Часть 2
4. Вводя новый критерий, надо временно ослабить старые.
Если ученик уверенно выполняет элемент на небольшой скорости, то при наращивании скорости сначала надо меньше обращать внимание на возможные погрешности в выполнении задания. Когда ученик освоится со скоростью, техника выполнения элемента восстановится.
То, что раз выучено, не забывается, но под подавляющим воздействием нового критерия старое, хорошо выученное умение иногда временно уходит в сторону. Но потом умение обязательно восстановится само по себе. Если обращать внимание на ошибки, то эффект может быть отрицательным. Выговоры фиксируют внимание на ошибках, которые становятся постоянными.
В дальнейшем такая же ситуация происходит с выполнением элементов в городе – правильность исполнения частично заменяется большей надежностью и безопасностью исполнения, потом правильность восстанавливается.
5. Всегда иметь программу обучения на 2-3 шага вперед.
Надо планировать программу занятий так, что, если ученик совершит в обучении неожиданный скачок вперед, инструктор будет знать, что дальше разучивать. У ученика может быть «ступор», когда он долгое время не может освоить элемент, а потом вдруг понимает, как его делать, и происходит большой прогресс. При таком внезапном озарении ученик понимает суть элемента и , поскольку элемент состоит из составляющих, часто однотипных, частей, то прогресс может наступить сразу по нескольким элементам.
Если тренируется переход от стадии А к Б, а ученик внезапно чисто выполняет стадию В, надо всегда иметь в планах стадии Г и Д, иначе в дальнейшем нечего будет разучивать. Такой "рывок" эмоционально очень значим для ученика, это блистательная возможность добиться значительного прогресса в кратчайшие сроки. Быть не готовым к нему и держать ученика на низком уровне обучения, давая просто усложнения элементов и не вводя новые, только из-за отсутствия плана, что делать дальше, - лучший способ потратить зря время, а в худшем случае может, понизить мотивацию и отбить охоту к обучению.
6. Если одна методика не приводит к успеху, надо попробовать другую.
Для выработки любого элемента существует много способов. Если элемент упорно не получается, значит, надо найти другой подход его отработки.
Если ученик не может научиться выполнять элемент, надо попробовать объяснить его по-другому, показать его выполнение в разных ракурсах, попробовать перенести внимание на положение корпуса, рук и ног, понять, какие группы мышц должны работать, на какую ногу должен переноситься вес, использовать различные сравнения, понятные ученику ассоциации, примеры из его сферы интересов, аналогии из смежных видов спорта– попробовать осветить элемент с разных сторон. Какие-то из них окажутся наиболее близкими ученику, и цель будет достигнута.
Надо всегда помнить об разнице в восприятии элемента разными людьми. В дальнейшем, когда будет найден вариант объяснения подходящий для ученика, можно использовать только его, как наиболее эффективный. Т.е. инструктор начинает разговаривать на языке, понятном ученику и постепенно расширяет его, вводя определения и понятия используемые в роллер-спорте.
Этот принцип аналогичен математике, только аксиомы задает ученик, а инструктор, используя эти аксиомы, выстраивает правила и доказывает теоремы, с тем чтобы прийти к общем аксиомам, к общему языку.
7. Если выученный элемент перестает хорошо получаться, надо пересмотреть процедуру его выработки
Иногда навык портится или создается видимость его полной потери. Так бывает, когда человек пытается говорить на иностранном языке, вспомнить стихотворение, плыть или поехать на велосипеде после многолетнего перерыва: это очень выбивает из колеи. Случается, что внешние обстоятельства в какой-то момент полностью уничтожают хорошо выученный элемент. Как, например, в состоянии испуга невозможно произнести заученную речь, так и неудачное падение может резко нарушить выработанные навыки катания.
Также при начальном освоении элементов на их выполнении могут отразится просто внешние условия – от просто нового, непривычного, места катания, до каких-то элементов одежды (любимая футболка, кепка, колеса и пр), защиты - без защиты элементы выполняются с большей осторожностью, или внешних препятствий (планка, ступенька и т.п.)
Иногда на первоначальное обучение накладывается и мешает ему последующее обучение, создавая путаницу ( человек учит другой элемент, где, например, нога должна быть прямой – one wheel, а ему мешает знание того, что ноги должны быть полусогнуты).
Самый быстрый способ исправить такое ухудшение - не “биться об него головой”, заставляя ученика делать элемент до тех пор, пока результат не покажется удовлетворительным, а вернуться к началу процесса отработки элемента и очень быстро снова пройти весь путь в новых условиях (например, как при восстановлении навыков спустя двадцать лет, на публике и т.д.) Аналогичны образом поступают, когда повторяют материал перед экзаменом или освежают память, заглянув в текст перед выступлением.
Усилению эффекта восстановления способствует и дружественное окружение – одежда и защита, в которых было комфортно, место обучения, где неудавшийся элемент был когда-то успешно разучен и выполнен, где все “родное”, где изучен каждый уступ. Это поможет сконцентрироваться на исполнении самого элемента.
Следует не забыть и об обратном эффекте, когда неудача постигла на привычном месте, тогда следует попробовать сначала повторить процесс обучения с упрощенных элементов на этом же месте, чтобы окружение осталось родным и не засело в голове как “невзятая высота”. Если же и этот подход вызывает затруднения, то стоит сменить место тренировки – на место, где отсутствуют негативные воспоминания о падении или неудаче. Но при наступлении устойчивого успеха в исполнении подводящих частей или самого элемента постепенно возвращаемся на начальное место обучения – это уже для чисто психологического устранения барьера.
8. Не отвлекаться, не терять контакта с учеником и использовать все время занятия
Инструктор должен уделять свое внимание ученику до конца занятия. В процессе обучения ученик вступает в контакт с инструктором. Если инструктор отвлекается, разговаривает по телефону и т.п. - контакт нарушается. У ученика возникает ощущение, что что-то не то, хотя он и не сделал ошибки. Это приносит больше вреда, чем если бы инструктор не обратил внимания на успехи ученика и не похвалил его.
Перестать обращать внимание на ученика – это лучший способ упрекнуть и «наказать» его, причем очень мощный.

Продуктивный контакт с учеником зависит еще от одного важного момента. Лучше всего обучение происходит, когда учитель и ученик общаются на равных, как друзья, “на ты”, но с серьезным подходом к процессу обучения. Причем это двустороннее требование - как минимум учитель должен быть не менее уважаемым, чем ученик. Отношение ученика как потребителя услуг (я плачу – я главный) следует пресекать на корню! Этот момент возник в связи с появлением множества платных институтов, секций и учителей, где отношение порой оказываются на уровне “уплачено – а теперь попробуйте меня научить, и не забудьте поставить большую пятерку”. Конечно, эт о немного утрировано, но подобные ученики могут встречаться, и, даже с еще большим формальным подходом – “какие гарантии, чему я научусь, за сколько занятий и т.д.”. Все вопросы, конечно, следует прояснить, с тем чтобы перейти к обучению с ровными отношениями, с рабочим настроем. Т.е. начало урока - это уже следование процессу, тут на ровные отношения накладываются роли - ученик-учитель.
На детей это правило не распространяется - к ним нужен особый, игровой подход, но все-таки игры не должны быть слишком неформальными и озорными, для этого лучше использовать “игры по правилам”, своего рода аналог применения ролей учитель-ученик, воспитатель-воспитанник.
9. Заканчивать разучивание элемента или все занятие только на положительном моменте.
Закончить занятие не на положительной ноте – тоже равносильно наказанию. У ученика должно появиться желание и дальше достигать успеха. Когда именно остановиться, не столь важно – важно, на чем остановиться. Инструктор должен всегда прекращать работу, сохраняя ведущее положение. Это относится и ко всему уроку, и к отдельным частям его, когда заканчивается работа над одним элементом и происходит переход к другому. Такой переход должен совершаться на высокой ноте - т.е. сразу как только достигнут успех. В памяти всегда закрепляется последнее ощущение.А часто происходит так, что получены три-четыре хороших результата - и ученик так воодушевлен, что повторяет элемент снова и снова, как бы пытаясь закрепить и улучшить исполнение. Повторяя элемент, ученик очень скоро устает, неожиданно возникают ошибки, происходят коррекции, замечания и подбадривания, и урок идет насмарку. Надо всегда понимать, где следует остановиться, когда ученик выполнил элемент хорошо, - и прежде, чем выполнение не начало снова ухудшаться.
Инструктор должен, если это необходимо, заставлять себя останавливаться на хорошем результате. Иногда это требует выдержки. Но на следующем занятии обнаружится, что упражнение выполнено не только так же хорошо, как последнее на прошлом занятии, но значительно лучше. Психологи называют это "латентным обучением". В процессе тренировки возникает некоторый стресс, хотя бы от желания сделать лучше. Этот стресс может влиять на выполнение действия, маскируя реально имеющееся обучение. В начале следующего занятия, прежде чем возникнет стресс, выполнение действия может в действительности быть на ступеньку выше по сравнению с тем уровнем, на котором остановились, и тогда будет достигнут гораздо больший результат.
Иногда нельзя заканчивать каждое занятие на высокой ноте. Ученик оплатил час занятий, и он хочет использовать весь этот час, хотя наилучшее время для окончания занятия было достигнуто раньше. Или, например, занятие идет не слишком хорошо, чтобы обеспечить наилучший результат, и вот-вот наступит усталость. В этом случае наиболее правильно закончить урок чем-нибудь легким, что гарантирует получение положительного результата, чтобы все занятие в целом запомнилось как позитивное (ОФП для текущих и последующих элементов). Самым нецелесообразным приемом является введение новых задач или материала в конце занятий, вследствие чего оно заканчивается серией неадекватных и неудачных результатов.
Удачных результатов всем, и ученикам, и учителям!