О рокерах
Зачем вообще весовой прогиб горной лыже?
Это, на самом деле, очень часто встречающийся вопрос, так что имеет смысл сразу немного прояснить, наверное. Вот возьмём плоскую доску, положим её между стульев – и сядем посередине. С хорошей вероятностью доска прогнётся и провалится между стульями. А если эта доска изначально имеет хотя бы немного «выпуклую» форму – она так же с хорошей вероятностью просто распрямится до плоского состояния и останется на этих стульях лежать. То есть – первоначально весовой прогиб при создании горных лыж нужен был в первую очередь для оптимизации распределения давления лыжи на склон – в частности, при закантовке. В области твинтипов область применения у этой технологии существенно расширилась.
Началось всё с того, что в 2003 году Шейн МакКонки (Shane McConkey) официально представил лыжному сообществу лыжу Volant Spatula – первую серийно выпущеннуя лыжа с обратным прогибом. Именно обратным прогибом, то есть профиль лыжи представлял собой дугу без каких-либо даже плоских участков. Эксперимент оказался слишком смелым для своего времени и маркетологам пришлось долго думать, прежде чем запускать на рынок нечто подобное в массовых количествах. В итоге, после нескольких лет тестирования разного рода прототипов, на рынке твинтипов появился свой отдельный сегмент – «рокернутые» лыжи, или лыжи с рокером. Основа у таких лыж – лыжи с традиционным весовым прогибом. Но загибы…
Что такое рокер?
Rock (англ) – в том числе значит «качаться», rocking chair – кресло-качалка, например. Когда встёгиваешься в такие лыжи, этот эффект можно легко почувствовать – сначала лыжа привычно оказывает сопротивление сгибанию (за счёт центральной части с весовым прогибом, или плоской, опирающейся на землю), а потом в какой-то момент просто «качается» вперёд, или назад, через ту самую точку начала «рокера». Эту точку производители используют в качестве каталожной характеристики для оценки размеров рокера «по каталогу». Как правило, в описании лыжи указывается два параметра – длина рокера, и его ширина – длина показывает расстояние от точки перегиба до носка, или пятки лыжи, и высота – показывает, как правило, насколько высоко будет находиться самая широкая часть носка/пятки лыжи относительно точки перегиба при постановке лыжи на ровную поверхность (при условии, что на лыже стоит человек). Варьируя параметры рокеров на лыжах разных сегментов можно добиваться довольно интересных эффектов.
Есть два основных эффекта, которые в той, или иной степени присутствуют абсолютно во всех рокернутых лыжах – первый, само собой, обеспечивает лыжам лучшее всплытие в мягком снегу и куда более лёгкое в нём маневрирование (по сравнению с лыжами схожей геометрии, но без рокеров), а второй - уменьшение рабочей длины скользящей поверхности/кантов за счёт ранних загибов носка и пятки. Это приводит в том числе к заметному уменьшению заявленного «радиуса» лыжи и, в целом, делает её более универсальной – это вполне актуально для всех, кто катается в том числе и по относительно подготовленным склонам.
Основные типы используемых на сегодняшний день рокеров:
Только в носке, весовой прогиб традиционный, либо отсутствует. Такая конструкция используется в ряде моделей для фрирайда и позволяет сохранять лыжу одновременно жёсткой (чтобы можно было «мочить» по склону в любом состоянии на большой скорости), но за счёт рокера в носке такие лыжи будут всплывать в мягком снегу гораздо лучше своих собратьев традиционной конструкции с близкой геометрией и высокой жёсткостью. Плоская пятка без каких-либо дополнительных загибов обеспечивает максимальную поддержку на приземлениях с дропов. В твинтипах такая конструкция применяется редко.
Рокер в носке и пятке, посередине – традиционный весовой прогиб. Это, наверное, самая распространённая конструкция на сегодня в сегменте универсальных, или бэккантри-твинтипов. Собственно, основная идея состоит в том, что лыжа будет одновременно очень хорошо всплывать в мягком снегу, а также, весьма дружелюбной на трассе за счёт высокой маневренности – несмотря на свои габариты.
Огромный рокер в носке и пятке, отсутствие, или крайне незначительный весовой прогиб в центральной части. Такая конструкция применяется в лыжах, на 100% предназначенных для глубокого мягкого снега (про парковый вариант такой конструкции чуть позже). Без весового прогиба давление на склон от веса лыжника сосредоточено на очень узком участке лыжи - под ботинком, поэтому трассовые характеристики лыжи такой очень ограничены – мало того, что площадь контакта лыжи со склоном минимальна, так ещё и радиус лыжи не может работать эффективно – точечное давление посередине лыжи этому не способствует, на жёстких участках такие лыжи стремятся поворачивать «вокруг своей оси». В общем, для таких лыж необходимо хоть сколько-то мягкого снега.
Естественно, деление по категориям очень условно – количество вариантов геометрии лыж и их профилей бесконечно, поэтому на рынке можно найти самые невероятные конструкции.
Парковый рокер
Парковый рокер лучше сразу выделить в отдельную категорию – у него зачастую само назначение отличается от такового на универсальных и фрирайдных лыжах.
В части паркового рокера первой отличилась фирма К2, задолго до бума таких лыж, случившегося в прошлом (10-11) и наступающем (11-12) сезонах. А именно, в бесплатно распространяемом в США журнале К2 «Skeeze» была опубликована (и продублирована в сети на ns.com) статья Пепа на предмет бесконечных достоинств такой конструкции в парковых лыжах по сравнению с их традиционными нерокернутыми собратьями. Даром что Пеп к тому моменту не появлялся перед объективами фото и видео камер на парковых лыжах уже года этак три, но, всеобщая любовь аудитории ns.com к родному производителю и не менее родному райдеру сделали своё дело – плацдарм для дальнейшего наступления на новый сегмент парковых лыж был подготовлен солидный, и в сезоне 10-11 у той же фирмы К2 в ассортименте уже под лупой почти не разглядеть моделей, имеющих традиционную геометрию с весовым прогибом.
Нужно ли оно в парке?
Если вы поклонник фирмы К2 и обиделись на предыдущий абзац – прошу прощения, не хотел. Но уже к сезону 11-12 К2 одумались и вернули весовой прогиб своим «верхним» парковым моделям – поэтому пока ещё есть возможность объективно оценить достоинства и недостатки такой конструкции применительно к парковым лыжам. Кстати, что там обещают производители – а обещают они небывалую лёгкость баттеров, мегащелчок с трамплинов и на плоскости, джиббинг на новом уровне.
Так вот, что у нас на сегодня есть из рокеров в парковых лыжах:
Рокер в носке и пятке, посередине – традиционный весовой прогиб.
Концепция идентична уже рассмотренной выше в части широких лыж – парковая лыжа с рокером и весовым прогибом станет ещё более приспособленной к катанию по трассам (поскольку радиус уменьшается до 13-15 метров в ростовках около 180 см), а учитывая, что сегодняшние парковые лыжи по ширине часто превосходят некоторые целинные модели 6-7 летней давности, получается очень радужная картинка идеальной лыжи для тех, кто любит «кататься в парке, по трассе и иногда в пухляке». Вообще говоря, весьма вероятно, что именно этот сегмент парковых лыж в ближайшем будущем разрастётся заметнее других (этот текст написан в 2011г), потому что в том, что касается «просто катания», рокеры действительно способствуют улучшению характеристик лыжи в сторону большей универсальности.
В том, что касается непосредственно катания в парке – из обещанного производителями можно как-то выделить нежелание лыж с рокерами «ловить канта» при разного рода баттерах – это действительно похоже на правду. По аналогии, наверняка джибить тоже станет несколько легче – носок и пятка начинают загибаться раньше, поэтому зацепиться ими, например, на тех же свичапах станет сложнее. А вот в том, что касается отзывчиваости, щелчка, олли и всего, что связано с прыжками, всё не так однозначно. Логично предположить, что если лыжа «предизогнута» именно в тех местах, которые первыми принимают на себя все нагрузки на вылете и приземлении, то именно в этих составляющих она что-то потеряет по сравнению с традиционными лыжами. Речь идёт в первую очередь об амортизации приземлений и «упругости» на вылете. Другое дело, что эта разница будет действительно заметна только при достаточно амплитудных прыжках – ну, хотя бы, с пролётом метров 10. Так что, если у лыжи есть и весовой прогиб, и рокер – с хорошей вероятностью это действительно довольно интересная конструкция, которую имеет смысл «примерить на себя». Ощущения же в любом случае будут сильно отличаться в зависимости от конкретной модели лыж. Самое смешное в этом сегменте лыж – то, что самым ярким эффектом от применения рокера является не то, что было широко разрекламировано - насколько лучше лыжа стала вести себя в парке – как раз в парке-то принципиально изменилось немногое. А вот в части «универсальности» парковые лыжи заметно улучшились.
Рокер в носке и пятке, отсутствие весового прогиба.
Чуть раньше был рассмотрен такой вариант в части лыж строго предназначенных для мягкого снега. Парковым лыжам по определению характеристики всплытия в пухляке, мягко говоря, не слишком критичны, поэтому рокеры на такого рода парковых лыжах куда менее выражены. Другой вопрос, что отсутствие весового прогиба порождает в парковых лыжах недостатки, ранее им ну совершенно нехарактерные и также описанные выше (эффект поворота «вокруг своей оси», неэффективная работа кантов). Для джиббинга эта конструкция, вероятно, оптимальна – зацепиться здесь за перилу/бокс в буквальном смысле нечем. Но вот насколько оправдана потеря характеристик лыжи на подготовленном склоне (читай – тот же разгон к трамплину)… каждый решает для себя сам.
Остаётся только пожелать возможности предварительно протестировать лыжи перед покупкой…
На самом деле, при всём искусственно нагнетаемом ажиотаже, рокер – это действительно явление в горных лыжах, сопоставимое по масштабу и эффекту внедрения с пресловутой «карвинговой революцией» 90-х годов. Так что – тестируйте, измеряйте, пишите свои ощущения на форумах – и производители вас услышат и сделают наконец что-то наилучшим образом подходящее и для вас тоже.
Нужен ли рокер конкретно мне?
Поскольку мы тут обсуждаем в основном подбор первых парковых лыж, то, по идее, изначально никаких предпочтений в пользу того, или иного профиля лыжи быть не может - для этого нужно сначала покататься на разных вариантах конструкций. Если говорить именно о парковых лыжах, то, что бы не писали в каталогах и рекламных проспектах - нет, наличие рокера не поможет выиграть X-Games на второй день катания. В силу особенностей состояния парковых склонов (плотный снег, часто раскатанный до состояния льда) лыжи с традиционным весовым прогибом имеют преимущество по рабочей (контактной) длине канта и скользящей поверхности перед рокернутыми собратьями. В целом это дает большую стабильность на разгоне и приземлении, да и амортизация у традиционных лыж получше по объективным причинам - они же не "предизогнуты" в носке и пятке, т.е. как раз в местах, в первую очередь принимающих на себя удар при приземлении. Хотя, опять-таки, лыжи с гибридным профилем (традиционный весовой прогиб посередине, рокеры в носке и пятке) более чем имеют право на жизнь и их можно спокойно выбирать в качестве первых парковых лыж. Многим райдерам, имевшим возможность сравнить оба варианта больше нравится как раз "гибридный" вариант.
В общем, главное в качестве первых лыж не приобрести лыжи вообще без весового прогиба - это уже крайне специфическая конструкция, имеющая очень ограниченную область применения.
Можно ли ставить крепления с лифтерами (платформами)?
Можно, но не нужно. Лишняя высота будет мешать – труднее держать баланс при джиббинге и проще «словить канта» на приземлении, да и на кикере тоже. Больше деталей – меньше надёжность. Опять-таки, лишний вес.