Обучение катанию на горных лыжах – это явление социальное и не ограничивается передачей техники передвижения на них, оно должно быть живым, разнообразным и должно быть построено игровым образом, чтобы заманивать в горнолыжный мир, такой свободный и полный ощущений.
Обучение должно предоставлять возможность кататься на лыжах в атмосфере свободы и радости, без постоянных попреков и замечаний, оно должно ориентироваться на потребности и желания любителей горнолыжного спорта.
Во время занятий важно учитывать различные способности, особенности, темперамент и амбиции учащихся и подходить к каждому индивидуально.
Современный урок обучения на горных лыжах является открытым во всех отношениях и учитывает все новшества, появляющиеся в горнолыжном спорте.
В методико-дидактическом отношении необходимо учитывать новое понимание процесса обучения и тренировки, и изменившийся подход к обучению.
СОВЕТЫ ПО МЕТОДИКЕ
Для успешного обучения очень важно, чтобы занятия были разнообразными и интересными. Необходимо избегать стереотипов в движениях учащихся. Стереотипы приводят в тупик – успех в разнообразии!
- Правильное побуждение мотивации.
Задания и упражнения должны соответствовать индивидуальной работоспособности обучаемых. Необходимо оптимизировать нагрузки под конкретную категорию учащихся. Слишком сложные упражнения не всем под силу и вызывают отрицательные эмоции. Слишком легкие - становятся скучными, не представляют собою вызова. Особенно трудно найти «золотую середину», когда участники группы обладают разными способностями.
- Поощрение самостоятельности
Важной задачей является постоянное вовлечение учащихся в процесс решения вопросов, возникающих при катании в отсутствие инструктора. Требуется побуждать их к самостоятельному принятию решений. Инструктор – всего лишь советчик, передающий свой опыт: помогает в выборе местности, линии спуска, дает задания, которые развивают кругозор и самостоятельность.
- Внимание безопасности
Падения при катании на лыжах всегда не приятны и могут привести к травмам. Если падения происходят слишком часто, инструктор должен искать причины этого не в учащихся, а в себе самом. Выбор рельефа, упражнений, темпа езды должны ориентироваться на самого слабого участника группы. Необходимо избегать страха, вызванного перенапряжением учащихся. Тот, кто боится, начинает судорожно сжиматься, мышцы деревенеют и он часто падает. Если обучаемый получает травму, то прежде всего под сомнение ставятся действия инструктора. Не рискуйте травматизмом – отдайте предпочтение безопасности!
- Избегать переучивания
При переучивании происходит «перепрограммирование» не правильно заученных, доведенных до автоматизма движений. Выучить новое всегда проще, чем переучиваться. Поэтому на занятиях всегда надо выдерживать «красную нить» курса обучения.
-Размышления о цели упражнения
Прежде чем выполнить какое-либо упражнение, необходимо уяснить, какую цель оно преследует. Если целью упражнения является обучение равновесию в передней и задней стойке, то упражнения заключаются в том, чтобы дотянутся до креплений спереди и сзади, а не слева и справа по канту ботинка. То есть, всегда нужно критически подходить к вопросу о том, при помощи какого упражнения можно достигнуть той или иной цели. Нужно задуматься о практической ценности упражнения.
-Наборы упражнений, серии, комплексы
Наборы упражнений дают возможность достигнуть определенной цели. В любом случае нет необходимости выполнять полный курс обучения, если желаемая техника движений определенного этапа у обучаемых уже и без того наработана. Далее необходимо обратить внимание на то, чтобы используемые части упражнений не были сложнее всего приема. Иногда целесообразно использовать серии и комплексы упражнений, но при этом опять-таки всегда нужно думать о практичности. Лучше отдать предпочтение не слишком длительным упражнениям на стойку и прохождение отдельных поворотов, а также чередованию поворотов. Комплексное упражнение предоставит больше преимуществ, чем разложение того же приема на несколько отдельных упражнений.
Необходимо воплощать следующие методические принципы:
- От известного к неизвестному
- От простого к сложному
- От пологого склона к крутому
- От низкой скорости к высокой
Экономное применение инструктирования
Очень часто обучающихся катанию на горных лыжах буквально засыпают наставлениями о том, как ездят "правильно". Поэтому, из-за большого объема предоставленной им информации, они предъявляют к себе завышенные требования и не уверены в правильности своих действий. Например, можно долго и обстоятельно объяснять правильный набор действий приводящий к стойке прямого спуска (нужно согнуть голеностопный сустав, коленный сустав и тазобедренный сустав до среднего положения, и т.д.). Но для этого обучающемуся нужно выучить "словарь", поскольку множество выражений оказываются для него незнакомыми и он не знает, что именно он должен делать.
Правильные движения за счет "правильных" упражнений
Сейчас пользуются спросом короткие инструкции и выполнение упражнений, при котором учащийся усваивает правильные движения "автоматически". Фраза "при прямом спуске опусти руки до колен" заставит учащегося согнуть суставы и избавит от обстоятельных наставлений по технике этого движения. Наставление «всегда поднимай верхнюю лыжу во время поворота» вызовет автоматический перенос нагрузки на нижнюю лыжу. Длинные объяснения на склоне неуместны. Учащиеся совершенствуются не за счет лекций о технике движения, выслушанных прямо на склоне, а путем освоения новых упражнений.
Прогресс в обучении учащегося происходит вследствие целенаправленного применения упражнений, а не при помощи подробного описания приемов, и чем разнообразнее, применяемые упражнении, тем этот прогресс больше.
Применение имитирующих упражнений
Команда «Езжай, как по рельсам» создает у обучаемых четкий образ того, как они должны пройти поворот. Цель приема не нужно обьяснять через сложные профессиональные термины. Команда «Езжай, как гном» вызывает более яркое представление о требуемом образе действий, чем наставление «Сильнее согни суставы». Занятия с детьми проводятся игровым способом и преимущественно с применением имитирующих упражнений. Однако их применение помогает и занятия для взрослых сделать более наглядными и разнообразными. Например, команда «Езжай, как кошка» должна спровоцировать у учащихся движения – как бы крадучись, приспосабливаясь к формам рельефа.
СОВЕТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРИЕМАМ
Все приемы во время катания на горных лыжах входят в процесс обучения. Необходимо избегать неправильной техники катания, поскольку неверные движения запоминаются и автоматизируются так же, как и правильные движения. Горные лыжи – это координационно сложный вид спорта, которому невозможно научиться без руководства со стороны профессионала. Неправильно заученная техника катания на лыжах ограничивает возможности обучаемого.
Поэтому во время урока катания на лыжах инструктор объясняет и показывает учащемуся функционально правильную технику катания на лыжах, чтобы не потребовалось переучивание.
При обучении приемам необходимо учитывать внешний (как оно выглядит) и внутренний (как оно ощущается) вид движения.
Все информационные системы человека взаимосвязаны. Обучение приемам осуществляется при задействовании всех органов чувств.
Зрительный анализатор информирует о собственном движении и образе действий инструктора и других лыжников, оценивает состояние лыжной трассы, передает информацию о положении лыж и т.д.
УПРАЖНЕНИЯ:
- Катание с закрытыми глазами
- Катание с одним закрытым глазом
- Катание при плохой видимости
Акустический анализатор принимает вербальную информацию от инструктора, воспринимает звуки, возникающие при катании (например проскальзывание "звучит" иначе, чем резанное скольжение), звук ветра при быстром спуске громче, чем при медленном. И лыжник должен уметь это слышать
УПРАЖНЕНИЯ:
- Катание с закрытыми (руками) ушами
- Катание с ушными затычками
Вестибулярная информационная система сообщает о равновесии, изменении направления и скорости под воздействием сил.
УПРАЖНЕНИЯ:
Все упражнения на равновесие
Тактильный анализатор предоставляет на обработку мозгом информацию о контакте с кожей, вибрациях, колебаниях и скорости. Он служит для "восприятия окружающей среды", например, информации о встречном ветре или ветре в спину.
Кинестетический анализатор (мышечное веретено, сухожильное веретено и рецепторы сустава) является решающим при восприятии (ощущении) изменений движения. Предоставляемая им "внутренняя картина" движения развивается тем больше, чем больше у спортсмена опыта различных движений.
УПРАЖНЕНИЯ:
Смена напряжения и расслабления различных мышц при прохождении поворотов.
- Обучение приемам осуществляется в первую очередь за счет упражнений, а не за счет объяснений. Необходимо избегать длинных лекций на склоне. "Катанию на лыжах учатся в процессе катания на лыжах". Чем чаще выполняется технически правильное исполнение упражнений, тем больше прогресс в обучении.
При помощи внимательного наблюдения образца техники (катания инструктора) учащиеся замечают важные особенности приемов. Внимание фокусируется на ключевых моментах движений.
Обучение приемам путем сознательного восприятия вербальной информации от инструктора: инструкции о технике исполнения приемов должны ограничиваться "наиболее существенным" и прежде всего должны представлять собой пояснения к задаче по выполнению приема.
Учащиеся должны самостоятельно находить решение задачи по выполнению приема
Обучение приемам подкрепляется мысленным представлением процесса движения. Непосредственно перед выполнением приема учащийся должен интенсивно представить себе то, чему он хочет научиться.
Процесс движения во время упражнения сопровождается проговариванием (вербализацией) действия (при установке в плуг: разгибание – укол палки – скольжение).
Оптимально было бы с первого раза показать правильный набор действий при выполнении приема. После удачной попытки ученика необходимо сразу же повторить прием несколько раз.
В качественном развитии процесса обучения центральную роль играет оценка только что выполненного приема со стороны самих учащихся. Практикующиеся должны выполнить и описать свои движения. Достигнутое необходимо сравнить с запланированным. Практикующиеся должны учиться проведению самооценки.
Непосредственно после выполнения приема в органах чувств все еще остается память об ощущениях от соответствующих движений. Учащиеся должны самостоятельно выразить свои ощущения. Собственное понимание часто оказывается более эффективным, чем подсказки со стороны от инструктора.
Инструктор побуждает учащихся "прислушиваться к себе".