Продолжение...
Южная Америка
Надо признать, что европейский технический альпинизм вырос гораздо раньше нашего. Еще в 30-х годах прошлого века в Альпах были пройдены северные стены Эйгера и Гран-Жорасса, Чиветты и Лаваредо. Начиная с 50-х годов амбиции горовосходителей распространились на новый перспективный район – Патогонию, Чили.
Еще более крутые и протяженные стены, еще более суровый климат и непреодолимые ранее технические сложности ждали своих героев. Первым в 1953 г. командой французов Л.Терррай - Г.Маньон был покорен красавец
Фиц-Рой
Затем разгорелась борьба за
Сьеро-Торре,
результате которой гора была «изнасилована» с помощью бензинового компрессора и 300 шлямбуров командой Чезаре Маэстри в 1970 году.
Однако, несмотря на очевидный прогресс в альпинизме, эти горы так и не стали достоянием массовости. Причина в крайне суровом климате – влажный океанический воздух, образующий ледовые наросты на вертикальных скалах и снежные грибы на гребнях, штормовой ветер до 200 км/ч, и поэтому редкие «окна» ходовой погоды. Достаточно сказать, что на Эверест ежегодно поднимается больше людей, чем на Фиц-Рой за всю историю.
Более щадящие погодные условия на великолепных башнях
Торрес дель Пайн
Но крутизна их стен предполагает одни из самых захватывающих приключений в мире.
Северная Америка
А что же заокеанские братья по разуму? Они тоже не сидели без дела и в это же время активно осваивали свое богатство – долину Йосемити, признанным королем которой стал
Эль Капитан
Его километровые отвесные стены требовали принципиально новых альпинистских методов. Благодаря настойчивости и изобретательности пионеров Йосемити мы теперь пользуемся богатым арсеналом бигвольного снаряжения, в числе которых френды, скайхуки, копперхеды, и конечно, портеледжи (платформы).
Технические достижения американских альпинистов настолько расширили пределы возможного, что теперь можно утверждать - непроходимых скал нет. Есть только понятие стиля, т.е. разумного соотношения сложности горы и применяемых на ней технических средств. Так же, как в свое время Эль Капитан стал полигоном для испытания «вездеходного» железа, сейчас он служит ареной для состязаний в свободном лазании. А еще на его стенах впервые появились техно-маршруты с безумными категориями А4 и А5. Все та же страсть человеческая в исследовании пределов возможного. Риск, как инструмент познания…
В этой части обзора я упомянул вершины, на которых творилась история технического альпинизма, его классика. Потому что, начиная с 90-х годов альпинисты-технари двинулись выше или дальше – в Арктику, Гималаи и Каракорум. Надеюсь, и мы помечтаем об этих вершинах в следующей части.
Источник http://alpkr.pp.ua