Начиная с 50-х годов в Австрии обучали "технике игры ног". Однако в настоящее время появились новые тенденции, возникшие, в основном, из опыта катания на лыжах измененной конструкции. Карвинг объединяет зарекомендовавшую себя «классическую» горнолыжную технику и новые возможности, предоставляемые современным снаряжением. Стремительно развивающиеся технологии в будущем предъявят к лыжникам высокие требования, поэтому рекомендуется обучаться такой технике сразу же.
Сегодня слово "карвинг" употребляется как собирательное понятие по отношению к хорошо управляемому прохождению поворотов на соответствующем уровне подготовки.
КРАСНАЯ НИТЬ
Понятие "красная нить" было впервые употреблено гуру австрийской методики катания на лыжах, профессором Штефаном Крукенхаузером, на международном конгрессе по лыжному спорту в 1968 году в Аспене, Колорадо. Эта метафора стала выражением стремления к единой, четко структурированной австрийской методике обучения катанию на лыжах. С тех пор прошло почти 40 лет, и в лыжном спорте стали заметны многие новые тенденции. Теперь существует тенденция говорить не о катании на лыжах, а о зимних видах спорта, как о зимнем времяпрепровождении. Подразумеваемое при этом многообразие видов спорта оказывает положительное действие и обогащает, но и представляет собой серьезный вызов для инструкторов по горным лыжам и другим зимним видам спорта, в особенности для тех, кто несет ответственность за преподавание.
Современная образовательная программа для австрийских инструкторов по горным лыжам определяет четко структурированный, прогрессирующий путь подготовки от начальных этапов обучения к совершенствованию и мастерству.
На уровне мастерства данная методика обучения оказывается наиболее приемлемой для всего многообразия современных зимних видов спорта. Основываясь на целях обучения, достигнутых и закрепленных на начальном этапе и этапе совершенствования, эта методика на уровне мастерства предлагает пути решения для всех ситуаций и тенденций в горнолыжном спорте. На этапе мастерства обучаемым предлагается весь опыт и компетентность австрийской школы с соблюдением требуемого уровня безопасности.
Карвинг занимает центральное место в современной австрийской методике обучения, и в соответствии с концепцией "красной нити", последовательно развивается на каждом из трех этапов обучения до соответствующего уровня мастерства. Основа для этого развития должна закладываться уже на первых часах преподавания и обучения, что предоставит возможность для серьезного прогресса. При этом ошибочно было бы подразумевать под карвингом исключительно нарезание поворотов, поскольку даже опытным лыжникам это удается не в каждой ситуации.
В австрийской методике карвинг применяется одновременно с обучением параллельного ведения лыж.
На начальных этапах обучения он заявлен, как "начальный этап карвинга".
На этапе совершенствования карвинг проявляется в двух формах:
- при как можно более резаном выходе из поворота на склоне средней крутизны (возможно, с уходом в гору для контроля скорости).
- на трассах с небольшим уклоном переход к карвингу может быть осуществлен простым кантованием (движением вперед и вверх с наклоном внутрь), вследствие чего повороты будут легко проходить по талии лыж. При таком скольжении на кантах у обучающихся впервые возникает ощущение нарезания поворотов.
Спортивный карвинг на этапе мастерства включает в себя нарезание поворотов со всеми возможными радиусами, от больших до малых. В любом случае, условиями для достижения этой цели обучения являются закрепленные основы техники, хорошая физическая форма и много тренировок.
Каждый заинтересованный лыжник сегодня стремится овладеть техникой карвинга, так же, как в прошлом многие стремились овладеть стилем «ведельн». Поэтому карвинг является не только современным стилем лыжного катания: карвинг стал маркетинговым понятием в предложениях наших лыжных школ и организаций лыжного спорта.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Революционные изменения в технике исполнения поворотов и в конструкции лыж вызывают необходимость привести и методику обучения катания на лыжах в соответствие с ними.
Современная методика обучения катанию на лыжах соответствует этому развитию: на основе новейшего опыта в ней преподается современная техника карвинга.
Австрийская методика обучения катанию на горных лыжах предлагает современные учебные программы для всех возрастов и любых уровней катания.
Для начального обучения предлагаются 2 методики: исторически сложившаяся - «классическая» (дополненная элементами карвинга), и «альтернативная» - карвинг на коротких лыжах.
«Классическая» методика чаще применяется в инструкторском корпусе, т.к. им приходится работать со всеми возрастами, включая пожилой, а также с клиентами различной физической и психологической кондиций. Поэтому основная установка – безопасность, которая обеспечивается методикой, основанной на приемах торможения.
«Альтернативная» методика рекомендуется для спортивных школ, т. к. все дети – потенциальные спортсмены, приблизительно одного уровня физической и психологической кондиций, а следовательно им можно и нужно закладывать в «мышечную память», (именно на начальном этапе обучения), элементы свободного скольжения без «запирающих» поз типа: плуг, упор и т. д.
Начальный уровень («классика»)
- введение
- основная стойка
- плуг
- повороты в упоре
- кантование/раскантовка, применение палок
- начальный этап карвинга.