Правильное и быстрое обучение ездовых собак, в особенности подготовка передовых собак — вожаков, самостоятельно ведущих упряжку, имеет огромное значение для эффективного применения ездовых собак на полярных станциях и в экспедициях. Этой по существу несложной техникой должен владеть каждый полярник, в особенности тот, кому для выполнения своей работы придется ездить на собаках. Опыт показывает, что при знании основных принципов дрессировки, настойчивости и методическом их проведении и постоянной практической тренировке - выездить упряжку, с которой можно будет не бежать впереди собак, а спокойно сидеть на нарте, несложно и вполне возможно в 2—3 недели. Совершенно необходимо, помимо обучения собак основным специальным приемам работы, введение вспомогательных приемов, ускоряющих обучение основным командам и облегчающих управление упряжкой во время работы. Для работы ездовых собак в боевых условиях они обязательны, а условиях Арктики — крайне полезны, а иногда тоже совершенно необходимы, например безотказное выполнение команды «Лежать».
В некоторых приемах мы отошли от принятых единообразных жестов. Так, установленный жест команды «Ко мне»—подъем руки вбок до уровня плеча я опускание ее— мы заменили движением руки над головой, как более удобным и заметным в условиях Арктики.
Дрессировка ездовых собак состоит из вспомогательных и специальных приемов
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ:
а) подход к вожатому по команде «Ко мне» и жесту (сигналу);
б) стояние по команде «Стоять» для надевания и снимания упряжи;
в) прекращение нежелательных действий по команде «Нельзя» или «Фу»;
г) укладка по команде «Лежать» и жесту, выдержка в этом положении до 15—20 минут в отсутствие вожатого
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ:
а) приучение собак упряжки друг к другу;
б) движение по команде «Вперед»;
в) обучение остановке по команде «Стой»;
г) обучение перемене направления по командам «Направо» и «Налево».
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ:
Подход (команда «Ко мне»); жест—движение руки над головой в сторону; сигналы — свист короткий, часто повторяющийся. Это самый важный прием в подготовке собак как служебных, так и охотничьих и ездовых.
Прежде всего, нужно отметить следующее: собака будет подходить к своему вожатому всегда и в любых условиях только в том случае, если она доверяет ему. Это достигается путем повседневного общения с собакой и ее кормления. Только этим вожатый может добиться от собаки полной привязанности к себе, которая выражается в беспредельной любви ее к человеку. Излишнее битье собак отнюдь не увеличит привязанности их к вожатому, а, наоборот, будет вызывать страх перед человеком, что, конечно, не может дать хороших результатов в использовании упряжки.
Приучение подходу может производиться индивидуально и с группой собак.
В первом случае, надев на собаку ошейник и прикрепив поводок длиной в 10 метров, вожатый дает возможность собаке отбежать от него. В это время он незаметно от нее вынимает из кармана какое-либо лакомство (небольшой кусок мяса, рыбы, хлеба), затем произносит в приказной интонации команду «Ко мне» и одновременно отбегает назад пятясь), в то же время не сильными рывками поводка заставляет собаку подбежать к нему. Как только собака направилась к вожатому, следует движение от нее ускорять, чем возбуждается желание скорей достигнуть вожатого. В это время необходимо поощрять собаку восклицанием «Хорошо» и повторять команду подзыва в ласковой интонации.
Как только собака подошла, ей следует немедленно дать лакомство и погладить, т. е. закрепить прием.
Повторяя таким образом подход несколько раз, можно в короткий срок (2—3 дня) установить у собаки привычку подходить к вожатому по команде. Обучение подзыву следует производить и во время кормления. Если собака находится на привязи, нужно произнести ее кличку, обратив ее внимание, показать ей издали знакомую посуду, из которой она ест, и попросить кого-либо отвязать собаку, затем произносить команду подзыва до тех пор, пока собака не подбежит и не начнет есть корм.
Проверкой, как закреплен прием, могут служить случаи, когда собака чем-либо отвлеклась, и в это время подозвать ее. Если собака подойдет к вожатому по первой команде, прием отработан и закреплен.
Нужно заметить, что у собак северных пород отвлечение, благодаря их стайному воспитанию и охотничьему инстинкту, будет гораздо сильнее, чем у собак, воспитывающихся индивидуально.
Групповой подзыв следует рекомендовать только тогда, когда собаки упряжки приучены друг к другу. К этому способу обучения подзыву следует прибегать во время кормежки, и так же, как а при обучения, подзыву одной собаки. Вначале следует обучать 2—3 собак, а затем и всю упряжку, причем необходимо чередовать выпуск собак к вожатому.
Обучение подходу по жесту следует производить после того, как собака (собаки) начнет подходить по команде подзыва.
Для этого Предварительно нужно позвать собаку (собак) по кличке и, произнося команду подзыва, одновременно помахивать вытянутой рукой над головой, а когда собака (собаки) подбежит, прием закрепить лакомством.
В последующем команду подзыва произносить не следует, а, назвав собак по кличкам, если они смотрят в сторону от вожатого, подать только один жест и своими движениями (отход от собак) вызвать у них стремление догнать вожатого.
Тренировку в выполнении этого приема следует производить по-разному: стоя, лежа, будучи видимым и невидимым для собак, используя то команду, то жест, то свист.
Обучение подхода по свисту производится точно так же, как и по команде «Ко мне».
Стояние (команда «Стоять»). Поставив собаку около себя с левой стороны, вожатый, обхватывая левой рукой собаку под живот с наружной стороны, правой коротко держа поводок, прикрепленный к ошейнику, не давая этим ей лечь или сесть, произносит команду «Стоять». Как только собака будет стоять спокойно, левая рука убирается, а вожатый поощряет собаку восклицанием «Хорошо» и закрепляет прием лакомством.
Тренировка в выполнения приема производится во время надевания упряжи, а также во время остановки после движения. В последнем случае, остановив собак, вожатый произносит команду «Стоять», затем подходит к собакам и поглаживает их. Чтобы собаки не тронулись с места, вожатый должен оставить на установке помощника, а обязанность которого входит торможение установки в случае, если собаки стронутся с места.
Каждую собаку, пытающуюся стронуться с места, вожатый заставляет принять положение «стоять», используя вышеприведенный способ.
Прекращение нежелательных действий (команда «Нельзя» или «Фу»). Этот прием крайне необходим как на фронте, так и в мирном использовании ездовых собак, работа которых заключается в движении группой, так как собаки часто отвлекаются мелкими и крупными животными, пытаясь догнать и схватить их. Этот инстинкт преследования, так сильно выраженный у северных собак, часто приводит к большим неприятностям — нарты переворачиваются, ломаются, портится груз, люди иногда получают увечья.
Обучать этому приему следует сразу небольшую группу собак, запряженных а установку (не более четырех).
Место для дрессировки выбирается с учетом характера и возбудимости собак, а также их привязанности к вожатому. Заметив, что собаки чем-либо отвлеклись и бросились к объекту отвлечения, вожатый, тормозя установку, произносит угрожающе-запрещающую команду и ударом хлыста прекращает нежелательное действие собак.
Надо следить за тем, чтобы удары приходились по крупу и вдоль спины. Ударять хлыстом по голове, животу и груди запрещается. Чем сильнее отвлечение, тем сильнее и строже должна быть интонация запрещающей команды и принуждение (удар хлыстом). Отработав прием у упряжки по частям, обучение производят со всей упряжкой. Обучение приему облегчается тем, что в период приучения собак в упряжке друг к другу они уже познакомились с командой запрещения.
При отвлечении во время движения вожатый может использовать после команды запрещения, как только собаки хоть не надолго прекратят нежелательное действие, и команду «Вперед», заставляя таким образом собак отбежать от объекта отвлечении.
Каждому работающему с ездовыми собаками нужно помнить, что чем лучше к прочней закреплена команда запрещения, тем легче управлять упряжкой, тем безопаснее будет езда, и вожатый избегнет ряда неприятностей, которые возможны, если упряжка недисциплинированна.
Укладка и выдержка в этом положении (команда «Лежать»), жест—поднятая вверх и резко опущенная вниз рука; сигнал — протяжный свист. Обучение этому приему производится после того, как у собаки отработаются приемы подзыва и стояния, когда они сдружатся между собой и приучатся к упряжи, а также будут обучены тянуть установку на небольшое расстояние.
Укладка собак может быть произвольной, но обязательно в направлении движения и с поднятой головой, так чтобы собаки имели большой обзор перед собой.
Обучая собак укладке, вожатый может пользоваться следующим способом. В установку запрягаются не более двух собак, затем вожатый встает около собак с левой стороны и поворачивается к ним. Произнося команду «Лежать», он заставляет собак лечь, беря сначала одну, а затем другую за передние лапы правой рукой, и вытягивает их вперед; левой рукой он в это время нажимает на спину собаки.
Всякая попытка встать прекращается нажимом на спину и одновременно произношением команды в угрожающем тоне. Выполнение приема закрепляется дачей лакомства и поглаживанием. Нужно следить за тем, чтобы собаки не изменяли положения, когда вожатый достает лакомство. Вынимать его из кармана нужно незаметно для них, иначе собаки, у которых прием не закреплен, всегда будут стараться встать и получить скорее лакомый кусок.
При закреплении приема необходимо требовать, чтобы собаки ложились исключительно в направлении движения и не поворачивались назад или в сторону.
Выработав прием у собак попарно, приступают к обучению приему всей упряжки. С молодыми ездовыми собаками этим можно заниматься на месте, т. е. около помещения, где они содержатся, или после пробега во время остановок. Во время остановок обучение укладке всей упряжки следует производить после того, как собаки утомятся. Свежие и недостаточно дисциплинированные молодые собаки перед пробегом всегда будут рваться вперед, поэтому в этих условиях прием трудно отработать. Собаки в этом случае бывают сильно возбуждены предстоящим пробегом, а неопытный вожатый, желая заставить собак лежать, может прибегнуть к сильным принуждениям (удары хлыстом), что будет влиять на привязанность собак к нему.
Отработав укладку всей упряжки в непосредственной близости, приступают к выработке выдержки в положении «лежать». С этой целью вожатый, уложив собак (сначала не более трех-четырех), отходит от них на незначительное расстояние (3—5 метров) в направлении движения. Отходя от собак, вожатый проверяет команду «Лежать», следя за тем, чтобы ни одна из собак не изменила положения. Отход от собак вожатый производит лицом к ним, с тем чтобы лучше наблюдать за поведением собак. Постепенно направление отхода вожатого может измениться в стороны, назад от упряжки и, наконец, в укрытия, т. е. вожатый скрывается из поля зрения собак.
При каждом отходе от упряжки необходимо неослабное наблюдение вожатого за собаками, любое движение одной или нескольких собак, изменяющее положение, немедленно должно пресекаться вожатым, который, произнося команду «Лежать» в соответствующей интонации, требует от собак принять нужное положение. Если собаки (собака) не исполняют команды или стронутся с места, вожатый быстро подходит, заставляет их лечь и возвращает их на место, с которого ушла упряжка, произнося команду «На место», поддергивая за упряжь тех собак, которые нарушили выдержку.
Для удобства обучения и в зависимости от подготовленности собак для обучения выдержке упряжку можно разделить на 2—3 части. Как правило, закрепление приема производится путем подхода вожатого к собакам, во время которого он произносит ласково команду «Лежать» и, подойдя, поглаживает собак и дает каждой из них лакомство. Давая лакомство или поглаживая собак, а также во время подхода, вожатый следит за тем, чтобы собаки не изменяли положения, в противном случае они будут вскакивать или подбегать к нему. Подзывать собак к себе во время выдержки в положении «лежать» следует лишь после того, как будет прочно закреплена выдержка у всей упряжки.
Всякий раз при срыве упряжки с места без команды подзыва или подхода вожатого к собакам следует упряжку возвратить к месту первоначального нахождения, произнося в угрожающей интонации команду «На место» и подергивая за упряжь нарушителя. Кроме укладки на месте, собак упряжки следует обучать укладке во время движения, когда вожатый, двигаясь впереди или сбоку упряжки, ляжет сам. Этому приему следует обучать уже после того, как у всех собак упряжка будет выработана и закреплена укладка на месте.
Начиная обучение, вожатому следует вначале двигаться с левой стороны установки, в которую для удобства подготовки запрягают 3—4 собак. Ложась, вожатый одновременно произносит команду укладки и тормозит движение собак поводком 9м, привязанным за потяг или постромки между обеими парами собак, и заставляет их лечь. В последующем обучении количество собак в упряжке увеличивается, место вожатого изменяется, причем команда укладки может и не произноситься, так как положение, принимаемое вожатым, будет являться для собак сигналом к укладке.
Обучение укладке по жесту и свисту следует производить, как только собаки будут выполнять этот прием по команде. Для этого, запрягая упряжку частями (по 3—4 собаки), вожатый совместно с командой подает жест, как только собаки лягут. Прием закрепляется поглаживанием и лакомством. После нескольких повторений команда укладки не произносится, а подается один жест. Если собаки лягут, можно быть уверенным, что прием на жест выработан. Точно таким же образом собаки обучаются укладке на свист.
Выполнение укладки по месту необходимо в тех случаях, когда вожатому нельзя вставать себя звуком. Особенно часто этим приемом пользовались вожатые-санитары на фронте в непосредственной близости от противника. Этот же прием будет необходим промышленникам-охотникам при скрадывании зверя, когда нужно будет оставить собак на месте, не выдавая звуком своего присутствия.
"Ездовое собаководство" Э.И.Шерешевский, П.А.Петряев, В.Г.Голубев