
В субботу совершенно неожиданно еду в Карачаево, по этому поводу напишу наконец-то о своем предыдущем посещении этих фантастических мест. Уволившись 1 июня, я решила не терять времени зря, ведь в любой момент трубы могут призвать на новый боевой пост, а на повестке дня была куча мест, куда я не успевала категорически доехать, пока работала. Для разминки был избран эксклюзивный тур в Карачаево-Черкесии, любезно предоставляющий возможность господам туристам поработать скотоводами-любителями. После хотелось заехать к старому другу, живущему на Черноморском побережье неподалеку от Сочи, разумеется коневладельцу, как же иначе. И третьим пунктом стало посещение обратной стороны Черного моря, той самой северной Турции, по которой мы уже однажды ударили автопробегом. В этот раз без машины, зато к коням.
Итак, часть первая, "По следам ковбоя-Мальборо" Принимающая сторона была выше всяких похвал - обычно, поехав в конный поход, оказываешься несколько в стороне от благ цивилизации, но только не здесь. Настоящая гостиница - комнаты с номерками, мансардные окошки со стеклопакетами, городские удобства, трехразовое питание "первое, второе и компот". В общем все что нужно для того, чтобы почувствовать себя на курорте. Но мы же ехали не отдыхать, а испытать свою мужественность решимость стать настоящими ковбоями - и тут организаторы тоже не подкачали. Вместо расслабленного выезда по окрестностям базы, чтобы так сказать попробовать коней, подогнать амуницию да и просто неспешно влиться в сельскую жизнь, мы получили тринадцать часов и семьдесят пять километров в седле прямо на следующий день после приезда. Потому что оводняк и жара, и коровы и так слишком долго ждали внизу, а им надо на альпийские луга. В общем поковбойствовали на славу, удивительно, но выжили все, включая коров. Гнать их, кстати, оказалось не так уж и просто. Рогатые скоты норовили разбежаться по кустам, повернуть обратно или растерять своих телят в буераках.
Туда дошли с одним часовым привалом на свой и коровий обед, обратно ехали порожняком почти без передышки, ну разве что пару раз минут на десять притормозили. На тринадцатый час я и группа товарищей скакали галопом в сторону дома в полном мраке, коням ну очень хотелось домой, мы не возражали. За что заслужили от усатого Халида неожиданный комплимент - типа вот это девушки, таких бы на войну да с шашкой, цены б нам не было. Те, кто скакать уже был не в состоянии, приехали шагом через час в сопровождении одного из проводников. Проводников надо сказать было примерно по одному на троих туристов, без внимания и заботы никто не оставался ни на минуту.
Все дальнейшие маршруты воспринимались уже как легкая воскресная прогулка, ну разве что девчонки, привыкшие ездить в манеже на частных конях, поначалу опасались просторов, а равнинные жители испытывали некоторую боязнь высоты. Но все это успешно забывалось при взгляде на окружающие пейзажи.
Одним из самых ярких впечатлений стал поход на ледниковые "форельные" озера, спрятанные от посторонних глаз на альпийском высокогорье. Проводники наши долго совещались, удастся ли пройти из-за вероятных больших снежников - зима была очень суровой, в середине июня растаяло еще далеко не все. Но решили рискнуть и не прогадали, маршрут оказался крайне интересным даже для взыскательных любителей горно-конного времяпровождения. А уж запеченная в листьях форель, пойманная тут же, потешила и гурманов от кулинарии.

Культурная часть программы была представлена посещением древних аланских храмов X-XI веков, села-прародины современной Карачаево-Черкесии Учкулана, что вероятнее всего обозначает "три ущелья", в которые пришли с гор древние предки карачаевцев, и экскурсией на Зеленчукскую обсерваторию, введенную в эксплуатацию еще в 1976 году, ее 6-метровый рефлектор до сих пор имеет крупнейшее в мире монолитное оптическое зеркало. Правда надо признаться, что ежедневное десяти-, а то и больше часовое пребывание на свежем воздухе подорвало наши способности к восприятию научно-познавательной информации, зато очень располагало к здоровому сну во время безусловно увлекательнейших лекций.
После окончания тура все наши компаньоны улетели домой, а наши с Настей clouddberry похождения плавно перешли ко второму этапу, а именно "Ты перестала пить коньяк по утрам, да или нет?"
Для начала надо было попасть из региона Минеральных Вод на побережье, что и было осуществлено при помощи двух маршруток, электрички и поезда Владикавказ-Адлер. Я не ездила в поездах дальнего следования довольно давно и успела отвыкнуть от царящего в цыганском таборе на рельсах бедлама. Население вагона беспрерывно мигрировало и взаимозаменялось, жизнь вокруг бурлила, а мы тем временем прибывали на место, в Лазаревскую, в 4.20 утра. Где и были благополучно встречены нашим старинным другом. К сожалению и на нашу беду пребывавшем в горе - его старший брат на днях скончался после долгой болезни. Поэтому наши пять утра были ознаменованы началом поминок, продолжавшихся все следующие четыре дня дружеского визита. Ведь покойный, царство ему небесное, был всеобщим любимцем и отличался весьма разгульным характером, за что каждый считал своим долгом выпить, чтобы вновь преставившийся с небес мог порадоваться за оставшихся на земле товарищей. А что, подход правильный - всеобщая скорбь не должна огорчать виновника, наверняка наблюдающего за родными и друзьями из лучшего мира в окружении яств и красавиц .
Нас же больше всего огорчило гнусное поведение местных коней - табунный жеребец, выросший и возмужавший, навел в лошадином обществе жесткий патриархат и присвоил всех кобыл. Оставшаяся часть табунка сочла наиболее безопасным не показываться деспоту на глаза, а заодно и потенциальным всадникам. Попытки поймать и поседлать хоть кого-нибудь чуть было не окончились массовым побоищем из коней и людей.

"Напоминавшись" до полного отвращения к закуске (заметьте, даже не к спиртному, ибо на армянские поминки принято готовить на тот случай, если вместо заявленных 30 гостей придут все 70, а если не придут, то несъеденное раздается гостям с собой) перешли к третьему этапу путешествия. А именно... правильно, опять поедь туда, не знаю куда , то есть в Турцию. И если в прошлый раз мы были озабочены способом попасть из Турции в Россию по морю, то в этот раз наоборот надо было попасть из Сочи в Трабзон, а оттуда в другой не менее исторический и портовый город Самсун. Вариантов было всего два - плыть на грузовом пароме и плыть на корабле на подводных крыльях типа "ракета", прельстившись скоростью выбрали ракету, то есть "Гермес", перевозящий пассажиров по ту сторону моря всего за 4.5 часа и 4000 рублей. Не знаю, удивляет ли это кого-нибудь, но турки с этой стороны моря вкупе с российскими таможенниками оказались ничуть не расторопнее своих заморских собратьев. В итоге отплыли на 3.5 часа позже заявленного времени и в Турцию попали уже в 8 вечера, то есть значительно позже окончания турецкого рабочего дня, и естественно обменников в том числе. О да, в 8 вечера в портовом и торговом Трабзоне поменять валюту невозможно, радоваться могут только счастливые владельцы пластиковых карт, на банкоматы табу на внеурочную работу не распространяется. До банкомата пришлось прогуляться пешочком, денег на маршрутку автоматически тоже не было, ну а там и "отогар", то бишь автовокзал нашелся. Дальше началась самая захватывающая часть поездки - после цыганского табора поезда нам во всей своей красе явился турецко-армянский табор ночного автобуса. Результатом поездки в этом борделе на колесах закономерно стало то, что водитель проехал нашу остановку и мы оказались на обочине примерно в 110 километрах от того места, где нас должны были встречать. Без других опознавательных знаков, кроме вывески заправки. Спасибо карте, фотоаппарату с зумом, турецкому дедушке и уже в который раз выручающему меня языку жестов - наше местоположение было локализовано и всего через какой-то час за нами прибыл тренер местного конного клуба, Борис.
Следующие три дня мы ездили на арабских, чистокровных и прочих кровных конях, жили в гостинице на берегу моря и продолжали отжираться. Так что даже не знаю, как правильнее охарактеризовать наше турне - конное или гастрономическое.
Поездка на автобусе стала последней в череде приключений и домой мы попали уже вполне цивилизованно, на самолете через Стамбул, в котором даже успели пробежаться по-быстрому, заодно изучив и местный метрополитен.