Эту статью мы посвятим дамской верховой езде. Поговорим об истории и современности. Однако, особое внимание хотелось бы обратить на то, что дамская верховая езда возвращает барышням их природную женственность. Джеймс Филлис говорил, что езда по-мужски отнимает у женщин грацию. А князь Урусов высказался менее сдержанно, заявив, что женщина в мужском седле выглядит «неэстетично, негигиенично и новая мода эта не вызывается никакой необходимостью». В оппозицию этим уважаемым господам, современные дамы скажут, что ездить в боковом седле немыслимо, неудобно и даже опасно. Кто же прав – мы и постараемся выяснить.
История дамского седла.
По-английски дамское седло называется боковым. Это связано с тем, что на первых дамских седлах приходилось сидеть боком. К мягкому сиденью-подушке приспособили дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги. Активно ездить в таком седле было невозможно. И всадницу сопровождал мужчина, который вел лошадь под уздцы. Иногда дама ехала сидя боком позади кавалера, что и сейчас можно видеть в шоу испанских лошадей.
Женщина всегда хотела быть в центре внимания. Эпоха рыцарских турниров, а позднее, увлечение знати охотой, вызывало страстное желание дам быть в центре событий. Это и привело к усовершенствованию седла.
Изменилась и сама манера сидеть в таком седле: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что сообщило большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью. Вскоре после изменения посадки дам была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Считается, что в Англию такую манеру езды в 1382 году привезла Анна Богемская, жена Ричарда II.
Вторая верхняя лука была изобретена во Франции около 1580 года, во время Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной.
В XVIII веке дамская езда стала излюбленным времяпровождением дам из высшего общества. В 1770 и 1803 годах появляются первые книги о дамской езде, написанные итальянскими и французскими учителями. В течение почти двухсот лет в дамской езде ничего не менялось, пока в 1830 году известный конник-француз Шарль Пелье не изобрел "подвижную головку" - нижнюю луку, привинчивающуюся к седлу и повторяющую изгиб левой ноги всадницы. Именно это усовершенствование сообщило дамскому седлу его сегодняшнюю безопасность и позволило дамам легче преодолевать препятствия.
К 1870 году одна из верхних лук почти исчезла. До этого времени считалось неприличным для всадницы преследовать добычу на охоте вместе с собаками: как правило, дамы лишь сопровождали мужчин до начала гона. Однако австрийская императрица Елизавета сделала модным следование за собаками. Примерно тогда же появилась балансировочная подпруга для большей устойчивости седла на охоте и было изобретено безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при ее падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. До этих важных усовершенствований большое количество падений всадниц заканчивалось трагически: испугавшаяся падения всадницы лошадь часто во весь опор тащила за собой зацепившуюся в стремени и запутавшуюся в широких юбках всадницу.
В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.
Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве.
История костюма для дамской верховой езды
Амазонка — дамский костюм для верховой езды. В шестнадцатом столетии костюмы всадниц мало отличались от их повседневных платьев. Амазонка как специальное платье начало развиваться в начале XVII века, когда Екатерина Медичи первой из высокопоставленных женщин не только начала присутствовать при охоте, но и участвовать в травле. Именно благодаря ей появилась вторая лука у седла.
Историческая амазонка (от эпохи Екатерины Медичи до эпохи модерн) состоит из следующих обязательных частей.
Корсет.
Обязателен. В эпоху ампира мог быть мягкий корсет. Корсет мог быть мягче чем бальный, но он был, ибо и на лошади женщина должна быть красивой, а корсет — это силуэт. В остальном — он соответствовал своей эпохе.
Лиф.
В основном отдельный от юбки. Однозначно без декольте, обычно с воротником, с длинным рукавом для того что бы не дай бог, не повредить кожу рук и декольте на открытом воздухе.
Далее возможны два варианта лифа:
Первый. Вариации на тему дневного закрытого платья соответствующей эпохи. Знаменитая брюлловская «Всадница» именно в таком варианте амазонки.
Второй вариант. Переделанный на женскую выкройку мужской костюм того времени. Фалды были несколько короче, чем на мужских костюмах.
Юбка.
Широкая и зачастую с длинным шлейфом.
Панталоны.
Облегающие штаны с высокой талией.
Шляпа.
Обычно характерно мужская: мушкетерская, треуголка, цилиндр, котелок, канотье и т.д. Обязательно украшалась вуалью, которая красиво развивалась по ветру.
Перчатки.
Обязательны.
Длинные и пышные юбки были столь же прекрасны, сколь и опасны. Зацепившись за ветку, амазонка могла сильно травмироваться при падении. Да и мода не стояла на месте, вскоре под юбкой всадницы, вместо панталон оказались бриджи, да и сама юбка утратила пышность и длину.
В начале 19 века, после смерти королевы Виктории, наступил, так назывыаемый, «золотой век». Амазонки стали приближаться по виду к современному костюму, но дамам всё ещё не хотелось отказываться от кружев и украшений. На нашей амазонке мы видим стилизацию под баварскую амазонку начала 19 века.
И, наконец, в конце 19 века, амазонка приобретает свой современный вид. Где юбка представляет из себя фартук, закрывающий ноги всадницы. Под такой фактук дама, как правило, одевает бриджи в тон.
Современность
В настоящее время дамская езда переживает свое второе рождение, а в Великобритании находится на подъеме. Одной из причин, наряду с почитанием традиций, является и поддержка королевы Елизаветы II, которая до недавних пор все официальные конные парады принимала в дамском седле.
Современное дамское седло.
Сейчас наиболее известными английскими мастерскими по производству дамских седел являются мастерские Мэхью (Mayhew), Оуэн (Owen) и Чэмпион энд Вилтон (Champion & Wilton). Седла этих производителей легко узнать по креплению стремени.
Средний вес старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) равен 10-12 кг. Современные западно-европейские (в основном австрийские) шорники применяют более легкие материалы - твердую пластмассу для изготовления ленчика, синтетический наполнитель - поэтому весят такие седла всего 5-7 кг.
Одним из главных отличий дамского седла от обыкновенного является наличие двух передних лук, как правило, с левой стороны. Левая верхняя лука делается для обхвата правой ногой в случае необходимости, а нижняя лука - для упора левой ноги в этом же случае. При нормальной езде ноги не касаются лук: права нога лежит на расстоянии двух пальцев впереди верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки.
Сиденье дамского седла должно быть почти идеально прямым и достаточно широким. Длина сиденья должно соответствовать длине бедра всадницы. Ширина седла должна позволять всаднице сидеть в седле, не свешиваясь ни на одну из сторон.
Седельная подушка приподнимает дамское седло гораздо выше - примерно на 10-12 см - от спины лошади по сравнению с обыкновенным седлом. Да и сидит всадница дальше от центра тяжести лошади по сравнению с обычным всадником, что делает ее посадку более безопасной в случае неповиновения лошади.
Стремя дамского седла короче и имеет свои особенности при подгонке. Если у седла не предусмотрен механизм быстрого высвобождения путлища из замка, то используется так называемое "безопасное" стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении.
(Окончание в части 2)