Психологические причины ошибок
Что именно должен учитывать инструктор при обучении:
Были выявлены следующие группы опасений и страхов:
• бытовые - боязнь травм, ушибов, холода и т.д., опасение сломать сноуборд;
• фобийные - страх скорости, высоты, края, прикосновения к холодному снегу и т.д.;
• "детские" - боязнь собственной неловкости, ожидание насмешек или поучений;
• социальные - некорректности инструктора, опасение потерять авторитет.
Эти страхи по-разному, в разных соотношениях проявляются у людей разного возраста, пола, социального статуса и т.п. Что должен сделать инструктор, чтобы уменьшить их влияние на учеников:
1. Выдать защитное снаряжение (шлем, наколенники и т п)
2. Выбрать безопасный склон.
3. Продемонстрировать безопасность изучаемого приема.
4. Страховать за руку при обучении.
5. Застенчивого человека учить индивидуально, а не в группе.
6. Выявить причину стойкой фобии
Стойкий страх достаточно часто имеет под собой реальное основание. Пара примеров:У ученика на сноуборде не получается поворот с переходом с переднего канта на задний, стойко не получается. Пробуем выяснить причину - рассказывает, что в детстве упал в колодец, сидел на краю и упал спиной вниз. После выяснения истинной причины дела пошли лучше, начал поворачивать.
Противоположная ситуация - девушка не может стоять на заднем канте, т е спиной к склону. Выяснилось, что занимается скалолазанием и для нее только положение "лицом к горе" является нормальным.
Занятия строить исходя из склона, состояния снежного покрова, загруженности самого склона в это время, уровня техники ученика и многих других факторов.
Физиологические причины ошибок
Здесь есть 4 части вопроса:
1. Ощущение своей физической формы и уверенность в себе помогают человеку справится со страхом и собраться. Мне нравится работать со спортсменами пришедшими из других видов, не из горных лыж. У них лучше и чувство равновесия и меньше вообще реальная вероятность получить любую травму.
2. Сила, подвижность, гибкость, равновесие и скорость реакции у людей различны - инструктор должен учесть это.
3. Тип темперамента человека повлияет на организацию обучения:
• флегматики - длительное изучение технических элементов при единообразии упражнений и с большим числом повторений каждого из них. От инструктора требуется длительное и подробное объяснение, но в дальнейшем его постоянное присутствие не обязательно; активные периоды обучения могут быть длительными (несколько часов), поскольку флегматики обычно обладают пониженной утомляемостью;
• сангвиники - быстрое изучение технических элементов при разнообразии упражнений и с малым числом повторений каждого из них. Инструктор может не присутствовать постоянно, тем не менее, желательно его периодическое внимание для своевременного исправления возможных ошибок; активные периоды обучения могут быть достаточно длительными;
• холерики - быстрое изучение технических элементов при разнообразии упражнений и с малым числом повторений; необходимо постоянное возобновление ранее приобретенных навыков, т.е. повторное изучение элементов, освоенных в предыдущие дни. Инструктору необходимо убедиться, что все объяснения восприняты правильно; в дальнейшем требуется его постоянное присутствие и повышенное внимание к правильности выполнения движений; активные периоды обучения должны быть короткими, необходимы частые перерывы, во время которых желательно переключение внимания на вопросы, не связанные с обучением;
• меланхолики - длительное изучение технических элементов при единообразии упражнений и с большим числом повторений; необходимо повторное изучение ранее освоенных элементов с большим числом повторений. Необходимо постоянное присутствие инструктора, от которого требуется не только контроль за правильностью выполнения движений, но и постоянное поощрение; активные периоды обучения должны быть короткими, но во время перерывов переключение внимания нежелательно (хорошим вариантом короткого отдыха может быть изучение теоретических основ горнолыжной техники).
Корректировка методики:
• флегматики - техника с сильными, но плавными движениями, с выраженной ритмической составляющей или с постоянством усилий и их строгой дозировкой;
• сангвиники - техника с сильными резкими движениями и с менее строгой дозировкой усилий, их постоянство и выраженность ритма не имеют значения;
• холерики - техника с резкими движениями, без выраженной ритмической составляющей и дозировки усилий;
• меланхолики - техника с плавными движениями, с выраженной ритмической составляющей. По некоторым данным, меланхолики часто обладают повышенной остротой мышечного чувства, что позволяет освоить очень тонкую и точную дозировку усилий, хотя, конечно, это требует большого времени.
Склонность к торможению (у флегматиков и меланхоликов) обычно сопряжена с замедленными реакциями. По-видимому, носители этих темпераментов могут испытывать сложности с освоением сопряжения поворотов. С другой стороны, склонные к возбуждению холерики и сангвиники иногда с трудом осваивают технику спуска по льду и насту, требующую повышенной точности движений. Многочисленные исследования особенностей развития специфических двигательных навыков однозначно показывают, что в обоих указанных выше случаях успешность обучения оказывается выше у лиц, имеющих лучшую общефизическую подготовку.
4. Обучающийся катанию на горных лыжах часто по-разному может делать симметричные движения - например повороты направо и налево. Это может быть связано с различным развитием полушарий мозга или несимметричными травмами (коленей, ног).
Ошибки переноса
Прежде всего стоит вообще рассказать, что такое этот самый "перенос". Перенос это влияние занятий другим видом спорта на текущие. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Положительно влияют на освоение горных лыж те виды спорта, которые принципиально похожи на них. Например - велоспорт (движение, повороты, наклон в повороте и взаимодействие с центробежной силой, равновесие). Это на лыжи похоже. Противоположный пример - тяжелая атлетика (статика, усилия). Это на лыжи здорово непохоже и будет мешать. Стоит оговориться - все это справедливо лишь в среднем.
Неправильный инвентарь
Инструктор должен проконтролировать правильность выдачи инвентаря в прокате и не надет ли правый ботинок на левую ногу :)
Учить поворачивать, разумеется, для начала лучше на более коротких лыжах. Я стараюсь сам протестировать все модели прокатных лыж, чтобы знать что кому лучше выдавать.
Неправильный выбор склона
Выбор рельефа и снежных условий для отработки того или иного приема имеет первостепенное значение. Неправильно поступают инструкторы, когда выбирают очень пологие склоны. На таком рельефе менее опасно находиться, но выполнять приемы труднее. Склоны следует подбирать такие, на которых лыжник развивает достаточную скорость и имеет наиболее благоприятные условия для выполнения приема. И разумеется, рельеф учебного склона не должен вызывать боязнь у учеников. Наличие или отсутствие пригодного для обучения конкретному приему склона повлияет на то, как именно будет построено занятие. При сильно переменном рельефе склона на различных участках склона выполняются РАЗНЫЕ упражнения. План занятий инструктор должен построить исходя из склона, состояния снежного покрова, загруженности самого склона в это время, уровня техники ученика и многих других факторов.
Неправильный выбор инструктора