Хорошая ездовая собака обязательно должна состояться как личность - быть сильной, выносливой, честной и дружелюбной, всей душой желать упорно работать. А какой же должна быть хорошая упряжка для собак? Здесь множество мелких нюансов, которые обязательно следует учитывать - конструкция и вес, материалы, из которых она изготовлена, качество креплений, надежность. Учесть все необходимо до, казалось бы, незначащих мелочей, ведь некачественная, плохая упряжь может обернуться травмой не только для собак, но и для человека и ограничить возможности собак.
Когда-то давно, несколько веков назад, для жителей крайнего севера собачья упряжка была единственным способом передвижения и доставки грузов на дальние расстояния. Конечно же, многие народы использовали еще и оленей, как вид транспорта, но их использование сильно ограничивали очень многие факторы - погода, рельеф местности и многое другое. В условиях значительных расстояний и экстремальных погодных условий народы севера по-разному усовершенствовали езду на собаках. Отличались между собой способы крепления упряжек, конструкции нарт и даже команды, которые каюры давали собакам. По этим нюансам можно было понять, к какому народу относится конкретная собачья упряжка.
На западной части побережья Енисея собак запрягали в упряжку веерным способом - собаки в шлейках или, еще в алычах, крепились к нартам ремнями или потягами по парно или поодиночке. Но такой способ упряжи был эффективен только на ровном рельефе и так можно было ездить при хорошей погоде и по накатанному, ровному снегу.
Гораздо эффективнее была цуговая упряжка собак, которая давала высокую скорость и экономила силы собак при езде по рыхлому и очень глубокому снегу и при пронизывающем сильном ветре, льду. Сегодня все больше используют парные упряжки собак. При такой упряжи животных крепят к единственному потягу один против другого, впереди крепят два вожака, которые и определяют направление движения и его скорость. Позади вожаков крепят тягловых собак поближе к нартам, которых меняют местами при движении, ведь чем ближе к нартам, тем больше нагрузка на животное. Вожаков местами не меняют.
Цуговая упряжка по типу елочка не очень распространена, так как при ней собак, у которых мало опыта нельзя зафиксировать попарно ремнем, ограничивающем движение в стороны друг от друга. Но у елочки есть одно главное преимущество - при такой упряжи можно поставить только одного вожака.
Еще есть способ упряжки гусем, который не получил широкого распространения. При такой упряжки всего одна собака тянет весь вес упряжки, находясь рядом с нартами. Такую упряжку использовали при коротких переходах по равнине, при неглубоком снегу и при хорошей погоде с маленьким грузом. Потяга при такой упряжке два, что несколько осложняет управление упряжкой.
Способ запряжки собак - это не только лишь традиции племени. На выбор способа упряжи влияют многие факторы и главный из них - это рельеф местности. По глубокому снегу широкий веер из шести собак будет едва идти, ведь каждой ездовой собаке придется прокладывать себе тропку, а в то же время пара за парой легче пройдут по тропе, проложенной вожаком, идущим впереди. Цуговой способ упряжки предпочитают опытные каюры, которые могут только лишь голосом контролировать и управлять движение упряжки.
Результат опыта тысячелетий - это простота и логичность собачьей упряжки. Испокон веков собачья упряжка изготавливалась вручную, лично самим каюром, который хорошо знал каждую собаку - ее степень выносливости, характер, анатомию. Потяг могли изготавливать из натуральной кожи (из кожи моржа или лахтака), или же веревки - плетеной пеньки. К потягу крепили или же вплетали ремни - постромки, к которым и крепили собак. Чтобы при упряжки нагрузка равномерно распределялась на всех животных, а собак можно было максимально уберечь от травм, для фиксирования часто брали сыромятный алык или же шлейку, которая должна была быть тонкой и обязательно эластичной, изготовленной из кожи тюленя или же других морских животных.
Количество ремней, вплетаемых или же крепящихся к потягу, зависит от количества собак в упряжке. Например, чтобы совершить короткий переход в хорошую погоду и с небольшим грузом, было достаточно 4-6 собак. Но если предстоял длинный переход и в плохую погоду, да еще и с тяжелым грузом, то уже необходимо было до 20 собак. Но чаще всего в потягу вплетали до 8 ремней на 12-16 собак. Если в таком количестве животных не впрягали в упряжку, то конец оставался в нарте.