Не знаю, как вы, уважаемые коллеги-горнолыжники, а я всегда испытываю мальчишескую радость, когда мне удается проникнуть в очередную тайну лыжных поворотов или нащупать одну из физиологических закономерностей движения по горе.
Последнее время, наблюдая на горе новичков - и не только новичков! - я заметил, что их часто подводят так называемые оборонительные рефлексы. Что это такое? Начну с опыта, который провел на себе давным-давно Чарльз Дарвин. Он прижимался лбом к стеклу клетки, в которой, свернувшись в упругое кольцо, яростно шипела кобра, и старался не отрывать лба, когда змея на него кидалась. Стекло было толстое и крепкое, опасность не грозила, но Дарвин после каждого броска обнаруживал себя в дальнем углу комнаты и вытирал со лба холодный пот.
Помимо воли испытателя, его спасал от возможного укуса безусловный рефлекс, заложенный генетически в подсознании человека. Впоследствии подобные рефлексы были названы оборонительными, и оказалось, что таких рефлексов в нашем подсознании не так уж мало.
Человек внезапно столкнулся в подъезде дома с пьяным хулиганом - и пошире расставляет ноги, чтобы, в случае попадания, устоять. Хулиган замахивается на человека кулаком - и тот, рефлекторно, отстраняется назад, уходя от удара, хотя никогда не занимался в секции бокса. Обычная муха летит в лицо - и мы, интуитивно, прикрываем веками глаза, чтобы охранять самое дорогое, наше зрение!
А теперь давайте проанализируем, что происходит с горнолыжником, если он поддается этим благим оборонительным рефлексам, подъезжая к пугающей его круче.
Расставил пошире ноги? Это еще куда не шло. Хотя - до известного предела, потому что ехать что вдоль, что поперек крутого склона на широко разведенных лыжах очень неудобно: одна нога задирается чуть не в поднебесье, другая - где-то в яме.
Подъезжая к перегибу склона, рефлекторно отстранился назад, значит, - потерял равновесие, упал (даже лучшие современные ботинки не спасут).
Прикрыл веками глаза от страха перед кручей (а еще хуже, где нибудь на выкате с нее на скорости под сотню километров в час) - это и вовсе недопустимо. На скорости и крутизне необходимо видеть каждую рытвину, каждый бугорок во много раз лучше, зорче, чем на пологой трассе!
Короче говоря, оборонительные рефлексы горнолыжнику не защита, а помеха. Значит, усилием воли их надо преодолевать и на основе приобретенных знаний вырабатывать новые рефлексы.
Одно из азбучных лыжных правил гласит, что во время спуска по крутизне с изменчивым рельефом следует везде и всюду стоять телом перпендикулярно к склону ! Значит, - подавать тело надо вперед, а не назад! Принимать лучше переднюю, а никак не заднюю стойку.
А если склон очень длинный и крутой? Как не перебрать на такой опасной "черной" круче скорость?
Прежде всего - выписывать полные сопряженные законченные дуги с выходом лыж в горизонтальное положение. Ведь в горизонтальном направлении скорость угасает, а не нарастает: повернул направо - сбросил скорость, повернул налево - сбросил!
Второе. Во всех трех фазах одного законченного поворота (не вдаваясь в разнообразнейшие тонкости) горнолыжнику необходимо трижды изменить наклон своего тела, чтобы везде стоять перпендикулярно к крутизне: при выходе из предыдущего поворота - перпендикулярно к горизонтали, в начале нового поворота носками вниз под кручу - перпендикулярно к наклону горы, при выходе из поворота - снова перпендикулярно горизонтали.
Иначе говоря, в одном законченном повороте склон трижды меняет свою крутизну перед горнолыжником, и за этой капризной крутизной горнолыжнику необходимо угнаться своим телом.
Проверить правильность этих слов не составляет труда. Встаньте на лыжах поперек крутого склона, обопритесь на палки и поверните под собой лыжи носками вниз, под кручу, не меняя наклона тела.
Сможете ли вы стоять на лыжах в этом нелепом положении? Конечно нет! Для того чтобы устоять, тем более, чтобы легко войти в поворот на крутом склоне, вам необходимо подать вперед все тело до перпендикулярного положения к новой линии склона (еще лучше - с некоторым опережением, потому что ваши лыжи под вами тотчас увеличат скорость и постараются обогнать вас).
Без этого уменья вы никогда не добьетесь свободы, легкости на крутых склонах.
Многие, особенно новички, считают, что только им - исключительно, лично им - присуще чувство страха перед крутым склоном. Хочу заверить вас, что даже самый крутой ас ни один раз за жизнь испытывал беспомощность и унижение перед кручей, трусливо "прижимался" к ней, не в силах подавить в себе оборонительный рефлекс. А потом заставлял себя преодолевать и рефлекс, и страх. Катил! И, может быть, в этом преодолении как раз и заключены необъяснимая притягательность и смысл катания на горных лыжах.
Ну а теперь вернемся снова к крутой "черной" трассе*, на которую новичка занесло недоразумение или преждевременное любопытство. Как вам спуститься с кручи, если страх и оборонительные рефлексы вас парализовали - прижимают задом или боком к склону, хоть цепляйся за него руками?
Простейшее решение - спуск траверсом то в одну сторону, то в другую, до полной остановки, с поворотами на месте. Однако прежде чем тронуться наискось по крутому склону, примите классическую стойку косого спуска. Напомню ее главные детали: вес вашего тела - на "долинной", т.е. нижней лыже, а верхняя ("горная") разгружена и выдвинута на одну третью часть лыжного ботинка; таз вашего тела и согнутые колени отклонены к горе, а плечи и лицо несколько повернуты в сторону долины и чуть-чуть наклонены от склона. Это, так называемое, винтоугловое положение - очень естественное, устойчивое.
Если вы освободите от веса верхнюю ("горную") лыжу и поедете на "двоих", спускаться наискось очень неудобно. Если же выставите вперед нижнюю, как только тронетесь, лыжи под вами завиляют - трех метров не проедете и упадете!
Еще несколько небольших советов.
С укатанной трассы в целину не выезжайте: во-первых, можете повредить ноги, во-вторых, подрезать склон и спустить на себя и других лыжников лавину.
Чтобы остановиться в конце траверса, покруче поверните в гору.
Повороты на месте и стойку косого спуска лучше разучивать не на крутой трассе, куда вас занесла горнолыжная судьба, а загодя, где-нибудь на более простых, пологих, хорошо заглаженных склонах.
Другой выход из положения - спуски боковым соскальзыванием, глиссированием. Этот способ считаю даже более рациональным. Во-первых, соскальзывание (как, впрочем, и стойка косого спуска) является неотъемлемым элементом поворота на параллельных лыжах, а стало быть, спускаясь "юзом" по черной трассе, вы зря времени терять не будете. Во-вторых, боковым соскальзыванием можно даже быстрее и надежнее преодолеть любую крутизну (причем, не показав вида, что вы "влипли" в ситуацию).
Соскальзывать можно одновременно с косым скольжением до упора в одну сторону. Развернуться на месте и соскальзывать в другую, снова до упора. Еще рациональнее (хотя и потруднее) соскальзывать без остановок, продвигаясь то вперед, то назад.
Как выполняется элементарное соскальзывание? Станьте в стойку косого спуска, при которой колени отклонены к горе, а лыжи закантованы. Теперь подайте согнутые колени в сторону долины - лыжи встанут плоско и боком заскользят в долину. Подайте колени снова в сторону горы - канты врежутся в снег, юз прекратится.
А вот как соскальзывать галсами, продвигаясь юзом на лыжах то вперед, то назад. Начав соскальзывание, попробуйте, качнувшись телом, загружать посильнее то переднюю часть лыж, то заднюю. Увидете, что лыжи, глиссируя, послушны этим маятниковым движениям тела: они повезут вас вдоль склона, в первом случае назад, во втором - вперед.
________________________
* Во всех горнолыжных центрах трассы по степени сложности обозначаются разными цветами: самая легкая - зеленая, затем желтая, посложнее - синяя, средней сложности - красная и самая трудная черная, по которой даже ратраки ползают с трудом.