Якорные крючья прочно заняли своё место на обвязках альпинистов. Их забивают в чистые трещины с монолитными краями и в разрушенные, заполненные грязью и льдом. Иногда от безысходности бьют в лёд или мёрзлую глину.
Примечание:
При переноске встёгивайте карабин в верхнюю дырку (ту, что возле носика). Если якоря болтаются на нижней, один из них воткнётся вам в ягодицу.
В СНГ якоря массово производят три человека: Евгений Полтавец из Харькова, Андрей Варваркин (krukonogi.com) из Санкт-Петербурга и Евгений Дмитриенко из Красноярска.
Разные якоря (слева направо): Крюконоги — Дмитриенко — Крюконоги — Дмитриенко
На alpkr.pp.ua результаты тестов якорей Дмитриенко. Результаты впечатляют:
После превышения указанной нагрузки крюк скручивается.
Примечание:
Любой крюк хорош настолько, насколько надёжна порода, в которую он забит.
Раз так, то зачем вы используете обычные крючья?
* Якоря нельзя бить в горизонтальные или сильно косые трещины.
* Их не получится бить в широкие трещины (хотя я как-то забивал два якоря «бутербродом»).
* Якоря нужно покупать. В закромах многих секций и клубов хранится множество крючьев, от лепестков до швеллеров — наследие советской промышленности. А якорей нет.
* Также якоря нельзя бить в раскрывающиеся к низу трещины, в трещины с идеально параллельными краями или под шатающиеся отколы.
Неправильно забитый якорь
* Хорошо бить якоря в трещины, сужающиеся к низу, каверны и в трещины, где есть куда упереться клюву якоря. Тогда под нагрузкой он войдёт ещё глубже.
* Ножка якоря должна упираться в скалу, так под нагрузкой он не будет двигаться.
* Если сомневаетесь, что получится вставить оттяжку в установленный якорь (например забиваете его вдоль одной из стенок угла), то встегните оттяжку перед тем, как забить якорь.
* Если делаете станцию на якорях, учтите, что хорошо они работают только вниз. Возможно, понадобится добавить точку, которая не даст сорвать станцию рывком вверх.
Правильно забитый якорь
На западе Блэк Даймонд и Кассин придумали свои варианты якорей. Их используют для сложного ИТО. Я пользовался БД, они прекрасны. Но каждый раз, когда бьёшь молотком по железке стоимостью 1890 ₽ (согласно российскому сайту БД), делается как-то не по себе.
Редко, но встречается мнение, что якоря предназначены только для ИТО. Да, ИТО с ними становится проще и безопаснее, однако ничего не мешает страховаться ими наряду с закладками и френдами.
Под нагрузкой хорошо забитый якорь не только не вываливается из трещины, но, напротив, «садится» ещё глубже. На популярных маршрутах в Крыму встречаются места, куда якоря бьют уже давно. В такие места я ставил их руками, и они надёжно держались благодаря своей геометрии.
Комиссия УИАА не знает о якорях, поэтому на них нет информации о стандарте качества или предельных нагрузках. Мы надеемся на качество материалов и добросовестность производителей. Последнюю все периодически подтверждают.
Автор: К. Белоцерковский, https://alplager.kz