Водный поход 3-й к.с.
район похода - Кавказ
Нитка маршрута: г. г. Москва - г. Невинномысск - пос. Загедан - р. Б. Лаба (сплав) - пос. Куджиново - кор. Черноречье - 17км. заповедника - р. М. Лаба (сплав) -пос. Псебай - г. Армавир - г. Москва
Сроки похода: 27 апреля 2002 года - 12 мая 2003 года
Руководитель: Федоров М.
Маршрут группы:
г. г. Москва - г. Невинномысск - пос. Загедан - р. Б. Лаба (сплав) - пос. Куджиново - кор. Черноречье - 17км. заповедника - р. М. Лаба (сплав) -пос. Псебай - г. Армавир - г. Москва. .
Маршрут утвердила МКК, 17 апреля 2002г., в составе: Рязанский, Потемкин, Студитский, Андреев.
МКК рассмотрела отчет и признала, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут соответствует третьей (с элементами 5) категории сложности.
Отчет использовать в библиотеке МКК.
Сведения о районе путешествия
Кавказ - молодая горная система со сложным и разнообразным рельефом. Горные массивы к северу и к югу от Главного Кавказского хребта изрезаны узкими, нередко каньонообразными, глубокими долинами рек Каспийского, Азовского и Черного морей.
Высокие горные хребты служат своеобразным климаторазделом: они мешают проникновению холодных северных ветров на юг и влажного теплого воздуха с юга. Поэтому климат северных склонов хребта в основном умеренно-континентальный, а южных склонов - субтропический, влажный. В целом, климат Кавказа сравнительного мягок и позволяет совершать здесь водные походы с апреля по ноябрь.
Водные маршруты Кавказа своеобразны. Большинство из них достаточно коротки, либо из-за малой протяженности самой реки, либо неинтересной в спортивном и эстетическом отношении пологой ее части. Кроме того, разветвленная транспортная сеть района, удобство подъездов и отъездов, большая населенность мест позволяет идти с существенно меньшими, чем в условиях дальнего похода, физическими, временными и психологическими затратами. Поэтому Кавказ - уникальный район для коротких походов межсезонья.
Вместе с тем, большие уклоны, высокая скорость потока, насыщенность сложными, различными по характеру препятствиями, узость, а часто и каньоно-образность русла рек делают сплав по-настоящему экстремальным.
Такая противоречивость наложила отпечаток на спортивную классификацию рек Кавказа. Почти все они оцениваются II-III категории сложности, усложненной элементами V-VI к.с.
Вторая часть маршрута по р. Малая Лаба проходит по территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника.
Территория заповедника представляет собой типично горный ландшафт и характеризуется высотными отметками от 260 до 3360 м над уровнем моря. Основу его рельефа составляет Главный Кавказский хребет, протянувшийся с северо-запада на юго-восток. В отрыве от основной территории, в 2-х км от берега моря на юго-восточном склоне хребта Ахун, расположена субтропическая Хостинская тисо-самшитовая роща, с перепадами высот от 30 до 550 м н.у.м
Район заповедника имеет сложное геологическое строение, для которого характерно радиальное распределение горных пород разного возраста и состава. В его осевой части выходят на поверхность самые древние кристаллические породы, их последовательно окаймляют более поздние по происхождению толщи известняков, песчаников и глинистых сланцев. Некоторые районы заповедника (Лагонакское нагорье, гг. Фишт, Оштен, Пшеха-Су, Ачешбок, Трю, Ахун и др.) представляют собой карстовые ландшафты с очень большим количеством пещер. Так, на Лагонакском нагорье их насчитывается свыше 130.
Не являются редкостью в заповеднике и ледники. Всего их около 60, а общая площадь ледников - 18.2 км
Около 2 % территории заповедника приходится на реки и озера. С южного макросклона Главного Кавказского хребта стекают и впадают в Черное море реки Мзымта (с притоками Чвежипсе, Лаура, Ачипсе, Пслух, Тихая и др.), Хоста, Сочи, Шахе (с притоками Бзыч, Ажу, Бущий и др.), с северного макросклона И Белая (с притоками Чессу, Киша, Пшеха и др.), Малая Лаба (с притоками Цахвоа, Уруштен), а также речки Закан и Дамхурц, относящиеся к бассейну Большой Лабы. В свою очередь, реки северного макрослона - притоки р. Кубань. Реки представляют собой типичные горные потоки с часто встречающимися водопадами, узкими скальными ущельями, теснинами и каньонами.
Особую неповторимость придают горному ландшафту заповедника многочисленные озера. Их насчитывается более 120. Они небольшие по площади и часто полностью освобождаются ото льда только к середине лета. Самое большое озеро заповедника - озеро Безмолвия, с площадью водного зеркала 200 000 м2. Особой красотой и популярностью отличаются озера Хуко (1843 м н.у.м.) на Главном хребте, Кардывач (1850 м н.у.м.) в верховье р. Мзымта, Инпси в верховье р. Цахвоа, Голубое и Ацетукские озера на Южном Передовом хребте.
Горный рельеф вызывает высотную поясность климата, обусловливающую поясное распределение ландшафтов и их неотъемлемых компонентов - почв и растительности. На каждые 100 м поднятия над уровнем моря температура падает примерно на 0.5 С.
Флора Кавказского заповедника насчитывает около 3000 видов, из которых более половины - сосудистые растения. Лесная флора включает более 900 видов, часть которых встречается также в горно-луговом поясе. Общее число высокогорных растений превышает 800 видов. Деревья и кустарники составляют 165 видов, в том числе 142-листопадных, 16 - вечнозеленых лиственных и 7-хвойных.
Для флоры заповедника характерно наличие древних видов и представителей, имеющих ограниченное распространение. Каждое пятое растение заповедника является эндемиком или реликтом.
Своеобразие флоре заповедника придают папоротники (около 40 видов), орхидеи (более 30 видов), вечнозеленые и зимнезеленые виды, большое число декоративных растений. Так, из произрастающих на Кавказе 5 видов рододендронов - 3 (понтийский, кавказский и желтый) встречаются в заповеднике.
Практически по всему заповеднику единичными деревьями и небольшими группами встречается тис ягодный. Это древнее вечнозеленое хвойное дерево способно доживать до 2-2,5 тыс. лет, и такие патриархи - не редкость в Хостинском отделе заповедника - всемирно известной тисо-самшитовой роще. В субтропических лесах Хостинского и Западного отделов, помимо тиса, встречаются многие древние представители флоры: самшит колхидский, падуб колхидский, лептопус колхидский, инжир карийский, зверобой двубратственный и многие другие. Леса заповедника отличаются от северных европейских лесов наличием лиан. На южном склоне насчитывается 8 видов деревянистых лиан, в том числе плющи колхидский и обыкновенный, сассапариль высокий, ломонос виноградолистный, обвойник греческий, жимолость душистая, паслен ложно персидский, виноград лесной.
Большая часть территории заповедника покрыта лесной растительностью, и лишь в высокогорье развиты субальпийские и альпийские луга. Дубняки, ольшаники и субтропические колхидские леса предгорий выше сменяются букняками с участием грабовых и каштановых лесов. Верхние пояса растительности сформированы темнохвойными пихтарниками и ельниками, светлыми сосняками, парковыми кленовниками, криволесьями, субальпийскими и альпийскими лугами.
Заповедник является естественным хранилищем большого числа ставших редкими в других уголках планеты видов растений и животных. В Красную книгу России занесено 55 видов растений, произрастающих на территории Кавказского заповедника,
В заповеднике обитает 89 видов млекопитающих, 248 - птиц, в том числе 112 гнездящихся, 15 видов пресмыкающихся, 9 - земноводных, 21 - рыб, 1 - круглоротых, более 100 видов моллюсков и около 10 000 видов насекомых. Точное число червей, ракообразных, паукообразных и многих других групп беспозвоночных животных остается пока не выясненным.
Безусловно, наиболее уязвимым звеном природных экосистем являются крупные млекопитающие. В заповеднике это зубр, благородный олень, бурый медведь, западно-кавказский тур, серна, рысь, косуля и кабан.
Среди птиц преобладают представители отрядов воробьиных и соколиных. Наиболее многочисленными группами герпетофауны являются настоящие ящерицы и ужовые, у рыб - карпообразные.
Над заповедником проходят крупные миграционные пути птиц, наиболее нагляден перелет канюков, собирающихся в крупные стаи.
Многие животные заповедника имеют ограниченное распространение (эндемики), либо являются живыми свидетелями прошлых геологических эпох (реликты). Особенно много их среди беспозвоночных животных, а также рыб, амфибий и рептилий.
В заповедных урочищах нашли последнее пристанище исчезающие виды животных нашей планеты. Из позвоночных животных заповедника в Красную книгу МСОП занесено 8 видов, в Красную книгу РФ - 25 видов. А вместе с беспозвоночными животными в государственные и региональные Красные книги занесен 71 вид.
По сегодняшний день территория Кавказского заповедника стоит особняком среди уже исследованных великих человеческих культур Западного Кавказа, да и всего Кавказа в целом. Словно историческое кольцо, его окружают всемирно известные археологические культуры; такие как Прикубанская и Колхидская, Кобанская и другие культуры Западного Кавказа. Великая Дольменная Дуга, протянувшаяся с запада на восток, от Англии до Японии, в своем центре захватывает Кавказ. Здесь она создала свою местную дольменную культуру, стоящую в одном ряду с великими памятниками Египта и Междуречья, Находясь в центре пересечения и взаимного обмена человеческих культур прошлого, Кавказский заповедник, в своем роде, является хранилищем этих культур. В самом заповеднике недавно найдены петроглифы, их символы и орнамент напоминают клинопись. Также нужно учесть и то, что на протяжении многих веков через Кавказский заповедник проходили несколько караванных путей, соединяющих Черноморское побережье и Северный Кавказ. На землях заповедника есть объекты, показывающие, что еще более 400 тыс. лет назад его населяли первобытные племена, оставившие свой след в виде пещерных стоянок и открытых поселений. Более поздние аборигены оставили нам городище и пастушеские поселения, курганы и святилища, а также крепости и храмы.
На местах былых боев гражданской и Великой Отечественной войн установлены обелиски.
Основные препятствия
Основные препятствия на Большой Лабе:
Пор. "Прощай, Родина" - 4 к.с.
Каньон "Сосновый" - 4 к.с., включающий в себя пор. "Пронеси Господи" - 5 к.с.
Каньон "Малый Блып" - 3 к.с.
Каньон "Соленые скалы", - 5 к.с., включающий в себя пор. "Кирпич"
пор. "Затычка" - 6 к.с (технический непроход).
Основные препятствия на Малой Лабе:
пор. "Гидрологов" - 3 к.с.
пор. "Щель", он же "Подарок" - 5 к.с.
пор. "Слюдяной" - 3 к.с.
пор. "Кордон 3-й Роты" - 6 к.с. (технический непроход для катаморанов)
пор. "Поросенок" - 4-5 к.с.
пор. - 4 к.с.
пор. - 4 к.с.
Общая идея похода
Целью и основной идеей похода было повысить свое спортивное мастерство. До этого мы на горных реках не были, и интересно было сравнить прохождение Лабы с прохождением Утулика. Интересно так же было пройти мало-хоженную реку (Малая Лаба), познакомиться с заповедником и отдохнуть там, на дикой природе, вдали от городов, интересно провести майские праздники в дружной и веселой компании.
Варианты подъезда и отъезда
Вариантов заброски и выброски на/с маршрут довольно много. Начальной точкой заброски на маршрут могут быть города: Армавир, Невинномысск, Черкесск, откуда начинается автомобильная заброска к месту сплава.
Наша группа выбрала вариант заброски от Невинномысска, до которого добирались из Москвы поездом №41/42 Москва - Нальчик, отбывающего из столицы в 16:50 и прибывающий в Невинномысск через день около 2 ночи. Существуют и другие поезда: Москва - Владикавказ, Москва - Кисловодск.
Среди ночи найти транспорт на станции в Невинномысске довольно тяжело. Но на нас сразу же вышли Дмитрий и Людмила Бахилюк, они как раз занимаются организацией заброски туристических групп. Их телефон в Невинномысске 8-86554-526-84. Через час мы уже ехали в Курджиново за 1440 рублей с группы. Перед р. Б. Лаба есть поворот налево, на Рожкао. Доехав до шлагбаума в Рожкао водитель отказался ехать дальше, сославшись на плохую дорогу, но с 9 утра начали ходить лесовозы и самосвалы и за 1000 р. мы доехали до п.Загедан. Дорога нормальная, местные по ней даже на запорожцах ездят.
От Курджиново до Псебая нам помог доехать Валико. Проживает в Курджиново, недалеко от автостанции, он всегда рад подвезти кого-нибудь куда-нибудь. У него есть Волга, и за 1400 р. в 2 приема мы доехали до кордона Черноречье, откуда начиналась заброска на Малую Лабу. Но все таки, наверное, лучше поискать транспорт в Курджиново. На левом берегу, недалеко от подвесного моста есть газель (с техосмотром), и если бы водитель не напился с утра (праздники), он бы нас перевез. Вообще тема техосмотра для местного населения довольно животрепещущая. Машин довольно много, но из-за отсутствия т.о. водители в сторону цивилизации ехать не соглашаются, ссылаясь на штрафы ГАИ.
От Псебая до Армавира можно добраться на автобусах. Попутный транспорт ловить и искать у моста - занятие безнадежное. У Псебайского моста через Малую Лабу автобус проходит около 11 утра и едет через Псебайский автовокзал до Лабинска, а оттуда уже до Армавира довольно часто ходят автобусы. Еще один из вариантов, можно от моста пройти налево (~200 метров) и там на остановке подождать кольцевой автобус, ходит раз в час. На нем доехать до Псебайского автовокзала, с которого по разговорам с местным населением есть прямые автобусы до Армавира, да и Газелей вокруг хватает. В любом случае до Лабинска доехать можно на автобусе.
Аварийные выходы
Маршрут практически целиком проходит вдоль населенной территории. Вдоль Большой Лабы по левому берегу идет дорога, по которой периодически ездят машины, большей частью туристы забрасываются. Вдоль Малой Лабы дорога есть до "Кордона Третьей Роты", выше по течению идет только тропа. На всех кордонах есть рации.
Описание прохождения маршрута - дневник.
При сплаве по маршруту и прохождении препятствий использовалась материалы Андрея Минина (FAQ по Большой Лабе) и отчеты других групп из Интернета (п. 11 отчета) уровень воды вначале маршрута малый, затем средний.
День 1-3 (27.04-29.04).
Итак 27 апреля 2002 года наша группа отправилась на маршрут Большая Лаба - Малая Лаба с предположительным разведочным выходом на р. Уруштен. Т.к. день был рабочим, то провожающих было не много, тем не менее, сюрпризов и пожеланий хватало. Сели на поезд № 41 Москва-Нальчик, отправляющийся в 16:56, и поехали. В поезде, как и следовало ожидать, нормального пассажира найти было трудно, одни туристы, в основном горники, впрочем и водников хватало. К поезду готовились заранее, добросовестно и обстоятельно, было намечено: пиво, преферанс, сон, поедание своих и местных продуктов. Странно, но со снарягой все у всех было в порядке, и по дороге на этот раз ничего чинить не пришлось. Без происшествий доехали до Невинномысска.
День 3 (29.04).
Поезд немного опоздал, прибыл около 2 часов ночи. Когда выгрузились на платформу, к нам подошла девушка, предложив услуги по заброске (как потом выяснилось, это именно до них мы не смогли дозвониться из Москвы). Судя по всему, их возможности по организации заброски не ограничены ничем. Кроме нас уезжало две группы и еще одна стояла на готове (и это в 3 часа ночи). На микроавтобусе мы доехали до Рожкао, до шлагбаума на дороге вверх по Большой Лабе (выезд 3:50, приезд 7:25 около 200 км., 1440 руб. с группы). Транспорта поблизости найти не удалось, но в начале рабочего дня договорились с водителем КАМАЗа о заброске до Загедана. По дороге посмотрели на ключевые места реки: Прощай Родина, Затычка, и др. В 13 часов выгрузились на поляне, сразу за мостом, не доезжая полтора километра до Загедана. Обошлось это нам в 1000 р. с группы. Поставили лагерь, пообедали тем, что не доели в поезде и начали стапелиться. Кат-2 с королёвцами отстапелился первым и до вечера ребята пару раз покатались напротив лагеря. Рядом с нами стояли ребята из Ярославля и каякеры. Была совместная идея съездить в Загедан и купить барашка с вином, но в связи с отсутствием попутного транспорта, идея благополучно загнулась.
День 4 (30.04).
Дежурные проснулись в 7:00, остальные в 8:00, позавтракали (9:00), кат-4 доделал свою конструкцию и в 11:20 мы отчалили. До порога "Прощай, Родина" крались 40 минут. После ориентира "Остатки разрушенного моста на правом берегу (лоц.)" перед подъемом дороги от реки перечалились на ЛБ и просмотрели порог и каньон сверху, заодно посмотрели прохождение порога какой-то командой. Приняли решение проходить порог и каньон. Перечалились на ПБ, обнесли вещи кат-4, обнос довольно трудный, но не тяжелый. Река Сосновая, что впадает на ПБ, довольно шустрая, пришлось тянуть перила. Продумали страховку и съемку. Страховка первого ката осуществлялась тремя морковками: напротив устья Сосновой, в выходной бочке и в конце улова. Остальные на съемке. Прошел первый кат-2. Поменяли страховку и съемку. Первый кат-2 встал на активную страховку рядом с устьем Сосновой и оставили 2 морковки в выходной бочке и в конце улова. Прошел второй кат-2, встал на активную страховку. Экипаж первого кат-2 осуществлял съемку. Прошел третий кат-4. Уложили вещи. Окончание прохождения 16:00. Дошли до "Пронеси Господи". При просмотре было принято решение обнести вещи и встать лагерем по причине позднего времени. В первый сплавной день мы так и не попробовали вкуса спирта, но личный состав так оголодал, что не заметив слопал обед, ужин и остатки поездной еды. Так же был выделен главный желудок группы, Сашка, и его филиал - Наташа.
День 5 (01.05).
Подъем (8:00). Прохладно. Завтрак. Выход на прохождение в 10:45. Поставили видео и фото съемку, страховку. "ПП" проходили разгруженными судами. Порядок прохождения: вначале идет первый кат-2, остальные - страховка и съемка. Потом проходит второй кат-2, первый кат-2 на активной страховке, кат-4 на морковках и съемке. Последним проходит кат-4, второй кат-2 на страховке, второй на съемке. Прохождение закончили в 14:10.
Дошли до стоянки, загрузили каты и прошли "Малый Блып". Он оказался не сложным, поэтому вначале шли оба кат-2, а кат-4 стоял на съемке, потом поменялись ролями. За каньоном через полкилометра чалка на левый берег, напротив впадения ручья. Легли спать заполночь.
День 6 (02.05).
Проснулись (8:00), все сделали и в 9:30 пошли стали думать о будущем. Светило солнышко. Рядом с нами стояла команда каякеров, у них был мини автобус, на котором они предложили перекинуть наши вещи до конца "Соленых скал". Где-то в 13:30 начался дождик и мы повезли вещи. К 14:30 вернулись, сели на каты и в 15:10 пошли. Дошли до начала "Соленых скал", зачалились сразу за мостом на правый берег. Погода начала портиться окончательно. Решили сегодня "Соленые скалы" не идти, а просмотреть и продумать прохождение. У "Кирпича" завал. Напротив "Кирпича" на правом берегу народ пытается спилить деревья. В общем им это удается и деревья вытащены на берег. Пришли на стоянку. Поужинали и легли спать.
День 7 (03.05).
Подъем дежурных в 7:00, остальные в 8:00. Поели, согрелись, загидрились, в 10:30 пошли к катамаранам, проходить "Соленые скалы". Во время просмотра увидели, что в "Кирпиче" снова завал. Нападало новых деревьев. Не очень много, но для наших двушек хватило бы. Определили порядок прохождения. Идет первый кат-2, чалится на острове и обносит "Кирпич". Потом идет второй кат-2, тоже до острова обносит "Кирпич" и идет до конца "Соленых скал". Следом первый кат-2 тоже проходит до конца "Соленых скал". В это время экипаж кат-4 осуществляет страховку и съемку. По окончании успешного прохождения двушек, начинает сплав кат-4. Первый кат-2 осуществляет съемку прохождения, второй кат-2 страховку в конце "Соленых скал". Кат-4 решил идти без обноса "Кирпича" и успешно прошел весь каньон целиком. Закончили прохождение в 13:05. Обнесли суда за "Затычку" и вернулись на стоянку. За "Затычкой" места для стоянки нет, да и каты не очень удобно спускать к воде. Есть небольшая полочка, но все равно, каты пришлось спускать на веревках. К стоянке подошла команда Чумакова. Они сплавлялись на своем плоту и кате-4. Еще рядом встали ребята из Ярославля. Хотели с ними договориться о совместной заброске на Малую Лабу, но немного не сошлись в планах и совместных действий не получилось. Отбой где-то после 00:00.
День 8 (04.05).
Стандартное утро, собрали лагерь и пошли укладывать катамараны. Начал моросить дождь. Уложились и пошли до Курджиново. До Рожкао ЧХВ около 3,5 часов. В начале п. Курджиново пытались найти машину до Псебая, но ничего не получилось, только лишний час потратили. Вообще, на левом берегу есть газель, у водителя есть техталон и желание возить людей, но к нашему приезду он уже выпил, и отказался ехать. В Курджиново пришли к 15:00, пока разобрали каты было уже полпятого, и все автобусы уже ушли (последний ушел в 15:40). Правда появился грузин Валико, довольно калоритная личность, он на своей "Волге" там чудеса вождения потом показывал. Договорились до Черноречья за всех 1300 рублей, в два приема. Первая группа довольно долго покрутила по Псебаю, собирая бумажки для проезда в заповедник. Были праздники, и поэтому всех людей пришлось искать по домам. Найти бы их было не реально, но продавщицы в магазинах знают всё. В превом же магазине нам рассказали где кто живет, и куда нам надо ехать. К 21:00 добрались до кордона "Черноречье". Там по дороге надо проезжать милицейский и пограничный посты, и очень пригодились бумажки, которыми запаслись в Москве, с маршрутом и списком группы и парой печатей. Чего не ожидали, так это довольно радушного приема на кордоне, нам даже баньку истопили! И в доме дали переночевать. Вторая группа подъехала уже заполночь, и им бани к сожалению не досталось.
День 9 (05.05).
Поднялись в 9:00, позавтракали, собрали вещи, договорились с егерями из кордона "Третья рота" о заброске вещей. Почти все вещи влезли в ихний газик и за 300 рубелей выехали в 11:00 и проехали 7 километров. Там мы их и нагнали около часа дня. Покурили и пошли. Дальше дороги нет, тока тропа и все тащить на себе, тропа так себе, после дождя и конями разбитая, но лучше, чем напролом идти. Исходя из опыта лучше всего останавливаться на стоянку и ставить базовый лагерь после 13 километра. После 14 километра до "Бамбаков" из мест для стоянок только 2 кривые полочки. За "Бамбаки" имеет смысл идти только если есть желание пройти порог "Щель", она же "Подарок", представляющий собой довольно неплохой котел. С очень неудобной страховкой (спуск по камням около 30 минут).
Мы залезли на "Бамбаки", посмотрели, пофотографировали, спустились к "Щели", подумали и вернулись к первой полочке после 14 километра, поставили базовый лагерь и больше ничего не стали делать, идет дождь, все устали и отдыхают. Мимо прошли ребята из "РафтМастера" и Коля Иванов из "Красного солнышка". Оказалось, что они забросили суда за "Бамбаки", и там их стапелили, а сейчас возвращались в базовый лагерь.
День 10 (06.05).
Проснулись (стандартно), завтрак, сборы и мы пошли стапелиться. Для стапеля первого кат-2 и кат-4 мы выбрали кривую полочку около 17 километра, около небольшого порожка. Экипаж второго кат-2 решил стапелиться за "Бамбаками", и пройти порог "Гидрологов" Стапелиться было не удобно, пошел дождь и мы провозились довольно долго, в результате в этот день решили не сплавляться. Вернулись в лагерь. Мимо нас в сторону "Бамбаков" пробежали разведчики Ярославльской команды, через 3 часа вернулись и сказали, что они все таки будут сплавляться от "Третьей роты".
День 11 (07.05).
Стандартное утро (8:00 - 10:30). Загидрились и пошли к катамаранам. Прошли маленький порожек и дошли до порога "Слюдяной". Догнал экипаж второго кат-2, все мокрые, чуть не угодили в "Щель", но успели зачалиться. Перед порогом "Слюдяной" чалка на левый берег для просмотра. Ориентир порога: от левого берега идет гряда камней перпендикулярно руслу реки, оставляя проход справа шириной метра 3, на этих камнях навалено немного деревьем. Вообще с ориентирами на Малой Лабе довольно тяжело, местность одинаковая, ничего выдающегося и приметного нет, ориентиры типа: характерная галечная отмель с заметным понижением уровня воды - на каждом шагу, поэтому очень трудно не влететь в порог без просмотра. Проходили в стандартном порядке: первый кат-2, второй кат-2, кат-4. Свободные экипажи: страховка и съемка. Порог несложный, но довольно интересный. Вход в порог у правого берега, поэтому от места чалки сходу траверс к ПБ, а сразу за камнем впритирку к нему, траверс к ЛБ, и дальнейший проход вдоль ЛБ, но там уже ничего страшного нет. Дошли до порога "Кордон Третьей Роты". Ориентир: характерная галечная… уровня воды. Река в этом месте заметно расширяется, русло делится на 2 протоки и посередине образуется остров. Лучше всего зачалиться до острова на левый берег, если не успели, то чалиться на остров, потом можно провести суда на ЛБ, иначе легко и ненавязчиво можно угодить в порог. Первый и второй кат-2 зачалились на остров и просигнализировали кат-4, который зачалился на ЛБ. Просмотрели порог "Кордон Третьей Роты" и решили обнести. После этого порога, через 100-200 метров начало порога "Поросенок", 4-5 к.с. Начало порог представляет собой узкий проход, шириной метра 4 и длиной метров 20 начинающийся со слива, сразу же прижим под отрицательной скалой к правому берегу, правда с хорошим отбоем, и через 10 метров слив с неплохой бочкой, после этого русло поворачивает направо. Бочки и камни в достойном количестве. Через 30 метров после правого, следует поворот налево и небольшой участочек перед навесным мостом, на котором расположена очень хорошая бочка, которую желательно обойти справа. После этой бочки участок попроще, и через метров 100-200 чалка на ЛБ, там, на большой поляне около обелиска у нас наметилась стоянка. "Поросенок" решили проходить в тот же день. Стандартный порядок прохода. Все суда прошли успешно. Начался дождь и мы пришли в лагерь.
День 12 (08.05).
Мокрое утро. Всю ночь лил дождь, с переменной силой, вода поднялась на полметра, и это в довольно широком месте, напротив стоянки. В 14:00 окончательно решили никуда не идти и продолжили мокнуть. Так под дождем дожили до вечера, а потом и до ночи.
День 13 (09.05).
С утра погода порадовала, солнечно, в 11:00 собрали лагерь и вышли на воду. После дождя вода немного спала, но все равно оставалась мутной. До кордона "Черноречье" шли около 30 минут. Перед кордоном два неплохих порога, оба 4 к.с., мы их видели во время заброски. Решили идти их с наплыва, не просматривая, осуществляя взаимную страховку друг друга, в стандартном порядке. Первый порог небольшой, прошли удачно. Второй порог посильнее, слаломного типа, требует постоянного маневра, но тоже прошли удачно. К 11:40 подошли к кордону "Черноречье", там уже стоят РафтМастер, Ярославль и каякеры из Москвы, по моему Октопус. Дошли до хозяев кордона, они нас пригласили остаться на ночь, но мы решили сплавляться до моста у Псебая. За два часа ЧХВ пролетели около 30 километров, несмотря на солнечную погоду, температура довольно низкая и вобщем то холодно. На этом прогонном участке течение быстрее, чем на прогонном участке Большой Лабы (от Рожкао до Курджиново). В долине начинаются разбои, много завалов, мели, довольно трудно выбрать лучшую протоку. Несмотря на это шли довольно быстро, практически без обносов. Около 15:00 дошли до Псебайского моста, и встали на левом берегу, как потом выяснилось - на острове. Разобрали суда, разложили для просушки, часть народа отправилась в Псебай за пивом и попутно отметить маршрутку в КСС. Из Псебая вернулись не очень веселые: после четырех вечера купить там что-либо проблематично. Просидели у костра до полуночи и легли спать.
День 14 (10.05).
Проснулись в 8:00, собрали лагерь упаковали рюкзаки, и вышли к мосту в 10:00. Начали думать как выбираться. В общем это занятие почти безнадежное, машин практически нет, ездят только самосвалы, да и то местного значения. Около 11 часов остановили автобус до Лабинска. В Лабинске были около 13:00. Купили билеты до Армавира и начались проблемы с местной милицией. Дело в том, что пока мы сплавлялись по рекам, произошли какие-то теракты и теперь все на особом положении. Минут через 40 проблемы разрешились, опять таки помогли бумажки с печатями, маршрутка и справки на ножи. К 5 часам вечера приехали в Армавир. До поезда осталось еще часов 8, провели их с шашлыками, пивом, аттракционами в местном парке.
Дни 15 - 16 (10.05 - 12.05).
Сели в поезд и поехали. По пути пиво, преферанс, и все остальное. С утра 12-го числа приехали в Москву. Так и закончился наш поход по Большой и Малой Лабе.
Потенциально опасные участки на маршруте
Практически все опасные участки сосредоточены на водной части маршрута. На пешей части их не много, в основном это камнепады в дождливую погоду. На Большой Лабе, в районе "Кирпича" во время дождя наблюдали как падали хорошие булыжники, да и по дороге вдоль скалистой стены после дождя появляется достаточно новых камушков.
При автомобильной заброске нужен хороший водитель. Когда мы стояли уже на "Соленых скалах", в "Прощай Родину" упала машина с ребятами-водниками, погибли люди.
На водной части маршрута к опасным участкам можно смело отнести именные каньоны и пороги на участках активного сплава. Кроме этого необходимо уделить внимание безопасности при проведении разведок порогов и установки страховки, так как камни скользкие, особенно во время дождя.
Итоги, выводы и рекомендации
Маршрут очень интересен в спортивном плане, но напряженность и сложность препятствий для простого отдыха оставляют мало времени. Маршрут проходит по красивым местам с живописной природой, особенно интересной на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника.
Весь намеченный маршрут был пройден полностью. Обносов судов было три. На Большой Лабе катамараны двушки обнесли порог "Кирпич", и все суда обнесли порог "Затычка". На Малой Лабе все суда обнесли порог "Кордон Третьей Роты".
Сам по себе сплав по Большой и Малой Лабе оказался очень напряженным. Большая Лаба более сложная река, на ней необходим опыт каньонного сплава и серьезной страховки. Малая Лаба тоже довольно интересная река, скорость течения на ней даже больше, чем на Большой, но отсутствие каньонных участков делает ее прохождение более простым и менее опасным. К несколько неприятным моментам на Малой можно отнести отсутствие более-менее надежных ориентиров у порогов. Кроме: характерная галечная отмель, крутой поворот и существенный перепад уровня воды, других признаков порогов практически нет, а такие ориентиры там появляются через каждые 50 метров.
Довольно простая заброска позволяет брать с собой много еды, понизить требования к подготовке участников для пешей части маршрута. Проблем с дровами для костра особенно не было. Местное население относится довольно доброжелательно.
Прохождение рек дает хорошую тренировку и подготовку для водных походов 5 к.с. с "мягкой водой".