Активный отдых Сервер активного отдыха
Навигация
·Рейтинг сайтов

·Главная
·Форум
·Клуб
·Корпоративный отдых
·Активный отдых
·Детский туризм

горы
·походы Крым
·походы Украина
·альпинизм
·горные лыжи
·горные походы
·скалолазание
·сноуборд
·треккинг, походы

вода
·байдарки
·виндсерфинг
·дайвинг
·катамаранинг
·каякинг
·рафтинг
·яхтинг

земля
·велотуризм
·дальние страны
·геокэшинг
·диггерство
·конный туризм
·лыжный туризм
·пешие путешествия
·собачьи упряжки
·спелеология

город
·гимнастика
·ролики
·скейтбординг
·фитнес

научно-познавательный туризм
·археология
·зеленый туризм
·история
·эзотерика
·экологический туризм
·этнографический туризм

охота и рыбалка
·охота
·рыбалка

достопримечательности
·необычное
·Карпаты
·Крым

·Польша
·Украина
·Чехия

полезное
·снаряжение
·школа выживания
·дикорастущие растения
·кладовая природы
·советы туристу
·кухня, питание
·медицина
·библиотека туриста

фотогалерея
·фото природы
·фотообои зима
·фотографии гор
·фото цветов
·фото животных
·фото лошади
·фото дельфинов

страны мира
·погода в разных странах
·флаги стран мира
·валюты стран мира
·столицы стран мира
·языки разных стран
·климат стран мира

разное
·пассажирские перевозки
·байдарки Харьков
·прогноз погоды Украина
·каталог ссылок
·байдарки Украина
·архив новостей
·фотогалерея
·достопримечательности
·написать администратору
·опросы
·рекомендовать нас

·поиск по новостям
·карта сайта

Поход на Байкал
"Клуб Активного Отдыха" организует пеший поход
по Байкалу, хребет Хамар-Дабан

Сроки проведения
июль 2010

Программа похода
Обсуждение на форуме

Активный отдых, туризм, поход Крым, пассажирские перевозки

Услуги выездного тира в Харькове, стрельба из лука и арбалета

Статьи, книги

Каркасно-поддувные каяки


Каркасно-поддувные каяки

Из-за долгого развития в изоляции от всего остального мира наш туризм во многом пошел своим путем и оказался эндемичным, как животный мир Австралии. К туристским судам это относится едва ли не в наибольшей степени. Большинство из немногочисленных российских каякеров до сих пор использует разборные каркасно-поддувные конструкции. Это объясняется как традициями нашего водного туризма, так и объективными экономическими причинами, действовавшими до самого недавнего времени. Однако эти лодки обладают очень ограниченными возможностями, и к настоящему времени все дальнейшие возможности их развития практически исчерпаны. Основные особенности каркасно-поддувных лодок сводятся к следующим.

Обводы
Корпус современного каяка имеет очень сложную форму, тщательно подобранную для выполнения тех или иных задач на воде. Каркасно-поддувной каяк имеет значительно более примитивные обводы: его поперечное сечение может представлять лишь сочетание нескольких дуг и прямолинейных отрезков. Соответственно, и возможности его по сравнению с жесткой лодкой более чем ограничены — даже если не принимать во внимание, что и эти обводы весьма расплывчаты.

Жесткость конструкции и обводов
Оболочка каркасно-поддувной лодки всегда имеет возможность прогибаться, "играть". Это врожденный недостаток такой конструкции, и устранить его принципиально невозможно. Его можно несколько уменьшить за счет лучшего натяжения оболочки, но в любом случае непостоянство обводов остается значительным. Это, по существу, хорошо известная задача о натяжении троса боковой нагрузкой, которую можно найти в любом задачнике по физике для абитуриентов: для того, чтобы прогиб был нулевым, оболочка должна быть растянута бесконечно большим усилием. (Туристы пользуются этим эффектом, когда натягивают веревочную переправу с помощью боковых оттяжек.)

Сильное натяжение оболочки создает в конструкции значительные внутренние нагрузки. Наконец, оно просто неосуществимо, поскольку после нескольких минут сплава воздух в баллонах охлаждается и давление падает. Помимо оболочки, "играет" и сам каркас, неизбежно имеющий люфты в сочленениях.

В результате обводы лодки становятся весьма аморфными и значительно ухудшают возможность управления ей. Это проявляется во многих ситуациях: поступательная скорость у каркасно-поддувного каяка существенно ниже, чем у аналогичного жесткого; на валах он хуже скользит в желаемом направлении; при прохождении мощных сливов корма каяка принимает вогнутую форму, и лодка намертво фиксируется в бочке — что не всегда соответствует замыслу гребца.

Прочность конструкции
Ключевая идея разборной байдарки состоит в том, что каркас растягивает оболочку и не дает ей "играть", а оболочка обжимает каркас и не позволяет ему рассыпаться на отдельные детали. Чтобы получить достаточно жесткое судно, эти внутренние нагрузки должны быть весьма значительными. Тогда даже небольшая дополнительная нагрузка, возникающая в процессе эксплуатации, может превысить пределы прочности конструкции. Чтобы поправить дело, изготовителям приходится усиливать все составляющие каяка, применять более толстые и прочные материалы, более массивные узлы креплений и т.п. Это позволяет решить проблему более или менее удовлетворительно, но взамен каркасно-поддувная лодка теряет одно из своих немногочисленных достоинств — малый вес.

Удобство посадки и оборудование кокпита
Баллоны каркасно-поддувного каяка не позволяют развести колени достаточно широко (за исключением самых больших лодок). Однако без этого невозможно создать ни хорошее управление лодкой, ни обратную связь с ней.
Классические винтообразные упоры для каркасно-поддувного каяка. Оба варианта крепления неудовлетворительны.

Каркасно-поддувные каяки

Самая распространенный тип коленных упоров для таких каяков — винтообразно изогнутая трубка, закрепленная на шпангоутах перед кокпитом и позади него. Прежде всего, такая конструкция либо не позволяет завести упор на внутреннюю сторону бедра (если упор крепится вплотную к верхней ветви переднего шпангоута), либо ограничивает просвет шпангоута и угрожает безопасности гребца. Если форма упора не удовлетворяет определенным пропорциям, он создает большие нагрузки в узлах крепления, которые могут сломаться в самый критический момент. Изготавливать такие упоры очень сложно, а подгонять однажды сделанные — практически невозможно.

Существует более совершенная конструкция коленного упора: к двум направляющим, расположенным между шпангоутами, крепится стеклопластиковое "крылышко". Такие упоры более удобны, их можно регулировать, но за это приходится расплачиваться дополнительным весом и сложностью сборки.

Пяточный упор (равно как и спинной) в большинстве каркасно-поддувных каяков отсутствует вовсе — а ведь это один из важнейших инструментов управления лодкой! Если вы хотите оснастить свой каяк пяточным упором, то наиболее подходящая конструкция — это простейшая подпружиненная перекладина. Она вставляется между двумя направляющими, которые, в свою очередь, прикреплены к шпангоутам. Однако при этом необходимо усилить также узлы крепления самих шпангоутов, иначе вы легко выломаете их вместе с упором.

Возможно выполнить эти направляющие как один конструктивный элемент с нижними направляющими бедренных упоров. Это несколько упрощает сборку каяка. Однако в любом случае вы проиграете в весе лодки. Вся вышеописанная конструкция упоров весит около 2 кг.

Каркасно-поддувные каяки

Дооборудование каркасно-поддувного каяка: 1 — бедренные упоры, 2 — пяточный упор, 3 — пониженное сиденье, 4 — нижняя направляющая, 5 — верхняя направляющая, 6 — спинная стропа.

Наконец, сиденье. Как правило, сиденье изготавливается из стеклопластика по слепку, сделанному с сиденья какого-нибудь жесткого каяка. Однако на каркасно-поддувном каяке под ним проходит кильсон, и сиденье оказывается поднято над дном каяка, как минимум, на 25 мм. Это очень значительная величина; при высоком положении центра тяжести каяк имеет меньшую остойчивость, и на нем сложнее выполнить эскимосский переворот. На бурной воде гребец в таком каяке чувствует себя весьма неуверенно.

Для каркасно-поддувных каяков требуется специальное сиденье с четко выраженным "гребнем" вдоль оси, которое как бы "седлает" кильсон. Понижение центра тяжести хотя бы на 10 мм уже приносит заметный результат. Неудобств для гребца такое сиденье совершенно не создает, поскольку идеально соответствует форме человеческого тела. Однако для его изготовления придется сначала сделать специальную матрицу. Большинство же фирм-производителей таких каяков просто не утруждает себя изготовлением мало-мальски приличного сиденья и упоров.

Сложность эксплуатации
Каждое использование каркасно-поддувной лодки включает в себя, как минимум, сборку, разборку, сушку и дважды упаковку. Помимо этого, практически всегда приходится выполнять также какой-нибудь небольшой ремонт того или иного узла. Все это не в тягость, если доставать лодку из-под дивана один или два раза в год. Но при регулярных выходах на воду этот процесс становится практически перманентным и вызывает настолько сильное отвращение, что сама мысль о том, чтобы в ближайшее воскресенье взять лодку и отправиться на речку, гаснет естественным образом. Особенно изысканное удовольствие — собирать лодку весной, когда оболочка "усела" после длительного хранения и задубела от холода. Для 1–2-дневного выхода время сборки-разборки оказывается сравнимым со временем самого сплава.

Наконец, сборка каркасно-поддувной лодки — весьма сложная инженерная задача, граничащая с шаманством, и справиться с ней способен далеко не каждый человек. Правильно собрать большинство этих лодок могут только сами их владельцы. Из-за этого бурная вода оказывается практически недоступной для огромного числа людей с, мягко говоря, неинженерным складом ума — а ведь среди любителей этого вида спорта, казалось бы, должны были бы преобладать именно люди с художественным мышлением, поскольку сплав по бурной воде — своего рода искусство. По этой же причине, в частности, среди каякеров так мало медиков, хотя необходимость иметь в группе профессионального врача, а не любителя-самоучку, невозможно переоценить.

Капитальный ремонт — тоже нередкая вещь для каркасно-поддувных лодок. Несмотря на все конструкторские ухищрения, это весьма хлипкая конструкция, и требуются определенные навыки для того, чтобы не сломать ее. Это удается не всегда, особенно на бурной воде. Сломать же полиэтиленовую лодку практически невозможно — по крайней мере, на той воде, которая доступна для каркасно-поддувных.

Перевозка багажа
В длительных автономных экспедициях, где каякеры вынуждены перевозить в своих лодках все снаряжение, возникает проблема его загрузки. Дело не в его весе — он составляет всего лишь около 15% веса гребца с каяком, и не в объеме — в 300–350 л общего объема каяка всегда можно найти необходимые 30–50 л для багажа. Основная проблема стоит в распределении свободного объема. В каркасно-поддувном каяке он вытянут вдоль оси судна, поэтому груз приходится размещать вплоть до самого носа и кормы лодки. Это намного увеличивает момент инерции лодки; именно он, а не масса груза сама по себе, создает основные трудности в управлении лодкой.

На жестком каяке гребец волен распоряжаться объемом по своему усмотрению и может реализовать оптимальную схему загрузки. Весь багаж помещается в корму непосредственно позади кокпита, а дальняя часть кормы и нос (за пяточными упорами) заполняются емкостями непотопляемости. Момент инерции судна при такой загрузке увеличивается не столь значительно.

Что в остатке?
Таким образом, попытка усовершенствовать каркасно-поддувную лодку, чтобы избавиться хотя бы от самых существенных ее недостатков, приводит к весьма скромным результатам. При этом все остальные недостатки сохраняются или даже усугубляются. Например, если выполнить необходимое усиление конструкции и дооборудование кокпита, о которых шла речь выше, то вес лодки достигает 14–16 кг, приближаясь, таким образом, к весу полиэтиленового каяка. Время сборки такой конструкции при самом продуманном и аккуратном исполнении возрастает до 1,5 ч; это практически является пределом, выше которого эксплуатация подобной лодки становится бессмысленной.

Каркасно-поддувная лодка имеет только одно неоспоримое достоинство: в транспортном положении она упаковывается в относительно компактный рюкзак. Это, действительно, очень большой плюс в их пользу; однако при весе в 15 кг воспользоваться этим достоинством в полной мере едва ли удастся. Вопрос о транспортировке лодок будет рассмотрен более подробно в главе 7.

На этом можно было бы закончить разговор о недостатках каркасно-поддувных лодок, если бы на наших глазах в крышку их гроба не был бы забит последний гвоздь — экономический.

Подсчитали — прослезились...
Для изготовления каркасно-поддувных лодок требуются качественные и, соответственно, весьма дорогие материалы и огромное количество различных комплектующих изделий. Это, как минимум, три основных производства совершенно разного профиля: слесарное, швейное и резинотехническое. Наконец, это огромное количество ручного труда, который практически не поддается автоматизации. Поэтому каркасно-поддувной каяк на поверку оказывается очень дорогим судном.

Изготовление таких каяков для личного пользования могло быть экономически оправданным только в условиях "застойного периода", когда необходимое количество рабочего времени (и не только времени) прямо или косвенно изымалось из времени той как бы работы, за которую человек получал как бы зарплату. В любой нормально функционирующей экономике, где материальное вознаграждение более или менее соответствует результатам труда, каркасно-поддувной каяк объективно оказывается дороже, чем цельнолитой полиэтиленовый, а кустарный труд менее результативен, чем автоматизированное промышленное производство.

С этой проблемой уже столкнулись все отечественные фирмы-изготовители каркасно-поддувных лодок. Уже сейчас розничная цена их изделий, несмотря на относительно дешевую рабочую силу, приближается к стоимости полиэтиленовых лодок европейских фирм. Поэтому они оказались вынуждены либо прекратить производство, либо снижать себестоимость лодки за счет использования менее качественных материалов, более примитивных конструкций и урезанной технологии изготовления в ущерб и без того невысоким характеристикам. Совершенно очевидно, что такой путь ведет в тупик в самом ближайшем будущем. И на этом история развития каркасно-поддувных лодок закончится.

Источник http://gaba.su



1964 Прочтено

Остальные материалы раздела Статьи, книги
  • Майк Джонс. На каяке с Эвереста (часть 2)
  • Майк Джонс. На каяке с Эвереста (часть 1)
  • Нужное снаряжение для каякера
  • История каяка
  • Каякинг в Чехии
  • Женщина с веслом
  • Где можно заниматься каякингом в СНГ и за ее пределами?
  • Краткий обзор специфических терминов в каякинге (часть 2)
  • Краткий обзор специфических терминов в каякинге (часть 1)
  • Что такое морской каякинг?
  • История каякинга. Эскимосский каяк
  • Правила безопасности при занятии каякингом
  • Классификация сложности препятствий в каякинге (часть 2)
  • Классификация сложности препятствий в каякинге (часть 1)
  • Основы обратной гребли
  • Часто задаваемые вопросы о спасжилетах
  • Какое турснаряжение для похода на каяках
  • Развенчание "мифов" о каякинге. Часть 2
  • Развенчание "мифов" о каякинге. Часть 1
  • Каякинг
  • Выбираем каяк
  • Техника эскимосского переворота
  • Русско-английский словарь каякера
  • Крен и управление им
  • Обучение управлению каяком
  • Каякинг глазами Кента Форда (учебник по каякингу). Контроль крена
  • Каякинг глазами Кента Форда (учебник по каякингу). Вред раскачивания
  • Каякинг глазами Кента Форда (учебник по каякингу). Прямолинейность движения и скорость
  • Каякинг глазами Кента Форда (учебник по каякингу). Основы гребли
  • Каякинг глазами Кента Форда (учебник по каякингу). Основы прямой гребли
  • Выбирайте каякинг, как вид отдыха!
  • История возникновения каякинга
  • Каякинг глазами Кента Форда (учебник по каякингу). Первые гребки
  • Каякинг глазами Кента Форда (учебник по каякингу). Сложность рек
  • Каякинг глазами Кента Форда (учебник по каякингу). Чтение бочек
  • Каякинг глазами Кента Форда (учебник по каякингу). Опасности
  • Что такое валы
  • Простейшие водные структуры
  • Одежда каякера
  • Выбираем "юбку" для каякера
  • Выбираем каску для каякера
  • Спасательные жилеты
  • Выбор весла
  • Детали конструкции каяков. Часть 2
  • Детали конструкции каяков. Часть 1
  • Материалы для изготовления каяков
  • Каяки. Какие бывают и для чего...
  • Элементы спортивных фигур в каякинг-родео
  • Эскимосский переворот
  • Отдых для смелых - это каякинг
  • Каякинг глазами Кента Форда (учебник по каякингу). Чтение воды
  • Каякинг глазами Кента Форда (учебник по каякингу). Безопасность самосплава
  • Каякинг глазами Кента Форда (учебник по каякингу). Общая концепция безопасности
  • Каякинг глазами Кента Форда (учебник по каякингу). С чего начать
  • Что такое фристайл на бурной воде (фристайл-каякинг, родео, playboating)
  • Свобода самовыражения на гребне волны
  • Каякинг. Что же это...
  • Выбираем весло для каяка (байдарки). Часть 5
  • Выбираем весло для каяка (байдарки). Часть 4
  • Выбираем весло для каяка (байдарки). Часть 3
  • Выбираем весло для каяка (байдарки). Часть 2
  • Выбираем весло для каяка (байдарки). Часть 1
  • Частые вопросы о спасательных и страховочных жилетах для каякеров(FAQs)
  • Правила безопасности для каякеров
  • Что такое каякинг и его виды
  • Существующие на сегодня виды каякинга
  • Искуственный канал под Базелем для каякинга (Франция)
  • К вопросу о международной классификации сложности препятствий
  • Это радость и адреналиновый кайф
  • Насколько каякинг опасный вид спорта?
  • Снаряжение для каякинга
  • Что такое каякинг?

  • Каяки в Харькове


    Активный отдых
    Горячий актив Клуба
    Клуб Активного Отдыха

    Контакты
    +38 (067) 724-52-13
    +38 (057) 750-62-79
    info@activeclub.com.ua

    activeclub В КОНТАКТЕ

    Корпоративный отдых
    О корпоративном отдыхе
    Корпоративный отдых на байдарках


    Сплавы на байдарках и катамаранах

    график сплавов 2020

    июнь
    байдарки
    06.06 - 08.06.2020
    Северский Донец

    20.06 - 21.06.2020
    Оскол

    июль
    катамараны, рафтинг
    10.07.2020
    Северский Донец

    24.07 - 25.07.2020
    Рось

    август
    байдарки
    03.08 - 05.08.2020
    Ворскла

    17.08 - 18.08.2020
    Северский Донец

    24.08 - 25.08.2020
    Оскол

    Дальние походы

    Кавказ, горный поход, Приэльбрусье
    23 августа - 3 сентября 2010


    Кавказ, восхождение на Эльбрус горный поход

    Кавказ, горный поход, Домбай

    Алтай, горный поход

    Байкал,
    хребет Хамар-Дабан,
    пеший поход



    Активный отдых

    Сплавы на байдарках


    Реклама
    Обслуживание свадеб, экскурсий. Деловые поездки, отдых. 18 мест
    Микрофон, TV, DVD, кондиционер, мягкие кресла.
    Для членов "Клуба Активного Отдыха" - скидки !
    тел.: (057)755-63-28
    моб.: (067)506-24-04

    Наш опрос
    Походы Клуба, лето 2012. Куда бы Вы пошли?

    Байкал, хр.Хамар-Дабан (пеший)
    Кольский пол-ов, Хибины (пеший)
    Приполярный Урал (пеший)
    Западный Кавказ (горный)
    Центральный Кавказ, приэльбрусье (горный)
    Алтай (горный)
    Алтай (пеший)
    Карпаты (пеший)
    Карпаты (вело)
    Крым (пеший)
    Крым (пеший + скалолазание + альпинизм)
    Крым (вело)



    Результаты
    Другие опросы

    Ответов: 809
    Комментариев: 0

    Поход на Кавказ
    Горный поход
    по Кавказу, Приэльбрусье, август 2010

    Сроки проведения:
    23 августа - 3 сентября 2010

    Программа похода
    Обсуждение на форуме

    Логин
    Логин

    Пароль

    Секретный код: Секретный код
    Повторить код

    Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

    Услуги выездного тира в Харькове, стрельба из лука и арбалета

    При использовании любых материалов с этого сайта прямая ссылка на сайт www.activeclub.com.ua обязательна

    Внимание! Автором "Клуба Активного Отдыха" может стать каждый!
    Присылайте свои заметки, новости, рассказы, статьи, отчеты, фотографии по адресу admin@activeclub.com.ua
    Ваша информация будет рассмотрена и размещена на клубном сайте.




    ACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых
    Copyright © 2006 - 2015 "Клуб Активного Отдыха"
    При использовании любых материалов с сайта Клуба Активного Отдыха - прямая ссылка на сайт www.activeclub.com.ua обязательна

    Copyright © IFrin 3dpixel.ru CG-Inside
    Сайт создан на основе системы © PHP-Nuke распространяемой по лицензии GNU/GPL license.
    Открытие страницы: 0.06 секунды и 60 запросов к базе данных. Время запроса к БД: 0.01728