Шамони. Как много ассоциаций возникает у разных людей, когда они слышат название этого небольшого французского городка.
Для кого-то это отличное место полетать на параплане, кто-то любит зимой заняться ледолазанием или покататься на лыжах. Но в первую очередь это место известно тем, что здесь зародился альпинизм. Отсюда 8 августа 1786 года Жак Бальма и доктор Мишель Паккар совершили восхождение на вершину Монблан.
Сейчас эта дата отмечается как Международный день альпинизма.
Эгюий-дю-Миди, Гранд Капуцин, Пти Дрю, Монблан, Гранд Жорас – восхождения на эти легендарные горы всегда будут особенными. Каждый год поток желающий прикоснуться к этим историческим маршрутам не ослабевает.
В этом году прикоснуться решили и мы. Отложив всякие Аксу с Каравшинами на полку, мы отправились в Шамони.
Часть команды поехала из Москвы на машине, часть, в том числе, и я, полетела на самолете.
Наша банда: альпинистская ячейка – Сергей Мурга и, собственно, я. Туристическая ячейка – это Сергей Кузьмин, Вика Тихомирова и Алексей Суворов. Заядлые туристы, которых мы уже который год пытаемся обратить в нашу веру.
Перелет Москва-Женева проходил с пересадкой в Брюсселе.
Вылет из Домодедово. Жара. Толпы народу. Сезон. Все летят отдыхать. И говорят еще, что мы плохо живем. Очереди желающих улететь забугор на отдых, говорят, на мой взгляд, об обратном.
Короче, аэропорты в середине дня в сезон это то еще место.
Брюссельские авиалинии кормили плохо. И почему-то даже не дали брюссельской капусты. Странно. Она у них вообще есть?
Из Брюсселя в Женеву вообще не кормили. А вроде не лоукост. Ну и ладно. Может неурожай пресловутой брюссельской капусты? Или потому что лететь всего час?
В Женеве я объединился с основной частью нашей банды и мы отправились в Шамони.
Забронированные апартаменты оказались маленькими для нашей шайки, зато 5 минут ходу до канатки. Кое-как разместились.
На следующий день погода сказала, мол, отдыхайте с дороги и устроила ливень с грозой.
Мы решили внять совету природы и отправились на разграбление Шамони.
Разграбить особо не вышло. Все очень дорого. Много магазинов альп и тур снаряжения. Рай для шмоточников. Но кошелек нужен тугой. Ибо глаза разбегаются и хочется всего. Мы пока ограничилась покупкой гайдбуков. Купили несколько разных. Теперь у нас все что нужно. Осталось дождаться погоды.
Впечатлил информационный центр для горовосходителей. Огромное количество информации. Отчеты, топо маршрутов, карты, есть даже подробный макет всего района в масштабе. Сводки погоды и метеоснимки.
Хочется сказать несколько слов о самом Шамони. Красивый маленький городок, однако туристов очень много на центральных улицах даже в дождь. Судя по одежке и характерному очковому загару вокруг множество клаймеров со всего мира.
Немного побродили по спортивным магазинчикам. Есть все. Но вот российские бренды не представлены. Это наверное что-то значит, да?
Основную часть еды – восходительскую часть, мы закупали еще в Москве. Об этом позаботился завхоз туристической ячейки Леша Суворов.
За остальным поехали в Саланчес, городок неподалеку от Шамони. Там дешевле и выбор больше. Мясо, вонючий сыр и красное вино – вот основная часть нашей обычной продуктовой корзины. Вино, кстати, только французское. Вот тебе и Евросоюз. А вот, например, немецкого или итальянского вина мы на полках в данном супермаркете не видели. Не хочу обобщать, но что-то тут не так со свободной торговлей.
Вечером паста с соусом, мясо, вино, сыр. Из окна вид на Монблан. Еще бы в горы не ходить, совсем хорошо бы было. Но прогноз сказал, что погода будет. Пришлось собираться, ничего не поделаешь.
На след день погода, как и обещал прогноз, стояла солнечная. Мы экипировались, взяли подмышки гайдбуки, выдвинулись в сторону канатки.
Цена билета до станции Эгюий-дю-Миди составляет 50 евро в оба конца.
Дорого. Курорт, блин.
В общем за меньше, чем за 30 минут набрали больше 2,5 км. Немного офигели. Красиво, видимость отличная. Монблан, Эгюий-дю-Миди, Гранд Жорас -все как на ладони. Снег вокруг. Нежарко.
Вковались, начали спуск. На спусковом гребне-ноже собирается пробка. Мы относимся к этому философски.
Быстро сбежав, разбили лагерь напротив стенки Eperon des Cosmiques из гребня Эгюий-дю-Миди.
Начинает припекать. Голова тяжелеет. Высота все таки.
На следующий день решили пойти классический разминочный маршрут на Эгюий-дю-Миди – Cosmiques Ridge, II, AD, 4a.
Вышли не сильно рано, ждали пока рассветет. Хотелось тепла и спать. Все таки за два дня из Москвы на 3800.
Маршрут простой, классический и поэтому чертовски популярный. Гребень, весь идется в кошках. Страховка одновременная кроме пары коротких ключевых участков. Есть пара участков, где надо заложить спуск. Вот на этих участках мы и попали в пробки. Сразу вспомнились картинки с Эвереста, где на ступени Хиллари собирались огромные очереди. Ужас, в общем. Надо заканчивать с популярными маршрутами.
В конце маршрута некоторые позади идущие товарищи начали понимать, что могут не успеть на последнюю канатку. Нам-то все равно – у нас внизу палатка. Мы бы, конечно, и рады лезть быстрее, но не получается – впереди тихоходы. И мы не обучены лезть по головам. А вот толерантные европейцы оказывается обучены. Нет бы сказать, мол, ребята, мы очень сильно опаздываем, не могли бы вы нас пропустить. Вместо этого какое-то недовольное ворчание, и попытки облезть наши связки, запутывая все веревки. Но мы не такие культурные и просвещенные, мы им сразу сказали, что мол вы, ребята, не правы.
Короче, тихоходы вылезли, мы устремились за ними и конфликт был исчерпан. Но осадочек остался.
На следующий день хотели залезть еще один суперпопулярный маршрут Rebuffat на Plastere SE, но сил встать рано не было. Ночью практически не спали-еще не акклиматизировались- болела голова, было очень холодно. Заснули только под утро. А когда встали, обнаружили, что на нашем маршруте уже работает штук 5 связок.
Мы таким паровозом идти не хотели, поэтому выбрали маршрут попроще, на Eperon des Cosmiques. Категория примерно D, одно движение 6а, все остальное-проще.
На нем работала только одна связка. Тоже не быстрая. Мы их догнали и дышали в спину. Дышать старались настойчиво, но толерантно. Маршрут простой, короткий, но бежать не получилось. Но и задачи такой не было. Пролезли, сдюльфернули. Нормально все. Поработали с железом, пощупали гранит.
Переночевали еще одну ночь. Спалось лучше. Утром собрали лагерь и уехали на канатке вниз. Поразительно, но за 50 европейских денег можно в течении 30 минут из теплой деревушки, расположенной в живописном ущелье попасть в царство снега и льда и потом за те же 30 минут вернуться обратно в зелень и тепло.
Следующие сутки были праздником живота. Разные вонючие сыры, вино, паста и мясо.
Это и есть настоящий альпинизм, все остальное – подходы.
Вечером следующего после спуска дня мы опять отправились наверх. Мы с Серегой отправились под Гранд Капуцин. Шайка осталась на месте старого лагеря.
До Капуцина дошли часа за полтора. Неторопливо. По пути встретили Сашу Юркина и Душарина Ивана Трофимовича. Перекинулись парой слов. Приятно…
Наша стена выглядит классно. Морально настраиваемся. Решили лезть маршрут O sole mio, ED, 6b+
Маршрут достаточно прост, но лишь относительно соседних. А вообще-то по нашим меркам 5Б/6А, хоть и всего 300м.
С утра капает. Нас опередили три связки. Мы смотрим на погоду. Одна связка спустилась. Две другие решили попытаться пересидеть заряд непогоды. Мы на все это смотрели снизу.
Непогодь прошла. ‘Чуйка’ сказала, что надо лезть. Мы и полезли.
Подошли, перелезли через берг. Сначала вроде просто, а потом пошло-поехало. Смотришь на категорию в топо, потом смотришь на стену и чего-то не понимаешь. Должно быть просто, а оно не просто. Короче, он-сайтом не вылез. Приходилось подвисать и смотреть чего и как дальше. Да, не часто мне приходилось лазать по гранитным щелям. Иногда вставал в ступор. Под конец сменились и Серега тоже получил свою порцию адреналина. На одном из ключевых участков прошел град, который добавил интриги.
Фото на вершине и дюльфера вниз, к палатке. Залезли Гранд Капуцин.
Кстати, справедливости ради нужно отметить, что в итоге мы пролезли комбинацию маршрутов O sole mio и Swiss Route. В середине один питч маршрута O sole mio обошли по швейцарскому директу. В итоге даю категорию TD+/ED-, 6b.
Но все равно радуемся. Вообще надо сказать, что, по моему мнению, некоторые участки O sole mio надуманы. Обход одного питча, который мы заложили, смотрелся логично, по рельефу. Но это детали. В любом случае, гору сходили.
Утром быстренько собрались и домой.
По пути назад обратили внимание на то, что палаток под Эгюий-дю-Миди резко поубавилось. На этом месте стоит остановиться поподробнее.
В снежной зоне многие восходили ставят палатки на несколько дней и ходят свои маршруты. Почему ставят палатки? В приютах, мы их ласково называли хатками, дорого и мало места. В снегу – вставай в любом месте. Но такие самостийные палаточные лагеря таят в себе одно неудобство. Кроме самостийности установки палаток, наличествует самостийность отхожих мест. И когда немного подтаивает… Сами понимаете. Все выходит наружу. Как в прямом так и в переносном смысле.
Кому-то это страшно надоело. А может быть владельцы хаток распереживались, видя как клиент проходит мимо.
Так или иначе, возле канатки повесили бумажку, мол палаточные лагеря – ни-ни. Если бивак все-таки нужен – с рассветом его нужно свернуть. Иначе придет или прилетит дядя (в голубом вертолете???) и выпишет штраф. Весь waist убрать. Если с последним я целиком и полностью согласен. То вот зачем сворачивать палатки – не понятно.
Мы думали, что цель таких агиток лишь просветительская. Но нет. По рассказам второй половины нашей банды, действительно, приходили какие-то люди и сильно интересовались- собираются ли они в самом ближайшем времени свернуть палатку. Банда взяла под козырек и ответила:”да, есть, сэр. Конечно, сэр”. А что еще оставалось ответить?
Видимо, необходимость каждое утро собирать и прятать лагерь, приглянулась не всем. И количество палаток резко поуменьшилось.
Нашим тоже это надоело и они тоже свалили вниз, сходив кстати, траверс вершин Lachenal, II, AD, 4a и Mont Blanc du Tacul, 4248м, II, PD, по классике.
Молодцы туристы.
На какие мысли меня натолкнула вся эта ситуация?
Очевидно, что в пик сезона количество койко-мест в той же Космик-хатке не сопоставимо с количеством желающих куда-то залезть. И, конечно, эти желающие желают не только куда нить залезть, но и, очевидно, имеют куда-более естественные желания и надобности.
Тогда почему же не оборудовать места стихийных установок палаток, например, туалетами. Европа, цивилизация, канатки, оперативные данные по погоде, а в туалет ходят, простите, в ямку в снегу. Парадокс.
Ладно, оставим этот непростой вопрос. Что было дальше?
Дальше было все старой схеме. Вино, вонючий сыр, паста, соус, мясо. Плюс шоппинг. Через полтора дня, поняв, что такое давление наш кошелек может не выдержать, и дабы он не превратился в маленькую черную дыру, мы решили выдвинуться в высокогорную зону. Подальше от мирских соблазнов.
Мы с Серегой решили попробовать залезть на легендарную гору Пти-Дрю по не менее легендарному маршруту “Американский директ”. Категория трудности ED1, что означает Extremely Difficult. По нашему, 6А. Перепад 1000м. Протяженность маршрута 1200 м.
Стоит заметить, что из-за периодических обвалов на западной стене, верхняя часть маршрута объективно опасна. Поэтому маршрут ходят двумя способами. Налегке, без бивака, до т.н. Jammed block. И затем дюльферяют вниз.
Но мы не могли на такое пойти. Хотелось-таки попробовать постоять на вершине. Поэтому мы выбрали второй вариант. После этого блока, пройдя сложный 90 метровый внутренний угол, можно уйти по стационарным болтам (кстати, большая часть из них очень ржавая и страшная) на северную стену. На классический маршрут по Северной стене (Allain-Leininger route).
Такой был стратегический план.
Туристическое отделение нашей шайки выбрало более “простой” маршрут на эту же гору с другой стороны, с юга, категория D. Но заезжать можно в одну точку, а потом разделиться. Что мы и сделали. Заезжать мы решили вместе, на трамвайчике M0ntenvers. Забавная штука. Два вагончика.
За 27.50 евроденег (туда и обратно) везут на высоту примерно 2000 , где открывается потрясающий вид на Пти Дрю, ледник Мер де глас, Гранд Жорас. На противоположной стороне склона видна граница, где еще каких-нибудь 200 лет назад был ледник. А говорят, глобальное потепление – миф. Очень может быть. Но куда делась вся эта куча льда?
Сделав несколько фото на память, мы устремились. Спуск на ледник – не тривиальный. Крутая стенка с вмонтированными скобами и лестницами. Говорят, что около четырех сотен ступенек. Не считал, но выматывает с непривычки. При желании можно даже организовать страховку-есть анкера с карабинами. Но мы не использовали.
Спустившись на ледник, увидели на противоположном очень крутом склоне большой белый квадрат- маркер. Устремились. Оказалось, что опять лестницы. Но теперь вверх. Опять устремились. Вверх. Тяжеловато. Потом блуждания по тропинкам, потом по морене, и мы у цели. Под стеной Пти Дрю. Маршрут как на ладони. Красивый. Хочется полезть прям сейчас. Но по небу пошли цируса.
Кстати, о погоде.
Прогнозы погоды достаточно точные. Мы использовали http://chamonix-meteo.com и http://www.chamonix.com/weather,11,en.html
По крайней мере, на 2-3 дня показывают точно. Можно верить.
Непогода же налетает быстро и стремительно. Это нужно учитывать при появлении предвестников непогоды.
Перед этим выходом мы тоже сверялись с прогнозами, смотрели снимки с космоса, изучали небо. Конечно, прогноз явный зеленый свет не давал. Но очень хотелось куда-нить идти. Поэтому была надежда, что мож чаша весов качнется в нашу сторону.
Качнулось-то в нашу, но при этом вылилось на наши головы-палатки такое количество воды, что ни о каком восхождении в этот день речи быть не могло. И, кстати, на следующий день речи не могло быть тоже. Поэтому решили ретироваться в Шамони.
Опять тратим деньги и смотрим на небо…В итоге, небо сжалилось (дня через 3) и разрешило выдвигаться. Мы выдвинулись.
Подошли под Гору. Посмотрели. Решили лезть.
Гора большая, несмотря на то, что достаточно хорошо пробито (в нужных местах есть местное железо), что позволяет лезть маршрут без молотков.
К сожалению, мы слишком сильно нагрузились. Два рюкзака, палатка, ботинки слишком тяжелые, кошки слишком тяжелые, пара ледовых инструментов – тоже слишком тяжелые. В итоге, лезли слишком и очень долго.
До перехода на Северную стену маршрут сухой, воды нет, только на полке на 5-6 веревке есть небольшой снежник. Там же, у снежника можно организовать бивак, если стартанули, например, в середине дня.
Нижняя часть (до полки) пробита болтами – в принципе, можно лезть только с оттяжками. Сделано это для того, чтобы быстро пробегать низ ибо он пробивается. Дальше много щелей. Очень много. Разных. И так веревок 15. До Jammed block. Там отличные ночевки. Воды нет, если повезет, будет маленький снежник.
После ночевки 90 м внутренний угол. Лазание 6с или ИТО А0-A1. Затем нетривиальный переход по косой полке на ржавые болты, которые выводят на Северную стену. Сразу после болтов ночевка. Есть снежники.
Далее путь идет по Северной стене, лазание чуть проще, но осложняется натечным льдом и снежниками. Мы, немного поплутав, испугавшись в паре мест, добрались таки до дыры в гребне. Дыра выводит на Южную сторону. Там теплее, но воды мало.
Снежнички могут быть. Очень много ночевок, петель-мотявок, всяческих сявок и крючков.
Чтобы найти вершину нужно по очевидной полке (на которую выводит дыра в гребне) траверсировать (страховка – камы и местные крючья) ооооочень далеко, до простого кулуара, который выводит на предвершинный гребень. Несколько метров по гребню и мы на вершине.
Спуск с вершины длинный. Мы попали примерно на 14-15 дюльферов. На спуске важно не уйти сильно вправо (по ходу спуска), в район обвала. Сначала спуск в направлении забора Flammes de Pierre, а затем вниз по осыпному кулуару влево. Осторожнее, камни! Вскоре дюльфера выводят в кулуар, в основании которого течет сильный поток воды. Станции по левому по ходу борту кулуара. Еще несколько дюльферов и мы оказываемся на некрутых полках, где уже пробивается травка и цветочки. Слева виден большой жандарм, который как-бы прерывает эту “зеленую полку”. На самом деле, между краем полки и жандармом есть проход. Есть турики, туда и идем.
В итоге, попадаем на хорошую тропу, которая пересекает всю Южную сторону Дрю.
Тропа выводит на снежник, по нему на морену и мы у приюта Charpoua Hut.
Еще два часа движемся по тропе вниз. Полностью стемнело. Спустились на ледник Мер де Глас. Оказалось, что найти лестницы на противоположном борту ледника крайне сложно. А скоро вылет из аэропорта Женевы. А мы еще где-то бродим в темноте на леднике. Ситуация….
И опять сработала “чуйка”. С помощью какого-то заднего чувства вышли в нужное место и оказались возле лестниц. Ура! Спасены. Потом еще 2 часа по лесным тропкам и мы в Шамони.
Помылся, поел, собрался и поехали в аэропорт.
Приключение закончилось, вперед к новым приключениям!
Источник http://proclimbing.ru