Добровольский Александр
Отчет
о водном (байдарки) туристском
походе 1 к.с.
по реке Ворскла
совершенном с 8.06 по 20.06.2005,
руководитель Добровольский Александр Вячеславович
Нитка маршрута: Пионерская – Чернетчина – Журавное – Лутище – Карабазивка – Гавронцы – Вакуленцы - Полтава
Протяженность активной части: 150 км
Сроки путешествия 8.06.2005 – 20.06.2005
Руководитель: Добровольский Александр Вячеславович
Состав группы:
№ |
Фамилия,имя,отчество |
Год рожд. |
Туристский опыт |
Обязанности в группе |
1 |
Добровольский
Александр
Вячеславович |
1984 |
Ю.Буг. 2-р |
Руководитель |
2 |
Холод
Артем
Александрович |
1989 |
С.Донец 1-у |
участник |
3 |
Канцедал
Сергей
Сергеевич |
1989 |
С.Донец 1-у |
участник |
4 |
Сивый
Владимир
Юрьевич |
1989 |
С.Донец 1-у |
участник |
5 |
Куцовол
Сергей
Сергеевич |
1989 |
С.Донец 1-у |
участник |
6 |
Дещинская
Катерина
Виталиевна |
1989 |
С.Донец 1-у |
участник |
7 |
Федь
Алина
Викторовна |
1989 |
С.Донец 1-у |
участник |
8 |
Грекова
Марина
Дмитриевна |
1989 |
С.Донец 1-у |
участник |
9 |
Барсага-Зиньковская
Диана
Авиловна |
1989 |
С.Донец 1-у |
участник |
10 |
Конотоп
Игорь
Петрович |
1989 |
С.Донец 1-у |
участник |
11 |
Левенко
Николай
Николаевич |
1989 |
С.Донец 1-у |
участник |
12 |
Добровольский
Вячеслав
Александрович |
1944 |
Ю.Буг 2- у |
Зам. рук-ля |
График движения на маршруте:
Даты |
Дни |
Участки маршрута |
Км |
8.06 |
1 |
Харьков - Бакировка |
- |
9.06 |
2 |
Дневка. Сборка лодок. |
- |
10.06 |
3 |
Бакировка – Климентово |
12 |
11.06 |
4 |
МПН - Чернетчина |
16 |
12.06 |
5 |
МПН - Украинка |
20 |
13.06 |
6 |
МПН – за мостом на Котельву |
22 |
14.06 |
7 |
МПН - Опошня |
20 |
15.06 |
8 |
Дневка |
- |
16.06 |
9 |
Дневка |
- |
17.06 |
10 |
МПН - Гавронцы |
32 |
18.06 |
11 |
МПН - Полтава |
28 |
19.06 |
12 |
Дневка |
- |
20.06 |
13 |
Полтава - Харьков |
- |
|
|
Итого: 7 ход.дней + 4 дневки |
150 |
Краткая характеристика района путешествия.
Равнинная, относительно спокойная река, технически несложная. Основное препятствие - завалы, впрочем, из-за большого количества байдарочников непроходимых мест нет. Течение на незарегулированных участках быстрое, глубина небольшая, что в сочетании с завалами придает сплаву некоторый технический интерес. На берегах преимущественно пойменный лес, местами посадки сосны. На некоторых участках настоящий сосновый лес. В этом отношении наилучший участок: с.Скелька-с.Котельва. На всем протяжении, вплоть до Полтавы, вода очень чистая, содержащая большое количество рыбы, которая на удочку почему-то не ловится. Вероятно поэтому, местное население широко практикует подводную охоту. Ворсклу можно сравнить с Северским Донцом, но в отличие от него она несколько более технически интересна. Заселенность берегов примерно такая же, т.е. высокая. В целом река идеально подходит для новичков и семейного туризма.
Техническое описание маршрута.
08.06.2005
Утренним пригородным поездом Харьков-Смородино (отправление в 8:22) группа выехала к станции Бакировка. Если выходить из последнего вагона то, перейдя через пути, сразу видно шлагбаум, за которым начинается хороша накатанная дорога. Эта дорога ведет через сосновый лес к высокому берегу Ворсклы, где есть удобные места для сборки лодок. Путь от станции с грузом у нас занял 40 минут (с 10-минутным привалом). Вторая половина дня была посвящена благоустройству лагеря.
09.06.2005
С утра погода обещала быть хорошей. На сборку байдарок ушло 3 часа. А их ремонт продолжился до вечера. Рядом со стоянкой было удобное место для купания, поэтому жара переносилась легко.
10.06.2005
Первый ходовой день начался рано: на воды вышли в 8 утра. Через 2 часа после движения по узкой протоке в камышах показался коровий пляж, где был устроен привал. Далее на привал останавливались через каждые 40 минут. Такого графика старались придерживаться весь поход.
После коровьего пляжа через полтора часа движения (здесь и далее – чистое ходовое время) на ЛБ показалась широкая поляна с удобным выходом из воды. Это был пляж базы отдыха, на которой еще не было заезда. Наличие кострища и дров предопределили место нашего обеда. Обеденный привал продолжался 3 часа, чтобы переждать жару.
После обеда река стала шире. Но еще через час движения стала сильно сужаться, потом появились завалы.
Многие завалы приходилось разбирать, а некоторые рубить и пилить. Таким образом, за день было пройдено всего 12 км, а на стоянку встали около 8 вечера на ЛБ на большой поляне, после моста узкоколейки.
11.06.2005
С утра зарядил дождь, который перестал идти только к 11 утра. Позавтракав, вышли на воду. Завалы стали значительно реже. Река вышла на луг, и часто стали встречаться хорошие песчаные пляжи. Ближе мосту, по которому проходит трасса на Ахтырку, на ЛБ много хороших стоянок с сосновым лесом рядом. После моста через 20 минут остановились напротив разрушенного старого моста, чтоб сходить на экскурсию в монастырь. Пока ходили в монастырь начался дождь. Решили дальше не идти, а на ЛБ разбить лагерь.
Остаток дня был посвящен рыбной ловле. Вечером погода стала улучшаться, а звездная ночь предвещала солнечный день.
12.06.2005
С утра погода была хорошей. Река снова вышла на луг ,после которого начался лесистый участок, на котором опять было огромное количество завалов. После села Буймеровка завалы прекратились. Относительно ровный и спокойный участок реки длился до села Журавное, где перед мостом опять было несколько завалов. Ходовое время здесь не указываю, т.к. оно сильно зависит от уровня воды (под водой много бревен, которые могут послужить препятствиями при более низкой воде). Привал на обед был устроен на одной из песчаных кос на ЛБ за селом Журавное.
После обеда река сильно обмелела, и так продолжалось до моста около села Хухра. Через два часа после моста начался лесистый участок реки, по окончанию которого на ЛБ показалась поляна с футбольными воротами, на которой разбили лагерь.
13.06.2005
Через два часа после выхода прошли село Куземин. Еще два часа – и мы у плотины, где обедаем, совершая обнос. Дальше начинается самый красивый, на мой взгляд, участок реки.
Река здесь очень мелкая, дно песчаное, течение быстрое. Встречается много мелей и песчаных островов. Характер реки не меняется до выхода ее на луг, где мы останавливаемся на ночевку (1 час от моста на Котельву).
Стоянка неплохая, но воды здесь близко нет, поэтому несколько ребят сходили в дальнее село за водой. Там же был пополнен запас продуктов.
14.06.2005
Сразу после выхода через полтора часа пришлось обносить плотину. Обнос занял 30 минут. Сразу за плотиной ест несколько неплохих стоянок. Далее течение постепенно замедляется, река становится более глубокой – чувствуется подпор плотины, что расположена напротив Опошни. Снова обносим плотину 30 минут. Проходим через 15 минут под автомобильным мостом. Через 1 км от моста, на окраине села Карабазивка расположен сосновый лес в котором мы находим весьма привлекательное место для стоянки. Место нравится всем, поэтому планируем постоять здесь 2 дня.
Через 1 км от моста, на окраине села Карабазивка расположен сосновый лес в котором мы находим весьма привлекательное место для стоянки. Место нравится всем, поэтому планируем постоять здесь 2 дня.
В селе очень много брошенных дворов. Люди оставляют свои жилища и едут в город. Но нам удалось договориться купить клубники, овощей. А утром даже нам принесли свежего молока.
15.06.2005 - 16.06.2005
Дневки были посвящены экскурсиям по Опошне. В результате привезли домой две больших коробки с сувенирами.
17.06.2005
Ходовой день начался рано – в 7:30 начали движение. Течение на этом участке реки очень сильное. Поэтому за этот день планировалось пройти много.
Сразу после выхода пришлось преодолеть две трубы газопровода, которые лежали прямо на уровне воды. Через три с половиной ходовых часа подошли к броду, где на ЛБ нашли удобную поляну для обеденного привала. После обеда река снова протекала среди живописных берегов ,с которых открывались красивые виды.
Характер реки начал меняться с приближением к с. Гавронцы. Становилось все меньше и меньше пригодных стоянок. Поэтому на первом удобном месте на ПБ утроились на ночлег.
18.06.2005
Последний ходовой день через 1 час после выхода ознаменовался переносом лодок через низкий металлический мост. Еще через два часа движения на правом берегу перестали появляться уединенные пляжи, а началась серия баз отдыха – мы приближались к Вакуленцам. После автомобильного моста еще час – и мы у плотины напротив Вакуленцов.
19.06.2005
На дневке удалось посетить музей Поле Полтавской Битвы, осмотреть музей Котляревского и центр города. По приезду в лагерь устроили прощальный вечер. В этот день разобрали лодки и сушили их шкуры.
20.06.2005
Прямо к плотине ходя городские маршрутки. Стоимость проезда до вокзала 75 копеек. Мы договорились с водителем, что он нас доставит прямо к вокзалу. А поезд, который отправлялся в 15:00 доставил нас в Харьков в 19:15.
Путешествие закончилось. Впереди новые походы.