Обычно встречаются два типа начинающих роллеров – это те, у кого есть большое желание научиться ездить, перекрывающее страх падения, или кажущаяся простота катания и пока полностью отсутствующий негативный опыт. И второй тип – превалирующий страх перед желанием кататься, как в результате негативного опыта (травмы или падения), так простой неуверенности в своих силах.
В обоих случаях, страх связан c новым восприятием процесса передвижения. Помочь адаптироваться к этому восприятию, дать почувствовать, что человек может управлять своим телом так, как он привык без роликов, быстро и с наименьшими потерями – задача инструктора.
Главное в начале процесса обучения – показать, что ролики устойчивы, что можно чувствовать себя в них, как в обычной удобной обуви, ходить, прыгать, а вдобавок еще и ехать, более того, красиво ехать! После первых же успешных движений страх уменьшается, главное, чтобы ученик получал удовольствие от катания.
Ниже приведены основные принципы, которые должны помочь обучению, вселить в ученика уверенность в себе, помочь в быстром освоении нового, вызвать желание прогрессировать и дальше.
1. Хвалить за достижения
2. Повышать требования постепенно
3. Отрабатывать элемент по частям
4. Ослабить старые критерии при вводе новых
5. Иметь программу обучения на 2-3 шага вперед.
6. Использовать разные методы объяснения
7. Применять регресионную переработку элемента
8. Поддерживать контакт с учеником
9. Останавливаться только на положительном моменте.
Разберем каждую часть подробнее.
1. Не ругать за неудачи, а хвалить за достижения
Негативная реакция на неудачу только закомплексовывает, и, наоборот, только позитивный подход к любой малейшей удаче «окрыляет». Это мотивация двигаться дальше, невзирая на трудности освоения.
2. Повышать требования постепенно, чтобы у ученика всегда была реальная возможность выполнить требуемое и почувствовать, что есть прогресс.
Когда инструктор повышает требования, это надо делать в пределах, доступных в данный момент ученику. Если он только научился ездить и довольно неуверенно держит равновесие, он не сможет ехать на одной ноге долго, но можно проехать метр, потом два, и т.д. Задание проехать сразу 20 метров на одной ноге – риск развить страх, да и просто травмоопасно.
То, насколько быстро можно поднять планку требований, не зависит от теоретических физических возможностей ученика, нынешних или будущих, нельзя исходить из того, что ученик физически это сделать может, а нужно исходить из реальных текущих возможностей ученика.
Каждый раз, как поднимаются требования, это значит, что меняются правила – то же действие ученик должен выполнить при некотором увеличении усилий. Если требования повышаются так сильно, что ученику надо совершить усилия значительно большие, чем он ранее совершал – это сильный риск. Самый быстрый и лучший способ - это увеличивать требования такими ступенями (своими для каждого), чтобы ученику легко давались постоянные улучшения. Непрерывный прогресс приведет к поставленной цели гораздо быстрее, чем попытки форсировать быстрый прогресс с риском потерять все наработанное.
3. В конкретный промежуток времени надо отрабатывать что-нибудь одно, не пытаться получить результаты сразу по нескольким параметрам (частям элемента).
Во время любого занятия можно сначала немного поработать над точность исполнения, затем над скоростью, затем над плавностью и т.п.. Это избавляет и от монотонности, и позволяет почувствовать элемент с точек зрения разных подходов. Очень полезно менять задания, оставляя данную задачу, как только в ней достигнут успех, и переходить к другой.
Но когда идет работа над конкретным элементом или навыком, надо пользоваться в каждый данный отрезок времени одним и только одним неизменным критерием исполнения.
Например, при отработке T-stopа сначала надо научиться переносить вес на переднюю ногу с выпадом. Если это хорошо усвоено, добиться того, чтобы бедра находились на том же уровне на всем протяжении T-stopа и т.д.
Если задачу можно расчленить на отдельные компоненты, которые затем формируются раздельно, обучение пойдет гораздо быстрее. Часто не удается добиться прогресса в каком-либо навыке потому, что хочется сразу улучшить две или более стороны деятельности.
Здесь есть маленький нюанс, о котором следует помнить – при отработке нового элемента только на один параметр обращать внимание плохо - если остальные параметры мешают исполнению элемента, то один элемент надо оставить и обратить внимание на другой, с тем чтобы пройтись по всем основным параметрам (частям) элемента - попробовать их.
Это даст возможность ученику прочувствовать элемент по разному и просто лучше понять, что ему объясняют (см. пункт 6 в части 2).
Поочередное обращение внимание на остальные части элемента также подкорректируют первый из изучаемых частей элемента - параметр самоисправляется посредством взаимодействия с другими параметрами в элементе.
(Продолжение в части 2)