Немного из истории шлемов/касок
До Второй Мировой Войны доступные средства безопасности для альпинистов, кроме веревки, были очень ограничены. Использование шлемов любого рода для лазания является практически неслыханным до того времени. После войны число альпинистов увеличилось и стало включать большее разнообразие социальных слоев, чем раньше. Война привела к созданию новых технологий, таких как полиамидные веревки и легкие карабины, которые новые альпинисты использовали для защиты в своих восхождениях. Защита лидера стала доступна в Великобритании в 1961 году, обвязки начали становиться популярными в конце 1960-х годов.
В конце 1960-х годов были доступны несколько конструкций защитных шлемов, или касок, для альпинистов. Большинство из них были предназначены для защиты только от камнепадов в Альпах. Единственным шлемом, предполагавшим защиту в случае падения, был Compton Climber. Их развитие пошло от мотоциклетных шлемов того времени, они были тяжелыми и громоздкими, и лишь немногие решались носить. Эти шлемы имели оболочку из стеклопластика и полиэфирной смолы с 7-миллиметровым толстым слоем пробки, приклеенной к внутренней поверхности.
В то же время, работая в местности, именуемой Скалистый край (национальный парк, занимающий север графств Стаффордшир и Дербишир), легендарный Джо Браун придумал шлем, который был легче комптоновского и предполагал по крайней мере такую же степень защиты. Шлем — тезка своего создателя изготовлялся некоторое время исключительно в его гараже. Потом производство переехало в Северный Уэльс, и компания стала называться Snowdon Mouldings. Она производила шлемы «Джо Браун» вплоть до 1996 года.
Незабвенный Джо Браун. Больше не производится.
В конце 1970-х годов шлемы Джо Брауна еще считались передовой технологией для восхождений. Введение нового стандарта UIAA, с более низкими требованиями по сравнению с существующими британскими стандартами, привело к появлению новых шлемов без защиты от боковых ударов.
В течение 1980-х годов были введены в использование новые шлемы. Многие из них по-прежнему имели оболочку из стеклопластика и полиэфирной смолы, но с улучшенными «люльками» и часто без пены для облегчения конструкции. За это время начали производиться шлемы методом заливки полимера под давлением. Они были популярны благодаря невысокой цене по сравнению с шлемами ручной работы из стекловолокна.
С 1970 года каски для восхождений потеряли свое приоритетное значение, поскольку альпинисты искали свободный стиль, отрицая все, что будет сдерживать их и препятствовать их связи с горой. Шлемы также стала ассоциироваться с чем-то закоснело-официальным («the establishment»), и новые правила пошли против завоевательного стиля британских восхождений. В результате формирования такого непривлекательного образа шлема его значение сильно упало в глазах большинства альпинистов в Великобритании, сохранившись лишь для использования на «рыхлых» скалах и зимой для альпийских восхождений.
Ситуация снова изменилась в 1996 году, когда фирма Petzl представила свой первый шлем для восхождений на вспененной основе — Meteor. Они быстро стали популярными. Как видно из фотографий того времени, их использовали многие элитные альпинисты. Это открыло дорогу новой продукции, и сейчас множество «легких» шлемов доступно в продаже. Этот приток новых конструкций, кажется, послужил искушением для многих альпинистов снова начать носить шлемы.
Срок службы каски/шлема
Срок службы — это максимальный срок, в течение которого, как считает производитель, продукт будет в состоянии обеспечить адекватную защиту. Предполагается, что это шлем, о котором хорошо заботятся и который не испытывал повреждений.
Практически шлем может оказаться одноразовым, если пользователю не повезло, и удар по голове случился при первом же использовании. А как быть со шлемом, который внешне в прекрасном состоянии, но он стар и никогда не использовался? Это зависит в определенной степени от типа шлема. Испытания старых шлемов из пластика, усиленного стекловолокном (материал называется Fiberglass Reinforced Plastic, сокращенно FRP), показали незначительное снижение производительности даже после десяти лет хранения, в то время как некоторые термопластиковые оболочки оказались существенно ослабленными уже после пятилетнего периода.
В идеале вы должны сохранить инструкцию изготовителя и согласно ей определить, мог ли ваш шлем успеть испортиться за время хранения или нет. Например, шлемы фирмы Petzl имеют десятилетний срок гарантии с момента изготовления. Обычно в других случаях такой срок составляет пять лет. Если вы не можете выяснить, сколько лет вашему шлему, попробуйте произвести приблизительную оценку. Не используйте шлем, если вы подозреваете, что его возраст превысил срок службы, заявленнный производителем. Всегда помните, что шлем можно заменить, а вас — нет.
Осмотр и выбраковка поврежденных шлемов
Желательно регулярно проверять свой шлем на предмет повреждений:
Проверьте корпус на наличие трещин, следов от ударов и повреждений от химических веществ. Слегка сгибая корпус, можно легче обнаружить трещины. Проверяйте как внутреннюю, так и наружную часть шлема. Не все повреждения хорошо видны: сломанный пено-пластик может быть скрыт под внешней оболочкой. Любой шлем, который перенес серьезный удар, следует сразу же отправлять на пенсию.
Убедитесь, что все лямки ремней свободны от порезов, износа и т.д. Удостоверьтесь, что любой ремень можно надежно закрепить и что заклепки не сильно проржавели. Регулировка всех механизмов и пряжек должна работать исправно и не расстегиваться при легком нажатии.
При несоблюдении любого из этих условий шлем должен быть изъят из употребления.
Уход за шлемом/каской
Следите за своим шлемом, и он будет заботиться о вас — и даже может спасти вашу жизнь! Основные компоненты шлема сделаны из пластика и текстиля, поэтому требуют соответствующей обработки.
- Избегайте высоких температур (выше 50°C), и яркого света: возможно, у вас нет другого выбора при подъеме туда, где жарко и солнечно, но хранить шлем, когда он не используется, лучше там, где прохладно и темно, это поможет продлить срок службы. Некоторые модели поставляются с защитной сумкой для хранения.
- Утрамбовать шлем в рюкзак, а затем сидеть на нем — это гарантированный путь к повреждению. Некоторые тонкие конструкции могут быть полностью уничтожены. Может оказаться полезным во время транспортировки помещать внутреннюю подкладку шлема снаружи для дополнительной защиты. Будьте осторожны при упаковке.
- Некоторые распространенные растворители и химические вещества могут привести к повреждению корпуса. Материал шлема, поликарбонат, особенно чувствителен в этом отношении, хотя для производителей непрактично проверять влияние всевозможных загрязнений на их продукцию. Если есть сомнения по поводу того, как повлияет на материал шлема тот или иной попавший на него химический агент, то, вероятно, лучше из соображений осторожности перестать использовать такой шлем.
- Наклейки и маркеры могут также привести к повреждению — их лучше избегать, если они не были специально рекомендованы производителем. Маркировка корпуса ручкой, как правило, ведет к аннулированию гарантии, а также потенциально ослабляет шлем. Некоторые современные конструкции шлемов имеют конкретные области, предназначенные для идентификационной маркировки. В противном случае лучше действовать из соображений здравого смысла — например, маркировать такие детали, как крепление для фонаря, лучше, чем писать на верхней части корпуса.
- Дайте шлему высохнуть, прежде чем упаковывать его. Хранение мокрым может привести к быстрой коррозии металлических деталей.
Для очистки хорошо использовать мыла и небиологических моющие средства. Всегда тщательно смывайте их холодной водой и давайте изделию высохнуть на воздухе. Читайте инструкции к шлему.