Именно - уменьшение рисков, т.к. полной безопасности в горах не бывает вообще. Вы только можете действовать более или менее надежно. Все больше людей начинают кататься вне трасс. Это происходит по нескольким причинам: производители лыж и сноубордов каждый год обновляют райдовские линейки. Появляется больше возможностей кататься вне трасс с канаток в режиме ски-тура или бэкккантри, с использованием скиду, сноукэтов, вертолетов. Но и число несчастных случаев с райдерами также растет. Что сделать для того, чтобы снежная целина из удовольствия и драйва не превратилась в кошмар и трагедию?
Правило первое: не катайтесь в одиночку.
Подвернуть ногу можно и на ровном месте, а выбираться из кушерей самостоятельно придется долго.
Если все-таки поехали один: сообщите своим друзьям, родителям (в общем, ответственным людям, которым небезразлична ваша судьба), где конкретно собираетесь кататься и установите контрольный срок - время, по истечении которого вас начнут искать (в том месте где вы собирались кататься), если вы вдруг не вернетесь или не отзвонитесь.
Правило второе: не катайтесь в компании «с кем попало».
Старайтесь кататься с теми людьми, которых вы хорошо знаете и уверены в их психологической адекватности, технической квалификации и человеческих качествах, таких как ответственность и взаимовыручка. Иначе рискуете быть брошенными в опасной ситуации или испортить себе катальный день бесконечными спорами насчет того, где, как и почему можно или нельзя ехать.
Правило третье: обеспечьте связь с внешним миром.
Если на склоне устойчиво работает мобильный телефон - отлично! Если нет, возьмите спутниковый телефон или рацию, при помощи которых вы сможете связаться с работниками горнолыжной базы, спасателями, своими друзьями.
Правило четвертое: в группе должен быть лидер-руководитель.
Это человек наиболее опытный в оценке рельефа, лавинной опасности и необязательно самый крутой райдер. Указания лидера по выбору маршрута движения, порядку прохождения отдельных участков, определения точек сбора группы обязательны для выполнения всеми участниками.
Правило пятое: катание вне трасс потенциально опасно для здоровья и даже жизни любого из участников.
Совокупность факторов риска: сложность и разнообразие рельефа, переменное состояние склона - снег различной плотности и глубины, фирн, лед, камни, катание на ледниках, по лесу, лавины, камнепады, быстрое и резкое изменение погодных условий и т.п., требует от каждого участника повышенного внимания, осторожности и взаимоуважения.
При катании группой выбираемые склоны, линия, темп и тактика спуска должны быть ориентированы на прохождение маршрута самым слабым членом группы.
Правило заключительное - оно же главное!
Лучше 10 раз отказаться от спуска, чем один раз не вернуться с катания.
Горы, склоны (снега) стояли (лежали) и стоять (лежать) будут. Если есть хоть смутное, даже рационально ничем не подкрепленное сомнение, что ехать не стоит - откажитесь от катания в такой ситуации. Интуиция - важнейшая вещь для безопасности в горах. Интуицию надо лелеять и тренировать, т.е. прислушиваться к своему «шестому чувству», а не отмахиваться от «внутреннего советчика».
Отличного всем снега и безопасного катания!