Хоть и не бывает зимних и летних весел, судя по названию, гренландские весла должны быть приспособлены к зимней гребле и, как минимум, не хуже традиционных. Первый раз я задумался об этом девайсе, когда в 2012 г на выставке Paddle Expo мы общались с итальянцем Guido Grugola, который обошел на каяке все Средиземноморье. Он рассказал, что после 30-ти летнего опыта в каякинге начал грести гренландским веслом и к классическому уже не вернется. В прошлом году на той же выставке я купил у ребят из Эстонии весло Еastpole paddles длиной 230 см, весом чуть меньше 800 гр. Стоит такое весло 220 €, но я купил дешевле очень жестко поторговавшись ). Все таки дерево - самый приятный материал для руки человека. Думаю, что это одна из причин по которой многие весла не лакируют, а пропитывают маслом, чтоб не терять тактильные ощущения. Я даже нашел в этом некоторую закономерность в применении материалов. Если это связанно с фаном, адреналином или гонками, как surfsky или white water каякинг, то используют высокотехнологичные материалы: композиты, мембраны и прочие нанотехнологии.
Если это аутентичные стили, где происходит единение гребца с природой как каноэ или гренландский стиль, здесь в почете дерево и другие натуральные материалы. Так вот в моем Еastpole paddles те, кто не в курсе, могут и не признать весло. Оно состоит из двух длинных и узких лопастей (почти в двое длиннее лопастей классических весел) и короткой средней части, которая в гренландских веслах называется лумом. Таким образом более-менее пристойная площадь рабочей поверхности весла достигается за счет длины, а не ширины лопасти. Весло из красного кедра, с ламинацией более твердым сортом дерева по рабочей кромке .
И вот я уже 3 месяца гребу гренландским веслом. Забегая вперед, скажу, что оно даже превзошло мои ожидания, а мне есть с чем сравнивать. У меня имеется несколько очень хороших весел Werner: Camano, Tybee, Shuna, Kalliste, Powerhouse. А теперь о первых впечатлениях и особенностях: хват рук на весле более узкий, его место жестко задает переход лума в лопасть, поэтому гребок изначально получается не такой мощный, как при более широком хвате в классическом весле. Во время гребли верхняя рука поднимается совсем чуть-чуть, не выше уровня груди, соответственно плечи устают намного меньше, это большой плюс, так как в моем случае плечи устают обычно первыми. Лопасти гренландского весла находятся в одной плоскости, поэтому не нужно прокручивать весло кистью руки. В итоге, меньше нагрузка на все суставы: плечи, локти, запястья.
Это, так сказать, анатомические особенности гренландского стиля. А насколько он эффективен?
При гребле длинная лопасть больше погружается в воду, хоть площадь рабочей поверхности получается не так мала, как кажется на первый взгляд, но, конечно, меньше чем у традиционного весла. Это становится заметно при быстром разгоне и управляющих гребках. В тех случаях, где нужно сделать жесткий зацеп за воду, классическое весло с большей площадью лопасти имеет преимущества. Ситуацию с управляемостью можно значительно улучшить с помощью перехвата весла, минимальные изгибы которого позволяют это делать без проблем. Если сместить хват от центра к краю весла, за счет большего рычага, эффективность дуговых гребков становится намного выше. Что касается скорости, как я писал, при разгоне оно проигрывает однозначно, средняя скорость тоже чуть меньше, где-то в пределах 10 - 15 %. С учетом того, что гренландским веслом можно грести почти не уставая, не тратя время на отдых, думаю, на длинных отрезках скорость будет примерно одинаковая. По моим наблюдениям, при гребле на большие расстояния нужны не большие усилия для поддержания крейсерской скорости. Нужно не мешать скольжению каяка и стараться максимально его использовать. Гренландское весло отлично для этого подходит.
Мне очень нравится, как гренландское весло ведет себя при сильном ветре, его вырывает из рук меньше и грести против ветра легче, чем Werner Kalliste, даже если на последнем большой угол разворота лопастей.
Резюмируя, гренландское весло не для гонок, но прекрасно подходит для туристической гребли на большие расстояния.
Теперь о знаменитых гренландских роллах ( не путать с суши ) или как их еще называют эскимосский переворот. Ролл от слова крутиться, и подразумевает умение, с помощью определенной техники, перевернутый вверх дном каяк вернуть обратно на ровный киль. С учетом экстремальных условий гребли в ледяных водах, для северных народов это был буквально вопрос жизни и смерти. Я отношусь к эскимосскому перевороту как к одному из основных элементов техники безопасности, особенно если катаешься в одиночку. Ну и выглядит это очень эффектно. Я писал выше о гренландском стиле, так вот техника выполнения ролов, является уже отдельным направление в котором есть свои гуру. Они крутятся с какими то огрызками вместо весел, с кирпичами, в общем со всем, что им попадает под руку.
В силу своей положительной плавучести и удобства для перехватов гренландское весло будет вам верным помощником если вы захотите освоить технику роллов.