Обеспечение безопасности в горах
Методическое пособие
Одобрено Управлением самодеятельного туризма Центрального совета по туризму и экскурсиям и Управлением альпинизма Всесоюзного совета ДФСО профсоюзов и предназначено для тренеров и инструкторов альпинизма, спортсменов-разрядников по альпинизму, широкого круга горных туристов.
Материал подготовлен на основе опыта работы ряда альпинистских баз и ведущих команд, участвующих в соревнованиях, а также специальных сборов по вопросам безопасности альпинизма.
СОДЕРЖАНИЕ
Взаимная страховка – основная форма взаимодействия альпинистов
Нагрузки, допускаемые на отдельные звенья страховочной цепи
Обучение приемам динамической страховки на страховочном стенде
Приложения
Применение простейшего амортизатора при динамической страховке
Устройство амортизатора и его характеристики
Принцип действия
Особые указания
Работа страховочной цепи при наличии амортизатора
Передвижение в связке и задержание на снежно-ледовом склоне
Движение по скалам с нижней страховкой
Самостраховка
Пункт страховки. Вопросы методики обучения приемам страховки
Обучение работе с «косичкой-60» на снежно-ледовом рельефе
Применение «косички-250» при обучении страховке на скалах
Результаты испытаний и экспериментальных занятий. Литература
Методические рекомендации посвящены вопросам организации страховки во время восхождений на горные вершины и методики проведения учебных занятий по динамической страховке на страховочном стенде. Рассматриваются вопросы оказания помощи пострадавшему и его транспортировки при совершении восхождения в составе группы в два человека («двойка»).
ВЗАИМНАЯ СТРАХОВКА – ОСНОВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АЛЬПИНИСТОВ
Когда характер преодолеваемого рельефа вызывает сомнения в возможности задержаться при срыве собственными силами, альпинисты связываются в связки по два-три человека (рис. 1) и осуществляют взаимную страховку. Назначение взаимной страховки – удержать сорвавшегося товарища по связке.
Общие положения. В зависимости от порядка движения и расположения партнеров, но связке различают страховку одновременную, когда партнеры по связке двигаются одновременно (рис. 1). и попеременную, когда один из партнеров двигается, а второй его страхует (рис. 2). Выйдя наверх и осуществляя сверху страховку партнера, альпинист производит верхнюю страховку (рис. 3). В начале движения наверх остающийся внизу альпинист производит нижнюю страховку (рис. 4).
При верхней страховке излишняя слабина веревки почти отсутствует и свободное падение и соответствующая ему динамическая нагрузка при удержании минимальны. В этом случае возможна статическая страховка, т. е. удержание веревки без ее протравливания. В любом другом случае, когда имеет место свободное падение, обязательна динамическая страховка.
Величина динамической нагрузки, воспринимаемой страхующим при срыве партнера по связке пли точками закрепления и соединяющей их веревкой, может колебаться в широких пределах и зависеть от взаимного расположения партнеров на рельефе и промежуточных точек закрепления: крючьев, закладок, ледобуров и пр., а также от характера участков трения: карабинов, выступов рельефа, перегибов склона и пр. Вся эта система называется страховочной цепью (рис. 4).
Основным средством компенсации и регулирования динамической нагрузки (рывка) является так называемая динамическая страховка – протравливание веревки по какой-либо поверхности трения: карабину, скальному или ледовому крюку, древку ледоруба, корпусу страхующего и пр. или комбинации этих поверхностей (рис. 5).
Трение на участке протравливания поглощает энергию падающего тела. Растяжение веревки и других звеньев страховочной цепи (система обвязки, узлы, самостраховочные петли и пр.), а также деформация тела сорвавшегося также оказывают амортизирующее воздействие.
Общий случай срыва при нижней страховке характеризуется примерно такой схемой (рис. 6). Сорвавшийся падает вначале по линии падения воды, затем, когда страховочная веревка натянется, – «маятником». Если сорвавшийся находится на уровне точки закрепления, падение происходит «чистым маятником», если же точка срыва находится на одной вертикали с точкой закрепления, то фаза «маятника» исключается и падение будет свободным, т. е. сорвавшийся пролетит до уровня точки закрепления и затем на такую же глубину ниже ее, и лишь тогда вступит в действие страховочная веревка.
Скорость, которую может набрать падающий, и соответственно кинетическая энергия, развиваемая при падении, в общем случае зависят от массы тела падающего, величины превышения точки срыва над последней точкой закрепления веревки, а также крутизны склона и характера рельефа.
Чтобы уяснить конкретные величины физических характеристик динамической страховки и их взаимозависимость, следует рассмотреть самый неблагоприятный с точки зрения возникающих нагрузок случай свободного падения, когда точки срыва и закрепления находятся на одной вертикали, а трение о склон отсутствует. Для того чтобы удержать падающее тело, нужно приложить к нему противодействующую падению силу. Чем большей будет эта сила, тем меньшим будет путь торможения. Он будет во столько раз меньше общей глубины падения (удвоенная величина превышения точки срыва над точкой закрепления плюс длина пути торможения), во сколько тормозящая сила превышает вес падающего тела (рис. 7).
Это положение в более подробной форме изложено во второй части брошюры, где даются конкретные рекомендации по обучению страховке.
Главным средством регулирования тормозящего усилия остается протравливание веревки по поверхности трения, осуществляемое страхующим. При этом он решает одновременно две задачи: с одной стороны, тормозящее усилие не должно превышать допустимого для самого слабого звена страховочной цепи, а с другой, – чем меньше будет тормозной путь, тем меньшей будет общая глубина падения и соответственно меньшими будут возможности травм от ударов о рельеф.
Упругость самой веревки, затягивание узлов и амортизирующее влияние деформаций системы обвязки и самого человеческого тела также безусловно оказывают свое положительное влияние на процесс удержания, смягчая усилие рывка. Но достаточно точные расчеты показывают, что упругость веревки отечественного производства, при реально допустимых нагрузках, может уменьшить необходимое протравливание не более чем на 10 % и может рассматриваться лишь как некий резерв надежности, равно как и остальные вышеперечисленные факторы.
Источник: citadel.bstu.by