. Бородянского остался осмотром доволен.
Первый переход самый ответственный — нужно успеть за сутки до Канева и к утру отшлюзоваться не отстав от "Кубкового" флота. Решили не дожидаться старта регаты и выйти на час раньше, но долгие проводы и не менее долгая возня с огромным кильблоком "Фемиды" свели на нет все наши старания стартовать пораньше. Погода благоприятная: ветер довольно свежий и почти попутный. Киев остался за кормой так быстро, что мы не успели рассмотреть как следует его берега и к обеду уже причалили в Балыко-Щучинке — осмотреть мемориальный комплекс, посвященный защитникам Букринского плацдарма и заодно полюбоваться со стороны прохождением "крейсеров" (несколько десятков крейсеров под спинакерами при ветре 5-6 баллов — на это стоит посмотреть). Промежуточный старт открыт и мы рванули вдогонку. Но ни тут-то было — даже минитонники не дают сократить дистанцию, а огромные спинакера Коханой, Надіна, Гонты, Росавы уже превратились в крошечные разноцветные пятна на горизонте.
К счастью, радиосвязь на катамаранах как всегда не работает и можно только догадываться, что думают шкипера о надвигающемся грозовом фронте и перспективе ночной навигации под дождем на совершенно незнакомой акватории с неработающей судоходной обстановкой.
Пытаемся сократить путь и не выписывать вслед за яхтами замысловатые петли фарватера, ведь с поднятыми швертами наша осадка всего 15-20см. Сначала все выглядит прекрасно: несемся полным бакштагом прямо на Канев и через полчаса спинакера арьергарда "Кубка Большого Днепра" видны уже на траверзе правого борта, а еще через полчаса — перемещаются к корме, но тут впереди открываются бескрайние поля водорослей. Перья рулей с характерным щелчком откидываются, столкнувшись с этими плавучими островами, яхта приводится и мы бодро несемся курсом, прямо противоположным прежнему — без рулей катамаран предпочитает острые курсы и заставить его двигаться в нужном направлении стоит больших усилий и времени. Пока воюем с водорослями, устрашающий атмосферный фронт, украшенный облаками-башнями подкрался совсем близко. В наступившем затишье отчетливо слышен характерный шум, потом видим быстро движущуюся стену дождя, и вот на нас обрушивается мокрый шквал с ветром до 25—30м/с, который приходится переждать в дрейфе. И так повторялось в этот день раз пять. Правда и в рядах коллег — крейсеристов разноцветные кружки спинакеров сменились крохотными треугольничками глухо зарифленных парусов, что заметно сократило их отрыв.
В аванпорт Каневского шлюза вошли уже в полной темноте — благо маяк исправно работает. На "Коханой" вспыхнул ярчайший прожектор: судьи "Кубка Большого Днепра" ожидают финиша отставших яхт. Приятно осознавать, что мы пришли к финишу, практически не отстав от "старших".
Едва рассеялся густой утренний туман, из плотного строя столпившихся на акватории крейсеров вырвался "Кардинал" и Аня Бородянская возвестила с высоты носового релинга сквозь стук дизелей то, что уже было давно известно всем, у кого были исправные рации — "Шлюзовка через 15 мин."
Все мы на надувнушках немного волнуемся — никто из катамаранов ни разу не шлюзовался — как бы войти в шлюз и не опозориться перед коллегами с крейсеров? "Фемида", которая должна была обеспечивать нам буксировку в шлюзах, до сих пор не прибыла из Киева. Но мы напрасно боялись, оказывается, оргкомитет уже обо всем позаботился. Все произошло удивительно четко и слаженно, как на военных маневрах: все "безмоторные" мгновенно оказались на буксире яхт, имеющих двигатели. "Надін" взял "Странник", "Россава" взяла "Настойчивый", "Корсар" пришвартовался к "Гонте", а "Простор" к "Коханой". Флагманский "Кардинал" притащил с внешнего рейда отставший "Альбатрос-Фиорд". Пока гостеприимные хозяева буксира радушно разместили нас на борту и угостили кофе, из шлюза выползла баржа с буксиром и флот яхт начал втягиваться в ворота шлюза. Потом мы узнали, что четкая организованность шлюзовки удивила не только нас — новичков в вопросах шлюзования, но даже и многоопытных операторов шлюза и слухи об этом распространились от шлюза к шлюзу до самой Каховки. Увы, это была наша первая и последняя шлюзовка в составе "Кубка Большого Днепра" — все остальные шлюзы нам пришлось проходить самостоятельно.
После шлюзовки "надувнушки" выбросились на Каневский горпляж, а "крейсера" двинулись к глубоководному причалу у Тарасовой горы. После короткой стоянки катамараны стартовали во втором этапе гонки. От Канева до Черкасс — живописнейший речной участок и очень напряженный этап гонки — особенно напряженный для штурманов "надувнушек". Если "крейсера" вынуждены двигаться по судовому ходу от буя к бую, то мелкосидящие надувнушки имеют возможность выбрать любой из рукавов и проток, пытаясь найти наиболее выгодный компромисс из сочетаний ветра, течения и длинны маршрута.
Да, маршрутная гонка среди островов — это совершенно новое для нас, привыкших к морю. Никогда не угадаешь, что выгоднее — сократить путь и пройти протокой или обогнуть остров по судовому ходу, воспользовавшись более сильным течением. Видимо поэтому явный аутсайдер предыдущих этапов — команда "Харьковагрозапчасть" — имеющая на борту местного лоцмана, вырвалась вперед, почти догнав лидера, своих земляков, команду "Бриг LTD" и оттеснив на последнее место обладателя кубка Украины А.Е. Рагулина из Луганска.
В гостеприимных Черкассах парусный флот задержался надолго. "Крейсерам" предстояло отгонять здесь чемпионат Украины по парусному спорту среди крейсерских яхт. "Надувнушкам" — финал кубка Украины "Дніпро - 99", а затем побороться в первенстве Украины по технике парусного туризма.
Черкасский яхт-клуб удобен для стоянки любых судов. На песчаной косе, защищающей яхт-клуб, удобно расположился лагерь "надувнушников", занявших лучшие зрительские места у стартового створа крейсерской дистанции, а крейсерские яхты ошвартовались в глубоководном ковше за косой.
Стоянка в Черкассах не была скучной: утром мы, как болельщики, наблюдали старт крейсерской гонки, а когда паруса "крейсеров" скрывались за горизонтом, стартовали сами. Соревнования были насыщены разнообразными упражнениями — гонки по классической треугольной дистанции, гонки с гандикапом и без, гонки с пересадкой, гонки капитанов без экипажа, гонки со спасением "человека за бортом", гонки без рулей и т.д. Вечером же мы опять превращались в болельщиков и встречали у финиша команды "крейсеров". Мы болели, конечно, за земляков (Денис Хащина на "Энергии"), а в "полутонном классе" — за наш гостеприимный "буксир" — Россаву. После захода солнца программу продолжали на выбор: дискотека в яхт-клубе или песни у костра на косе.
Под конец Кременчугское водохранилище показало нам свой характер. Перед финишем последнего этапа "Кубка..." один из многочисленных мокрых шквалов оказался невероятно сильным — попытка переждать его в дрейфе привела к фатальным последствиям — на двух яхтах (в т.ч. и на нашей) паруса были разорваны в клочья, а третью выбросило на берег на десять метров от уреза воды.
Долгие стоянки на одном месте — не наш стиль. Как только соревнования были завершены, медали и дипломы розданы (наша команда — "Бриг LTD Харьков" — завоевала серебро в общем зачете регаты "Дніпро — 99", золото в классе судов с площадью парусности свыше 16 кв. м и стала чемпионом Украины по Технике парусного туризма), мы поспешили поскорее покинуть гостеприимную гавань в Черкассах с целью посетить славящиеся своей красотой острова на противоположном берегу водохранилища, после чего дождаться флот "Кубка Большого Днепра" у Светловодских шлюзов.
Грозы со шквалами сменились слабым ветром, а с нашим уходом из Черкасс — штилем. Беспомощно дрейфующие по течению суда атаковали бесчисленные полчища мельчайших насекомых, считавших своим долгом покрыть толстым слоем лодки, паруса и людей, а к вечеру завалить палубу своими трупами. К счастью легкий ветерок все же появился и к ночи мы добрались до устья Сулы.
Остров Жовнино, на котором мы провели несколько дней оставил самые приятные воспоминания. Обычно, как нам рассказали, остров был излюбленным местом отдыха Черкасских любителей природы. В этом же году, когда цены на бензин выросли до умопомрачительных цифр, остров стал недоступен для большей части водномоторников, а яхтсмены не любят его из-за малых глубин, не позволяющих подойти близко на килевой яхте. Поэтому остров совершенно необитаем. Нет даже следов человека. Мы наслаждались дикой красотой остова в полном одиночестве, пока не пришло время спешить в Светловодск, чтобы успеть на шлюзовку регаты.
Ветер сменился на встречный и крепчал с каждым часом. Лавировка под запасным гротом, который мы поставили взамен разорванного шквалом, не доставляла удовольствия — мы сильно отставали от других яхт, но все же пришли в Светловодск вовремя.
Дальнейшее было как в дурном сне. Расслабившись, мы гуляли по городу и наблюдали, как, уже в сумерках, глухо зарифленные "крейсера" влетают со штормовым ветром в аванпорт. Мы спокойно легли спать, чтобы с утра пораньше присоединиться к флоту "Кубка Большого Днепра" для шлюзовки. Однако, едва забрезжил рассвет, мы с ужасом обнаружили, что в аванпорту вместо леса мачт — полная пустота. Диспетчер шлюза подтвердил — яхты отшлюзовались ночью. Отшлюзовалась так же и опоздавшая "Фемида" — судно, на помощь которого мы рассчитывали.
Итак, все планы рухнули. Денег для того, чтобы оплатить шлюзовку, у нас нет, а бесплатно, как участников регаты, нас шлюзовать уже не хотят. Можно, конечно, обнести наши "надувнушки" по суше. В конце концов весят они всего по 200 кг каждая, плюс еще столько же различных припасов и снаряжения. Однако на это уйдет день, а, тем временем, "Кубковый" флот под моторами пройдет речную часть Днепродзержинского водохранилища, и нам не догнать его до следующего шлюза.
Но делать нечего, уже перенесли часть походного имущества к нижнему бьефу и подготовили суда к обносу. Но обносить не пришлось. Отшлюзоваться помог счастливый случай, благосклонность работников шлюза и Кременчугский клуб юных моряков (т.е. их корабль). Войти в шлюз оказалось непростой задачей. Моторов у нас нет, а в шлюзе, как в аэродинамической трубе, очень крепкий встречный ветер, особенно заметный на высоте нескольких десятков метров над уровнем реки в нижнем бьефе. Пришлось прибегнуть к старинному и безотказному типу движения — бурлакам в лице экипажа яхты "Странник", которые и втянули связанные между собой катамараны в шлюзовую камеру, чем немало потешили местную публику. Однако, когда вода из камеры была выпущена, даже бурлаки не могли бы нам помочь, т.к. ближайшее место, по которому они могли бы "брести бечевой" (т.е. "бечевник"), лежало высоко над нашими головами. Если бы не хитроумный, как Одиссей, Витя Феденюк — наш бессменный командор — то сидеть нам на дне шлюзовой камеры, прижатыми к верхним воротам, до второго пришествия (сухогруза или каравана барж)...
После утомительной лавировки в узком русле реки, мы поняли, что догнать регату у ближайшей плотины не удастся.
Кременчугский подъемный мост тоже задержал нас на пару часов. Было принято решение не «рубить» мачты на наших катамаранах (для свободного прохода не хватало всего 1,5 м высоты пролета), а закренить суда и провести их под мостом в закрененном состоянии. Однако суровые мужики с автоматами никак не могли понять наших хитрых маневров и взяли нас «на мушку». Зато местные жители, наблюдавшие за нашими действиями под дулами автоматов, прониклись к нам особой симпатией и щедро одарили нас прекрасной жареной рыбой, скрасившей наш вечерний рацион.
Дальнейшее продвижение по Днепродзержинскому водохранилищу напоминало больше сплав по течению. Встречный ветер менялся от 0 до 1—2 м/сек, и, благодаря этому, мы посетили, помимо воли, замечательные живописнейшие острова в устье Ворсклы. Под конец слегка подуло с кормы, и наша эскадра в 4 вымпела под спинакерами подлетела к плотине Днепродзержинского водохранилища.
Решили не тратить время на препирательство с диспетчером шлюза и сразу искать место для волока. Но обносить суда опять не пришлось. Выручили яхтсмены из местного яхт-клуба, которые не только любезно предоставили нам уютную стоянку и ночлег, но и обеспечили шлюзовку и буксир до нижнего бьефа совершенно бескорыстно, чем подтвердили, что выражение «морское братство» все еще актуально.
Опять идем по реке. Днепр выше Днепропетровска очень живописен. Множество покрытых лесом островов дают представление о том, какой прекрасной была эта река до затопления.
Очередное препятствие на нашем пути — низкий мост в г. Днепропетровске. Ветер встречный, балла три. Наблюдаем за маневрами флагманского судна (яхта Странник под командованием В.И. Феденюка). Заложив пару пробных галсов, Витя направляет яхту прямо на мост. С ужасом предполагаем, что наш флагман не смог оценить визуально высоту пролета, и катастрофы не избежать. Но в нескольких сантиметрах от моста экипаж "Странника" травит форштаг, наклоняя мачту, а после прохождения мгновенно ставит ее в прежнее положение (двенадцатиметровая мачта на Страннике весит под 100 кг и никаких лебедок). Маневр столь изящен, что мы тут же устремляемся его повторить, но в нужный момент, после отдачи штага, мачта почему-то не желает наклоняться. Раздается ужасающий треск, сверху сыплются какие-то обломки, и вот мы уже за мостом. Мачта возвращена в рабочее положение и можно проанализировать ситуацию. Конечно, штаг-то мы отдали, а о стаксель-фале забыли, но, к счастью, прочность его оказалась не бесконечной. Иначе, либо Днепропетровск не досчитался бы одного из своих мостов, либо яхта лишилась бы мачты.
Нас встречают местные коллеги — новенький надувной парусник типа "Простор" проводил нас до острова "Комсомольский" — высокий, сплошь покрытый лесом, скалистый остров, украшенный колокольней недостроенной церкви, приятно оживляет акваторию Днепропетровска. Как ни странно, но ни о "Кубке Большого Днепра", ни о "Казачьей" регате имени И. Сирка, которая здесь стартует, никто на берегах не знал. Даже в местном яхт-клубе нам невразумительно сказали, что, дескать, были яхты какие-то, но позавчера ушли. Очень жаль, ведь мы надеялись на "Сирка". Во-первых, мы рассчитывали, что предстартовые процедуры задержат здесь флот "крейсеров", и нам удастся его догнать. Во-вторых, мы давно интересуемся этой регатой как земляки атамана.
Поскольку у многих из нас отпуска подошли к концу и экипажи сильно поредели, решено сократить нашу эскадру до 2-х вымпелов. Вот еще одна особенность походов на разборных яхтах: оставшиеся яхтсмены объединились в два экипажа, а освободившиеся суда были разобраны и сданы в багаж.
Спешим покинуть Днепропетровск. Слишком уж здесь неуютно, а плюс к тому, впереди нас ждут шлюзы Днепрогэса, о руководстве которого ходят самые ужасные слухи.
"Озеро имени Ленина" — самая неприятная акватория на Днепре. Берега заболочены, а правый — сплошь зарос тростником. В жидкой липкой грязи левого берега очень острые мелкие камни, мешающие ходить по мелководью без обуви. К тому же какие-то добрые люди вбивают в дно острые железные прутья, не доходящие до поверхности воды. Именно на такие прутья и напоролись наши надувные суда. При отходе от этих негостеприимных берегов в штормовую погоду "прокололся" сначала один катамаран (благо надежные воздухонепроницаемые перегородки гарантируют безопасность, но ремонт занял полдня), а через несколько минут после повторного старта был поврежден пневмокорпус и на другом катамаране. Пришлось отложить выход до следующего утра. Благо на следующий день с крепким ветром (в галфвинд) за полтора часа долетели до Запорожья.
"Днепрогэс" не похож на плотины, которые мы видели до того — обнести его по берегу слишком сложно. Вблизи плотины нет удобных мест для вытаскивания судов, волок длиной в 5 км пролегает по городу (с пересечением трамвайных и троллейбусных путей). И все же, после беседы с яхтсменами в местных клубах, мы склонялись к необходимости волока — столь неутешительными были их отзывы о здешнем шлюзе. Решились явиться к диспетчеру шлюза сами. Разговор с руководством подтвердил самые худшие опасения, но в этом разговоре промелькнула фраза, за которую мы ухватились, как за соломинку.
Виктор Григорьевич Степаненко — председатель Запорожского Совета по физкультуре и спорту — встретил нас с распростертыми объятиями. Никогда не угадаешь, где можно найти поддержку и помощь, но в этот раз нам сказочно повезло. Бумага, выданная Виктором Григорьевичем, возымела магическое действие на суровых шлюзовиков. Через несколько часов ожидания попутного судна, мы оказались в гигантском колодце Запорожского шлюза (он втрое глубже всех остальных). Отшлюзовались уже в сумерках и уже почти в полной тьме двинулись вниз по Днепру. Паутина электрических проводов ЛЭП, во всех направлениях пересекающих Днепр ниже Днепрогэс выглядит угрожающе, но, к счастью, все они подвешены выше наших мачт.
Глядя на великолепие скальных каньонов у о. Хортица, разительно отличающихся от всего того, что мы видели на Днепре, начинаешь понимать, почему казаки именно здесь основали свою "столицу". Может быть и были какие-то практические выгоды — военные или другие, но это наверняка не главное. Просто казаков, идущих по реке на своих "Чайках", это место привлекло своей исключительностью. Уникальность ландшафта, на фоне довольно однообразных пейзажей Днепра, завораживает и манит остаться здесь как можно дольше. Мы тоже застряли на Хортице на несколько дней, забыв о погоне за флотом "крейсеров", расслабленные гостеприимством коллег из Запорожского клуба туристов-парусников. В их теплой компании Отметили почитаемый всеми водниками "старый день ВМФ" (нынче, видимо взяв пример с Нового Года, этот праздник тоже размножился и отмечается дважды).
Покидали мы Хортицу с горьким чувством сожаления о содеянном строителями Днепрогэса — такое место загублено практически зря. Уверен, что предприимчивые капиталисты выжали бы из этого природного комплекса куда больше денег на туризме и рекреации, чем стоят те жалкие крохи электроэнергии, которые выдает Днепрогэс. Так, поругивая бездарных немецких саперов, которые так и не смогли взорвать эту плотину, мы вырвались на просторы "Каховки".
Да, именно вырвались и помчались с крепким попутным ветром нагонять упущенное время. Наконец-то мы смогли дать полный ход и проскочили Каховское "море" часов за 20. Под конец ветер усилился настолько, что даже глухо зарифленные и тяжело загруженные (по 400 кг на каждом) катамараны большую часть времени шли в режиме серфинга на попутной волне. Приятно удивил нас и Каховский шлюз, большое спасибо его работникам.
Берега Каховского водохранилища выглядят довольно мрачно, только в самом низу радуют глаз сосновыми лесами и лесопосадками. В Каховке Кубок Большого Днепра тоже, увы, не задержался. Видимо "Таврийские игры" уже не привлекают яхтсменов как раньше. Зато у шлюза встретился один из участников регаты, отличавшийся особым «везением». Этот четвертьтонник не только потерял мачту, но и потом, уже в Херсоне, какие-то "добрые люди" позаимствовали у потерпевших кораблекрушение яхтсменов все содержимое их каюты и подвесной мотор с бензином в придачу. Теперь эти жертвы "пенителей Понта" ожидали попутный буксир до Кременчуга. Они поведали нам о том, что скоро мы встретимся с возвращающимися назад яхтами регаты и попугали суровостью Херсонских пограничников. И действительно, не доходя до Херсона, мы отсалютовали идущим вверх по течению яхтам — участникам Кубка Большого Днепра. Интересно, что наше судно сопровождения — "Фемида" — под вымпелом председателя комиссии по парусному туризму при ТССУ И.Филя опять ускользнуло от нас. Мы разминулись с ним дважды, так и не увидев ни разу после Черкасс.
Прибыв в Херсон и выставив усиленную охрану, мы отправились к Херсонской погранкомендатуре. За последние годы мы бывали на множестве погранзастав и знаем, что, вопреки здравому смыслу, требования у пограничников могут быть самые разные, а зачастую даже взаимоисключающие. Никогда не знаешь, чего потребует очередной командир. Однако, вопреки "страшилкам" капитанов, бродящих с кипами бумаг под дверью комендатуры, в Херсонской ОПК все налажено четко и без всякой ненужной бюрократии, не то, что в Крыму.
И вот мы уже лавируем против ветра в узком русле, а навстречу нам проходят гигантские (по речным меркам) танкеры и сухогрузы под флагами неведомых нам держав, а мы, уворачиваясь от них, удивляемся, как им удается протиснуться в этом фарватере, который еще и сужается с приближением моря. Вход судового хода из лимана в Днепр выглядит как небольшая прогалина в зарослях камыша — не более 25—30 метров шириной.
Как мы не спешили, но до Очакова за сутки в лавировку не успеть. Хотели предупредить пограничников, но их радиостанции не дежурят на нашей частоте, а 16 канала у нас нет. Подошли к стоящему у берега сейнеру и попытались связаться с пограничниками с помощью их мощной радиостанции, но тщетно. До Очакова шли почти всю ночь, благо маяки и обстановка исправно светятся. Здесь, в Очакове, окончательно решили на Одессу не идти. Повернули на Крым. Погода нам благоприятствовала. Мимо пробегали песчаные, покрытые сосновым лесом косы. Мы мчались по мелководью, распугивая лежащих повсюду на дне крупных хвостоколов и разглядывая в бинокли сидящих на островах пеликанов.
Этот переход был похож на сказку — такого не увидишь ни с килевой яхты, ни с моторки. Когда заповедник остался далеко за кормой, мы все же не сдержались и удовлетворили свой охотничий азарт. После долгой борьбы загарпуненный скат был поднят на борт, после чего в течении трех дней наш командор потчевал нас своим фирменными блюдами из "акульего мяса". С о. Джарылгач, пользуясь попутным ветром и благосклонностью пограничного начальства перебрались на Черноморское, а оттуда на Тарханкут, где мы встречались с экспедицией, движущейся нам навстречу. Мореплаватель-одиночка Саша Разумов из Донецка на надувном паруснике "Авось", выйдя из Мариуполя, обогнул Крым и встретил нас в запланированном заранее месте — мысе Атлеш полуострова Тарханкут — "столице" подводников Украины. Там мы вместе продемонстрировали непревзойденные возможности пневмокатамарана как платформы для дайвинга.
На Тарханкуте мы не впервые, поэтому грандиозные обрывы и скалы уже не так поражают воображение. Удивил быт проводящих здесь свой досуг людей. Сначала вроде бы никого почти не видно, но стоит прозвучать приглашающему к завтраку удару колокола, как огромный скальный обрыв оживает. Из сотен расщелин и ниш в склонах появляются живущие в них люди — картина совершенно удивительная, напоминающая не то гигантский муравейник, не то декорацию к фантастическому фильму.
Насладившись красотами Тарханкута, его замечательным подводным миром и гостеприимством Донецких коллег, двинули к заключительной точке экспедиции — Евпатории. Здесь проходящая близко от берега железная дорога позволяет без труда загрузить наш немаленький багаж в поезд и отправиться по домам, подведя итоги пройденному: крейсерские яхты мы так и не догнали, но прошли весь путь самостоятельно, без чьей-либо поддержки и в сроки, почти не отличающиеся от предусмотренных регламентом регаты. И главное, открыли для себя новую акваторию и теперь смело можем рекомендовать всем туристам-парусникам — пройдите Днепр — не пожалеете!