(Продолжение. Начало в части 1)
ЕЖЕГОДНИК СОВЕТСКОГО АЛЬПИНИЗМА "ПОБЕЖДЕННЫЕ ВЕРШИНЫ", ГОД 1954 (вып.1957) К. К. КУЗЬМИН, И. Д. БОГАЧЕВ 24 ДНЯ НА ПЯТИТЫСЯЧНИКАХ КАВКАЗА
НА ЗАПАДНУЮ МИЖИРГИ
Утром 14 августа на наш бивак под перевалом Дыхни-Ауш пришли все оставшиеся в базовом лагере:
3. Крицкая, Н. Анашкина, врач В. Бердников и радисты Ю. Матронин и Г. Пузарев. Здесь предстояло окончательно определить, кто пойдет дальше. На общем собрании группа внимательно обсудила каждого, и для продолжения траверса до Дых-Тау капитаном команды был утвержден следующий состав: К. Кузьмин (начальник), И.А. Галустов, Г.С. Бухаров, Г.М. Семенов, М.Ф. Шилкин, И.Д. Богачев.
После внимательного врачебного осмотра прощаемся с товарищами, и наша шестерка продолжает движение. Гребень Башха-Ауз с нами вместе траверсируют В. Гаель, В. Бердников и Ю. Матронин. Без перерыва идет снег. Путь несложный, легкие скалы чередуются со снежными перемычками. С вершины Башха-Ауз снимаем записки 1937—1939 гг.: с тех пор здесь никто не был. При выходе к перевалу у начала ребра Западной Мижирги на гребне встретили ряд трудных «жандармов». На перевале склад продуктов для дальнейшего пути, крючья, веревка. Отсюда идем в связках по два человека.
16 августа, распрощавшись с группой В. Гаеля, начинаем подъем на Западную Мижирги. Первым идет Галустов, с ним в связке Семенов; вторую связку образуют Кузьмин и Богачев; Бухаров и Шилкин замыкают движение.
Первый скальный участок не представляет больших трудностей, быстро набираем высоту. Весь путь из-за тумана и снегопада не просматривается. К 18 часам подходим к отвесному, неприступному на вид «жандарму». На месте бивака находим записку В. Абалакова, оставленную в 1932 г. при попытке восхождения по этому пути.
Весь следующий день сильно метет, идет снег, о лазании по стене не приходится и думать.
Утром 18 августа снегопад временно утихает, мы выходим в путь. Справа от «жандарма» гладкий отвес, пытаемся обойти его слева. Первый участок трудных и оледенелых скал требует большого напряжения. Дальше еще труднее, а главное — велика опасность падения камней; принимаем решение штурмовать «жандарм» в лоб. Первый возможный для подъема участок - вертикальный камин шириной в 30-50 см весь забит натечным льдом; идущему первым капитану команды приходится особенно тяжело. Камин настолько труден, что с рюкзаком даже по уже натянутой веревке пролезть его нельзя. Промежуточный пункт—маленькая наклонная площадка, дальше прямо вверх идет гладкая вертикальная плита. Над нами, на высоте 2,5 м, уходит влево узкая гладкая наклонная полка крутизной в 50°, единственный путь дальше. Чтобы вылезть на эту полку, приходится навесить веревочную петлю — искусственную опору для ног.
Первые 4—5 м полки наиболее сложны, через каждый метр приходится забивать крючья и использовать их в качестве зацепок. Дальше полка расширяется, винтом охватывая «жандарм». Рюкзаки вытаскиваем на веревке.
На прохождение этих двух веревок потребовался весь день; в 19 часов ставим палатки на широкой части полки.
19 августа, хорошо просмотрев с бивака путь по вершинной башне, решаем идти по широкому забитому льдом и снегом камину. И. Галустову, идущему здесь первым, приходится забивать ледовые и скальные крючья. Высота башни 150—200 м, лазание трудное, но скалы крепкие, и крючья держат хорошо; в 3 часа дня мы уже на вершине. Спуск к пику Пушкина занимает около двух часов.
ВОСТОЧНАЯ ДЫХ-ТАУ
За два следующих дня, 20 и 21 августа, преодолеваем трудный гребень от Мижирги до Дых-Тау. Каждый день, начиная с 10—11 часов, падает крупа; мы к ней привыкли и не считаем ее проявлением непогоды. При выходе на большой «жандарм» под Восточной Дых-Тау слышим голоса наших товарищей—В. Андреева, 3. Крицкой, Н. Анашкиной, В. Бердникова и В. Б. Соловьева, под руководством А. Турчина поднявшихся на Восточную Дых-Тау, совершая траверс обеих вершин и забрасывая продукты для нашего спуска. Радостная встреча, правда, на расстоянии: пока мы проходим гребень до вершины, друзья оттуда наблюдают за нами.
Погода резко портится, усиливается ветер, начинается гроза. Приходится, оставив все «железо», срочно спускаться с гребня. Ночуем на снежном северном склоне, метров на 30 ниже гребня; здесь относительно тихо. 22 августа погода сравнительно хорошая. Перед нами поднимается стена Восточной Дых-Тау. После двадцати двух дней траверса трудно решиться на подъем по этой стене, даже на спуск по которой не отваживались до сих пор альпинисты; кажется более благоразумным обойти Восточную Дых-Тау, как это делали предыдущие восходители.
Поднимаемся на гребень и двигаемся вперед; через несколько десятков метров гребень упирается в стену вершинной башни. Снизу замечен возможный путь, вправо от гребня идет наклонная полка, обрывающаяся на середине стены; на 10—15 м выше идет следующая полка, выводящая под самую вершину. Идущего первым И. Богачева избавляем от рюкзака, распределяя груз между остальными. Первые 30 м ему приходится двигаться очень осторожно, наклонная полка заснежена, веревку трудно протаскивать — она идет через несколько карабинов. Площадок для приема товарищей нет, приходится выходить на все 30 м. К счастью, крючья держат хорошо.
Следующие товарищи траверсируют полку по закрепленной перильной веревке. Еще 10 м по этой полке и нужно переходить на верхнюю, отделенную от нее вертикальной стеной. Маленькие зацепки расположены здесь вдоль косой полки с чуть отрицательным наклоном, пролезть с рюкзаками вверх невозможно, поэтому рюкзаки вытаскиваем на веревке. Дальше по полке двигаться легко, но в 15 метрах от гребня она обрывается, как бы заводя в тупик.
Спускаемся по веревке вниз метров на семь на крутую плиту и уже с нее - по 20-метровой стенке, нависающей на первых нескольких метрах, выходим на гребень. Еще на длину веревки продвигаемся по нетрудным скалам—и мы на вершине. За час спускаемся на седловину между главной и восточной вершинами Дых-Тау. Подъем на главную Дых-Тау и спуск обратно на седловину занимают около часа, и в 19 часов мы ставим палатки для последней ночевки на высоте 5100 м.
На следующее утро начинаем спуск по снежно-ледовому кулуару, ведущему с седловины на юг. Замечательная конструкция кошек с укороченными передними зубьями дает возможность за два часа буквально «сбежать» более чем на 800 м. Дальше «бараньи лбы», ледник, морена, опять ледник и, наконец, в 18 часов,качаясь от усталости, нобесконечно счастливые, мы поднимаемся к базовому лагерю, оставленному 24 дня назад. Каждый из нас сделал то, что от него требовалось, и сейчас, поздравляя возвратившуюся шестерку, все с удовольствиемсознают, что это общая победа всей команды, ее дружного коллектива, ее техники, ее организованности.
* * *
Траверс завершен! Окончено мероприятие большого спортивного коллектива. Мы проводили его в юбилейный год 30-летия советского альпинизма.
Траверс показал, что серьезных успехов может добиться лишь команда, в которой правильно сочетаются опыт и знания старых кадров с силой, ловкостью и энтузиазмом молодежи. При правильной организации восхождения и обеспечении надежной страховки всех участников и группы в целом ни вьюга, ни буран, ни мороз, ни густой туман, ни сильное оледенение и заснеженность скал, ни длительная напряженная работа на сравнительно большой высоте, ни любые другие трудности не могут быть непреодолимым препятствием для решения самых сложных спортивных задач, если группа спаяна крепкой дружбой, участники знают друг друга по предыдущим восхождениям и объединены общим стремлением к победе.
В том же году в Безенгийском районе серьезных успехов добилась не только команда «Буревестника». Наши друзья из Грузинского альпийского клуба под руководством Д. Оболадзе совершили при исключительно плохой погоде траверс Дых-Тау—Мижирги—Шхара. Группа Кутаисского комитета по физической культуре и спорту под руководством А. Немсицверидзе, в то время как наша команда уже закончила траверс и ушла вниз, проделала замечательный маршрут, поднявшись с севера на Дых-Тау и совершив затем траверс до Западной Мижирги.
Эти восхождения, проведенные в юбилейном году только в Безенгийском районе, вселяли уверенность в том, что наша талантливая альпинистская молодежь в ближайшие годы сумеет добиться еще более значительных успехов как при прохождении технически сложных маршрутов, так и в борьбе за высочайшие вершины.
Источник: www.alpinoid.com