Пошаговые (многошаговые) тайники предусматривают несколько промежуточных точек. Двигаясь от одной точки к другой, вы приближаетесь к цели - финальному контейнеру. Иногда создатель пошагового тайника предлагает отыскивать капсулу за капсулой, но чаще требует находить на местности какие-либо числа и производить подсчет, чтобы узнать координаты "финалки". Давайте посмотрим, как можно сделать промежуточный вопрос нескучным, а, наоборот, интересным и увлекательным.
Кроме того, умея подбирать такие вопросы, вы научитесь (в перспективе) создавать геологические тайники типа Earthcache, требования к которым достаточно жёсткие.
Например, вы бродите по экспозиции скульптур на открытом воздухе. Как придумать такие вопросы, которые были бы
- познавательные,
- оригинальные,
- не слишком простые,
- не слишком замороченные?
Вот несколько соображений.
1. Ограничьтесь только вопросами о самих скульптурах. Обойдитесь без пожарных кранов и прочих технологических объектов.
2. Сделайте так, чтобы вопросы подразумевали получение каких-то знаний, хотя бы немножко. "Найдите скульптуру из камня габбро. В каком году она была выполнена?" (Вопрос обычный, но искатель увидит, как выглядит габбро).
3. Можно предлагать составные задания. Например: "По координатам находится скульптура льва. Узнайте национальность мастера. Сколько скульпторов из этой страны предоставили свои работы для выставки?"
4. Хороши вопросы, ответы на которые подчеркивают специфику данного места, художественного стиля, исторического события и др. Например: "Материалом для нескольких скульптур послужил известняк, добытый в окрестностях города. Сколько таких скульптур в экспозиции?"
5. Лучше придумывать вопросы из разных частей экспозиции. Будет ощущение экскурсии.
6. Старайтесь придумывать качественно разные вопросы (не однотипные). Например, один вопрос предполагает чтение поясняющей информации на табличке; другой - число животных в скульптурной композиции; третий - номер скульптуры в ряду, и так далее.
7. Все вопросы пошагового тайника должны подразумевать нахождение ответов на месте. Не требуйте от искателя искать факты о скульптурах где-то в интернете. Если хотите предложить игрокам хитрые задания, лучше использовать другой тип тайника - загадку (паззл).
8. Если экспозиция достаточно интересна, возможно, стоит ограничиться ей и не включать вопросы о соседней церкви, ткацкой фабрике и памятнике на площади в двух кварталах.
9. Не стремитесь задать как можно больше вопросов.. Возможно, стоит ограничиться тремя-четырьмя. Сделайте акцент на качество (интересность) вопросов, а не на их количество.
10. Иногда хорошо работает приём с несколькими вариантами ответов. Например: "Найдите скульптуру, изображающую Посейдона. На какое другое божество смотрит морской бог? (На Гермеса А=0, на Гефеста А=3, на Артемиду А=6, на Аполлона А=9).
11. Придумайте пару вопросов "про запас" и запишите их где-нибудь на случай, если экспозиция изменится, например, какую-нибудь скульптуру уберут. Тогда вы сможете относительно быстро восстановить тайник без повторного выезда на место.