"Читая историю скейтбординга, которую интернет-сайты копируют из википедии и друг у друга, многие скейтеры XXI века совершенно не представляют, как развивался скейтборд на самом деле. Разговаривая с 16-ти летними мальчишками, разбивающими доски одну за одной, я понимаю, какая пропасть лежит между тем что было, и тем, во что превратился скейтбординг в настоящее время.Этой статьей я хочу восполнить пробел, и попробовать донести те принципы, которые царили в среде любителей скейта на заре его появления.
Что изобрели калифорнийские сёрферы
В истории скейтборда, гуляющей по рунету, рассказывается про то, что в 50-х годах XX века калифорнийские сёрферы, которым не хватало океанской волны, приделали к деревянной доске ролики. И стали кататься на таких досках по суше. (Тут сразу возникает вопрос - а как же они катались? Как были прикреплены ролики?) Далее вам скажут, что скейт появился в 1958 году, и это было лишь подобие скейтборда, которое никак нельзя сравнивать с нынешним. Авторитетно заявляю - это еще как сказать. Вполне может оказаться, что современный скейт - это жалкое подобие досок 50-ти летней давности. Недаром любители лонгборда (о чем ниже) называют современные "классические" скейборды не иначе как "падонковскими".
Так что же изобрели в 50-х годах калифорнийские сёрферы? Нет, не доску с колесиками! А кое-что поинтереснее. И чтобы понять, что именно было изобретено, давайте немного порассуждаем о сёрфинге.
Сёрфинг - это катание на водной доске без паруса. Очень часто сёрфинг путают с виндсёрфингом, но это разные вещи. В виндсёрфинге спортсмен стоит на доске, держит парус и передвигается по воде за счет силы ветра (винд - значит ветер). В сёрфинге нужны только волны. Он заплывает на доске подальше от берега, "ловит волну", становится на доску, и катится с волны как с "бесконечной" горки. Сёрферы обычно не катаются перпендикулярно волне, так как скорость невысокая, да и не хочется быстро приближаться к берегу, ибо потом нужно будет долго выгребать обратно на открытую воду. Сёрферы обычно катят вдоль волны под небольшим углом. При достижении края волны (да, морские волны по своей ширине не бесконечные), сёрфер либо разворачивается на 180 градусов и продолжает скольжение по волне, либо прыгает в воду и плывёт на глубину чтобы поймать еще одну волну.
Обратите внимание на зигзагообразный путь доски. Это нарисовано не просто так! Дело в том, что водная поверхность - очень нестабильная среда. И нужно уметь держать равновесие, когда стоишь на сёрфинговой доске. На первый взгляд кажется, что балансировать на доске очень сложно. Но есть одна хитрость. Когда набирается даже небольшая скорость, удержаться, стоя на доске, очень легко, достаточно "подруливать" доску под себя.
Всё очень просто. Если человек, стоя на доске начинает "заваливаться" в какую-нибудь сторону, ему достаточно направить доску в ту же сторону. И доска "подъедет" под человека. В результате, баланс восстановится.
Когда сёрферы катаются на небольших волнах, без экстрима, они, в процессе движения, специально "заваливаются" то в одну, то в другую сторону, и едут "змейкой". Зачем? Да потому, что это просто приятно - выписывать плавные дуги. Заодно сёрферы немного наежжают вверх на волну, и скатываются вниз. И так раз за разом. Зачем? Ответ всё тот же - потому что это интересно и приятно.
Теперь, после теоретической подготовки, можно объяснить, что же придумали калифорнийские сёрферы в 50-х годах XX века. А придумали они механизм подвески, благодаря которой доска на колесиках вела себя на асфальте практически так же, как сёрф на воде. Если человек во время движения "заваливался" в сторону, калифорнийский скейт "подруливал" под человека, не давая ему упасть.
В результате, катание на таком скейте сильно напоминало движение на сёрфе по воде - те же плавные дуги, те же постоянные "заваливания" то в одну, то в другую сторону. Такое катание по асфальту получило официальное название "терра-сёрфинг".
СОБСТВЕННО ПОЭТОМУ ПЕРВОНАЧАЛЬНО БЫЛО ПРИНЯТО КАТАТЬСЯ БОСИКОМ
Заодно, обнаружилась еще одна замечательная особенность, которой, кстати, лишен водный сёрф. На калифорнийском скейте, делая зигзагообразные движения, можно было самостоятельно увеличить скорость, и даже ехать в гору!
Интересно, что первые скейты делались в форме "лодочки", с ярко выраженным заострённым носом. А все потому, что у скейта, как вы поняли, морское происхождение.
Классическая конструкция подвески (которую, кстати, можно было собрать самостоятельно), обеспечивала самую главную функцию, без которой катание было невозможно. Эта функция - поворот оси колес на некоторый угол при наклоне доски.
Чем сильнее наклонён скейт, тем больше будет угол между осями, тем меньше будет радиус поворота. У первых скейтов радиус поворота мог быть ~1 метр. То есть, стоя одной ногой на асфальте, а другой на скейте, можно было обернуться вокруг оси как циркуль. При этом все четыре колеса скейта не отрывались от асфальта." конец цитаты.
Откуда же взялись такие подвески? Существует мнение, что распиленные пополам роликовые коньки стали основой конструкции скейта. С этим согласен и журнал "Лайф". Не этот ли мальчик изобрел скейт? Он взял коньки (как на верхнем рисунке), попросил попилить пополам, потом взял доску, молоток и вуаля!
Первой серийной доской считается модель Роллер Дерби 1959г. Колеса первоначально были металлическими. Иногда слабые переводчики пишут "роллер дерби - первый профессиональный скейт", они просто неправильно переводят фразу "изготовленный серийно".
В дальнейшем скейт получил более пригодные для катания колеса, которые были резиновыми.
После короткого бума на скейтбординг в 60-е, движение быстро пошло на спад, во многом из-за ограниченных возможностей резиновых колес и к 1965 году популярность скейтбординга резко сошла на нет. Парадоксально, но произошло это из-за того, что предложение не успевало за спросом: рынок наводнялся травмоопасными скейтами низкого качества. Плюс негативная реакция публики на катание в общественных местах. В американской прессе поднялась волна слухов об опасности этого вида спорта. Эксперты утверждали (не без оснований, надо сказать), что скейтбординг представляет угрозу и для спортсменов, и для пешеходов, и для водителей и призывали магазины отказаться от продажи досок, а родителей подростков – от их покупки. Законопослушных в целом американцев это впечатлило, и в результате в сезон рождественских и новогодних продаж 1965 года и Hobie Skateboards, и Makaha, и другие фирмы понесли большие убытки из-за отмененных заказов на поставку скейтбордов.

Все изменилось в 1973 году, когда Френк Насворти (Frank Nasworthy) и его компания Cadillac Wheels выпустили первые уретановые колеса и запустили вторую волну популярности скейта (вспоминайте фильм Lords of Dogtown). Насуорти, разумеется, не изобретал полиуретана и даже не был первым, кто применил этот материал для изготовления колес. Но как увлеченный скейтбордист, Фрэнк Насуорти распознал перспективу: полиуретановые колеса повысят сцепление доски с землей и пружинистость. Переехав в Сан-Диего, он стал вынашивать «полиуретановый» бизнес-план. На $700 Насуорти заказал компании Creative Urethane (http://www.creativeurethanes.com/) колеса по своей спецификации и основал фирму с красноречивым названием Cadillac Wheels. Инновация Насуорти вызвала вторую волну популярности скейтбординга.
В дальнейшем форма, размеры, материалы самой доски неоднократно менялись. Существовали даже металлические (алюминий). Словосочетание "алюминиевые доски" достаточно эпично. Я сразу вспоминаю про алюминиевые огурцы...
Следующий технический скачок произошел двумя годами позже, в 1975-ом, когда NHS выпустили колеса Road Rider. Они продавались в комплекте с усовершенствованными подшипниками, похожими на современные по форме и конструкции.
"Увидеть чертежи конструкции первых калифорнийских подвесок, можно, как ни странно, в советском журнале "Юный Техник для умелых рук", в номере 6 за июнь 1978 года. Статья называется "Испытательный полигон. Роликовый самокат (скейтборд)." В этой статье можно увидеть два варианта подвесок.
Первый вариант (передняя подвеска) - это как раз и есть механизм, придуманный калифорнийскими сёрферами.

Второй вариант (задняя подвеска) - это доработанный промышленный вариант, который начал серийно производиться в 1958 году. Поэтому и считается, что 1958 год - это момент появления первого настоящего скейта. Интересно, что на этих чертежах, указан стандартный диаметр оси колес - 8мм, который и поныне является международным скейт-стандартом.
В наши дни конструкция подвески выродилась до того, что скейт перестал быть управляемым наклоном. Конечно, современный скейт немного поворачивает в сторону наклона деки, но... Угол, на который перемещаются оси привычного современного скейта настолько мал, что скейт не успевает "подъезжать" под человека, чтобы помочь ему сохранить равновесие. По-факту, теперь можно просто прикручивать ролики на П-образных держателях прямо к доске, и мало кто заметит разницу. Я спрашивал у нескольких скейтбордистов, знают ли они, для чего на скейте подвеска такой сложной формы, и какую функцию выполняет сия конструкция. Ни один не ответил! Пожимают плечами, и говорят, что так положено. Подвески должны быть такими, потому что так у всех! Кое-кто размышлял о том, что повески такие для того, чтобы делать грайнды на бордюрах. А следущий вопрос - почему бы не прикручивать ролики с осью намертво, ведь было бы и проще и крепче - повергает собеседников в ступор. Ответы радуют своей искренностью - "Ну да, можно... Но везде продаются такие, катаемся на таких. Нам как-бы пофигу, лишь бы колеса крутились и деки быстро не ломались".
Когда явление скейтборда стало захватывать молодежь Америки, а затем и Канады, стали появляться документальные фильмы, повествующие о скейтборд-движении.
Наиболее интересный представитель этого жанра - пятнадцатиминутный фильм 1966 года "Дьявольская игрушка " (Devil*s toy) о скейтборд-культуре в Канаде. Фильм существует в двух вариантах - на английском языке, и на французском (ибо в Канаде французский - второй государственный язык).
Этот черно-белый фильм – прекрасный образчик документального кинематографа. Фильм созерцательный, с замечательной озвучкой и хорошей музыкой. Для нас он интересен еще и тем, что в нем показывают и доступными английскими словами объясняют конструкцию и принцип движения на скейте. (Кто не знает английский - все равно посмотрите, фильм замечательный).
При просмотре фильма можно увидеть, что длина деки у "старых" скейтов небольшая, чуть больше длины двух стоп. Это связано с тем, что чем короче дека, тем ближе расположены подвески, тем более юрко можно ездить и поворачивать. "
До изобретения прыжка Olli, в котором скейт подлетает в воздух вместе с человеком, вес скейта никого особенно не волновал. Деки делали толстыми, часто не из фанеры, а из дерева. Колеса делали большими и широкими, диаметром 60-75мм, чтобы скейту не страшны были мелкие камушки и неровности асфальта. На скейте запросто можно было проехать существенное расстояние, не сходя с него. Если дорога позволяла, то проехать несколько километров не касаясь земли - было обычным делом.
После появления Olli, скейт начали облегчать и затачивать под прыжок. Деку стали делать только из 7-9 слойной фанеры (вместо прочной и жесткой 15-ти слойной). Траки стали иметь предельно "тонкую" геометрию, никаких лишних "наплывов". Колеса уменьшились как по диаметру, так и по ширине, стали маленькими и узкими. Всё это было сделано для уменьшения общего веса доски и большего удобства вращения ногами. Скейт стал низким, из-за маленькой высоты подвесок. Ноус и тайл скейта удлинились и изогнулись так, чтобы в результате удара по асфальту (kick), доска под бОльшим углом подлетала в воздух, в результате чего появилась возможность делать "высокое Olli". Скейт потерял ярко выраженные ноус и тайл - теперь с первого взгляда сложно понять, где перёд, где зад. Приобретение такой симметричности - это стремление к тому, чтобы центр масс доски лучше совпадал с геометрическим центром доски, что упрощает вращение скейта во время прыжка."

Стиль катания, с появлением Olli, изменился и стал прерывистым, движение стало состоять из небольших кусочков. (В принципе, те же процессы происходят во всей современной поп-культуре, например, в музыке). Вместо длительного катания с плавными дугами, сначала следует разгон, затем трюк (в базе, обычно, имеющий прыжок Olli), затем приземление и остановка. И снова разгон для нового трюка.
Иногда профи делают несколько трюков подряд, не соскакивая со скейта. Но это достаточно сложно, потому что один из самых проблемных моментов - удержаться на доске после приземления. Почему это проблема? Да всё потому, что нынешние скейты не "подруливают" под человека, либо делают это недостаточно быстро, т.к. имеют слишком большой радиус поворота. Если человек начал заваливаться, единственная возможность удержаться - это "переступить" передними колесами так, чтобы скейт изменил направление движения и подъехал под заваливающегося человека. Однако, сразу после момента приземления, "переступить" колесами достаточно сложно. Поэтому, обычно, если приземление небыло ровным, проехав три-пять метров, со скейта соскакивают или падают.
Вот такие изменения постигли калифорнийский скейт в процессе эволюции. Хороша ли такая трансформация? Да впринципе, почему бы и нет. Только хотелось бы, чтобы все ветки скейтбординга развивались параллельно, не затмевая друг друга.