Именно - уменьшение рисков, так как безопасности в горах не бывает вообще. Вы можете только действовать более или менее надежно. В части I мы уже рассказали об основных правилах внетрассового катания. А теперь - продолжение...
Техника
Итак, стандартный набор для катания вне трасс:
Бипер (лавинный датчик), щуп, лопата - обязательный набор для каждого участника!
Шлем, очки, рюкзачок. Защита: панцирь, шорты (рекомендую).
Панцирь - почти как дополнительный слой термобелья, в шортах спокойно сидишь на склоне, тепло и для здоровья не вредно.
При катании на ледниках добавляются: альпинистская обвязка, два ледобура, два карабина, веревка (диаметром 8-10 мм) метров 20-30, репшнур (диаметром 6-7 мм) или стропа - не менее метра.
В рюкзачке: аптечка, нож, отвертка (под винты на ваших креплениях), запасные перчатки и очки, дополнительная теплая вещь (толстый полар, пуховая жилетка и т.п.), налобный фонарик, спички (зажигалка), термос (бутылка) с питьем, пара шоколадок (перекус), моток скотча.
Средства связи: телефон и/или рация.
Дополнительное снаряжение, повышающее шансы на выживание в лавине: рюкзак ABC, лавинный шар.
Некоторые технические советы по поведению на склоне.
Чтение статей никогда не заменит реального опыта и может научить только в теории! Лучше всего совмещать теорию с практикой. Практику, до достижения достаточной квалификации для самостоятельного катания вне трасс, советую изучать под руководством гида или опытного товарища.
Кулуары
Один из наиболее опасных видов рельефа. Бывает очень узко, так что вариант ехать - только по прямой. Часто кулуар не просматривается до конца (до выката). И, набрав по прямой большую скорость, вы можете внезапно обнаружить неприятный сюрприз за поворотом: камень, яму, дерево и т.п. В одном повороте можно поймать диаметрально разный снег: от мокрого на южной экспозиции, до льда или жесткой корки на северной, и мягкого по центру. При сходе лавины часто весь снег с кулуара собирается внизу на достаточно небольшой площади. И даже при толщине снежного покрова 30-50 см глубина лавинного выноса может достигать нескольких метров.
При преодолении кулуаров необходимо:
- стараться сохранять прямолинейную траекторию движения вниз по линии падения воды.
- при необходимости совершения траверса остановиться по его окончании на 5-10 сек. и после этого, при отсутствии очевидных признаков подрезания лавины, начать движение вниз.
- в случае падения предыдущего участника, прекратить движение и постараться передвинуться в ближайшую точку безопасности - под ближайшей скалой в боковом отроге кулуара. Подать команду по рации или голосом «не начинать движение» или «остановиться» участникам, находящимся выше вне зоны прямой видимости. При необходимости - оказать помощь упавшему участнику.
- при подаче сигнала о сходе лавины - набрать небольшую скорость и уйти в один из боковых отрогов кулуара, максимально удалившись от центральной части (зоны движения лавины).
- помнить о возможности падения камней и льда с окружающих скал и стараться избегать опасных участков.
Лес
При катании в лесу:
- каждый участник должен быть в очках для защиты глаз. Если вы много катаетесь по лесу, разумно приобрести «фулфейс» - спортивный шлем, защищающий лицо полностью
- необходимо уделять повышенное внимание наличию следов предыдущих участников ниже по склону. Отсутствие таковых может быть признаком потери правильного маршрута катания.
- при длительном отсутствии визуального контакта с группой пытайтесь, не продолжая движения, голосом, по рации, телефону установить связь с группой и определить направление дальнейшего движения. В таких ситуациях может пригодиться обычный свисток.
- необходимо уделять повышенное внимание контролю скорости - столкновение с деревом может привести к серьезной травме.
- необходимо внимательно следить за рельефом снежного покрова. Любые поперечные снежные бугорки или впадинки могут быть признаком поваленного дерева, сучка, ветки. В таких местах необходимо снизить скорость, изменить траекторию движения и/или переходом в заднюю стойку заставить носки лыжи (сноуборд) «всплыть» на поверхность снега.
- в случае скудного снежного покрова необходимо максимально снизить скорость и соблюдать крайнюю осторожность.
Отличного всем снега и безопасного катания!