Спуск с крутых склонов
Пожалуй, это самый захватывающий и в то же время самый экстремальный вид катания. В конце концов, что может быть противоестественнее для человека, чем очертя голову бросаться с крутого склона?
Правда, в понятие «крутой» каждый лыжник вкладывает свой смысл, основываясь на уровне своего мастерства. Для новичка крутой будет «синяя» или «красная» трасса, а мастера заинтересуют только «черные» спуски.
Хотя восприятие крутизны спуска может быть самым разным, опытные лыжники в целом признают крутыми большинство «черных» трасс, притом что и эти трассы могут быть разными на разных курортах и даже в пределах одного курорта.
Залогами успешного спуска с крутых склонов являются постоянный контроль над ситуацией, уверенность и расслабленность. Если владеете техникой частых сопряженных поворотов, то считайте, что склон уже наполовину ваш, так как для того, чтобы контролировать скорость спуска, вам понадобится выполнять быстрые короткие повороты с проскальзыванием. Длинные резаные повороты здесь не годятся, поскольку при их использовании вы в мгновение ока разовьете огромную скорость и утратите контроль над ситуацией. Снос помогает замедлить спуск и лучше его контролировать, а значит, сделать более безопасным как для вас, так и для окружающих.
Чтобы попрактиковаться, найдите короткий крутой участок заснеженного склона — нет смысла смущать самого себя видом протяженного крутого спуска, падение на котором чревато неудержимым продолжительным скольжением. Берите старт и немедленно приступайте к выполнению короткого поворота с проскальзыванием, одновременно надежно воткнув лыжную палку прямо перед собой.
При спуске с крутого склона палки — жизненно необходимый предмет снаряжения. Решительно вонзайте их в снег, как только снос внешней лыжи подводит вас к самой медленной фазе поворота. Используйте палку как опору, она позволит разгрузить и лыжи, и ноги, и вы сможете с переходом к следующему повороту слегка оторвать лыжи от снега. Теперь, при почти невесомых лыжах и ботинках, вам будет гораздо легче войти в следующий поворот. Пятки поднимайте выше, чтобы хвосты лыж не цеплялись за склон.
Пока ноги и лыжи разворачиваются, торс ориентирован по линии падения, по окончании каждого поворота вы можете усилить свой контроль врезанием кантов лыж в снег для лучшего их сцепления с поверхностью. Это еще больше замедлит ваше движение и откликнется отдачей в ноги, которая поможет выполнить следующий «подскок».
Чтобы оставаться максимально расслабленным и полностью контролировать свои действия, сместите свой центр тяжести так, чтобы он оказался над лыжами (если будете отклоняться назад, лишитесь контроля над ними и упадете). На словах все кажется простым и понятным, но на деле, для того чтобы правильно выполнять повороты, потребуются время и настойчивость.
Что значит “крутой склон”?
Крутизна склона не всегда воспринимается адекватно. Наблюдающим за состязаниями горнолыжников по телевизору часто кажется, что спортсмены соревнуются на относительно пологих поверхностях. Однако, если встать рядом с таким склоном, выяснится, что он какой угодно, только не пологий.
Подобные же иллюзии возникают, если смотреть на склоны с высоты подъемника. Единственный способ реально оценить угол наклона трассы – встать в ее верхней или нижней точке. Заранее продумайте альтернативный способ спуска на случай, если, оказавшись на вершине склона, поймете, что он слишком для вас крутой.
Для сведения: большинство «черных» трасс имеют угол наклона 20-35°, а угол серьезных внетрассовых круч располагается в диапазоне 30-40° и даже больше. Некоторые экстремалы стремятся кататься на трассах с углом наклона более 55° – упавший на таком спуске не скоро остановится.
Советы по спуску с крутых склонов
* Будьте готовы к падению — рано или поздно оно случится.
* Выбрав для себя новый сложный склон, рассмотрите возможность первоначального его прохождения боковым соскальзыванием. Это позволит прочувствовать характер уклона, оценить состояние нижней части трассы и принять расслабленную, сбалансированную стойку.
* Если в процессе прохождения склона вы почувствуете, что он становится слишком для вас крутым, переключитесь на боковое соскальзывание — это гораздо разумнее, чем подвергать себя риску опасного падения.
* Если склон настолько крутой, что вам придется прервать спуск намеренным падением, убедитесь в том, что на наиболее вероятной «линии падения» вам не встретятся камни, скальные выступы и другие опасные препятствия.