Прививание чувства ритма на всех уровнях обучения
Не чередовать повороты, а плавно объединять их. В конце завершаемого движения сразу же выполнять подготовку к следующему движению. При помощи упражнений на ритм выработать схему смены напряжений и расслаблений мышц при прохождении поворотов.
(Пример задания: « При выполнении поворотов на параллельных лыжах ученик должен обратить внимание на бедра. Вопрос: « Всегда ли оба бедра напряжены одинаково?»).
Различают:
- оптическую модель ритма:
Ритм поворотов задается с помощью древок, чарликов, конусов и пр..
Ритм поворотов задает инструктор при езде «гуськом» или «строем».
- акустическую модель ритма:
Ритм задается выкриками инструктора (или др. ученика)
Езда под музыку, или другой акустический ритм.
Применение контрастных упражнений
Контрастные упражнения помогают измерить диапазон возможностей того или иного приема и улучшить понимание процесса движений в нем на всех уровнях обучения.
Пример контрастных упражнений при обучении карвингу с большим радиусом:
Повороты:
- с наклоном корпуса вперед/назад
- в высокой/низкой стойке
- только на внешней/внутренней лыже
- с/без применения палок
- в глубоком снегу/на жесткой трассе
- резанно/с проскальзыванием
При помощи этих упражнений учащийся получает информацию от своего тела: какое воздействие оно получает от его различных движений. Он должен обьяснить, что он почувствовал. Осознание воздействия противоположных условий в процессе спуска помогает учащимся самостоятельно развивать свою технику езды на лыжах.
Обучение через память тела – внутренняя картина движений
Обучение катанию на горных лыжах характеризуется оптимальным построением, корректировкой, перепроверкой и воплощением внутренней модели движений.
При обучении через память тела субъективный опыт учащегося становится его учителем.
Путем целенаправленных побуждений, постановки задач и вопросов лыжный инструктор направляет внимание учащегося на существенные технические моменты.
- Что происходит в твоем теле во время поворота?
- Когда ты замечаешь наклон вперед/назад?
- Что меняется во время катания в низкой или в высокой стойке?
- Что меняется во время катания с применением или без применения палок?
- Где и когда ты пользуешься палками?
Методика игры в «вопрос-ответ» между учащимся и инструктором помогает ученикам осознать ощущения от движений, составить и дополнить собственную внутреннюю картину. При ясности внутренней картины также становятся заметными и проблемы в исполнении приемов.
Такое внутреннее осознание приема делает возможным изменение процесса движений, его улучшение, или введение в него новых элементов.
Целью этой методики является выработка индивидуально выраженного, удобного процесса движений, повышение способности обучающихся самостоятельно воспринимать и корректировать ошибки в исполнении приемов, а также повышение восприимчивости тела к изменениям в процессе движений.
"Пока не узнаешь, что ты делаешь – ты сможешь делать то, что захочешь"
Примеры игры в «вопрос-ответ»:
- Напряжение-расслабление мышц
Задача: Прохождение поворотов с осознанным напряжением мышц живота, торса, рук, бедер или всего тела.
Вопрос: Когда во время катания на лыжах ты ощущаешь фазу напряжения/расслабления тех или иных мышц?
Задача: Попытаться продлить/сократить эти фазы.
Если ученик напряжен, нерешителен, необходимо следить за дыханием, в особенности за выдохом.
- Дыхание
Вопрос: Как ты дышишь во время катания на лыжах?
Задача: Взрывной выдох в конце поворота
Вопрос: Как изменяется твоя катание?
Задача: Дыхание грудью/животом.
Вопрос: Можешь ли ты дышать только через нос? Что меняется?
Задача: Прохождение поворотов в ритме дыхания.
- Применение палок
Необходимо установить правильное положение рук.
Задача: Разделить лыжу от крепления до носка лыжи на три зоны: зону 1– зону 2 – зону 3.
Вопросы: Куда ты ставишь палку? На сколько часов по окружности? На каком расстоянии от лыжи? Насколько сильно ты сжимаешь палку?
Задача: Представить, что держишь в руке сырое яйцо.
- Разделение на зоны (давления)
Задача: Стопа (подошва ноги) делится на три зоны: подушечки пальцев – плюсна – пятка.
Вопрос: Где ты ощущаешь давление при прохождении различных фаз поворота?
- Внешняя/внутренняя лыжа
Для обучения последовательности действий и усиления нагрузки на внешнюю лыжу.
Задача: На каждом повороте, на котором во время фазы управления (между тремя и пятью часами по окружности) вся нагрузка приходится на внешнюю лыжу, говори "да". Если ты едешь и на внутренней лыже на этом участке, молчи.
- Часы по окружности
Задача: Представить повороты направо/налево в виде половинок циферблата часов.
Вопросы: На сколько часов ты можешь развернуться? Когда давление является наибольшим?
Задача: Представить, что под большими пальцами ног находятся канцелярские кнопки.
Вопрос: На сколько "часов" ты вдавливаешь (чувствуешь) их?
- Лучи света
Нужно представить, что вдоль бедер прикреплены две лазерные указки.
Вопрос: Куда направлены лучи света? К креплению, к лыже, к склону? В зависимости от скорости, рельефа, вида снега?
- Голова
Задача: Следить за движениями головы. Через оба уха и через плечи проходят воображаемые лучи света.
Вопрос: Как движутся эти лучи по отношению друг к другу во время движения? Как вредят катанию качание головой, кивание, вращение головы, наклонное положение головы?
- Взгляд
Вопрос: Куда ты смотришь во время катания? Как далеко вперед ты смотришь (1, 2, 9 метров)? На каком расстоянии ты впервые замечаешь другого лыжника?
- Диалог с лыжей
Каждая лыжа обладает своими характеристиками.
Вопрос: Насколько ты чувствуешь носок и пятку своей лыжи? Как можно наилучшим образом использовать ее свойства (характеристики)?
- Диалог с рельефом
Вопрос: Как можно самым оптимальным образом использовать рельеф? Где бы ты проложил трассу спуска?