Прыжки являются неотъемлемой частью скоростного катания вне трасс на переменном рельефе. При невысокой скорости спуска прыжки, как правило, не вызывают затруднений. Но кто из нас будет кататься медленно на просторных целинных полях… А с ростом скорости правильная техника прыжка играет, порой, решающую роль. Намного более важную, чем ширина лыж или идеально приходящиеся по ноге ботинки.
Каждый прыжок можно разделить на три основные фазы: это вылет с места отрыва, полет и приземление. Рассмотрим все фазы более подробно.
Вылет с места отрыва
Техника выполнения этой фазы во многом определяется самим рельефом и его геометрической формой, а также выбором траектории захода на место отрыва. В первую очередь нужно выбрать место приземления и в зависимости от него рассчитать скорость и траекторию прыжка и захода на вылет (место отрыва). Место приземления ни в коем случае не должно быть плоским!
Оптимальным местом для приземления является склон крутизной 15-30 градусов с безопасным выкатом, без камней, кустов и деревьев. Снег в месте приземления должен быть однородным.
Следующим важным моментом, влияющим на траекторию, является место отрыва. От того, какое оно будет - выпуклое или вогнутое, зависит и то, насколько технически сложно будет выполнить прыжок. Это хорошо видно на кадрах, сделанных в Красной Поляне зимой 2004 года в ходе соревнований по фрирайду «Экстремальные игры».
Николай Поляков (фото 1) выбрал выпуклое место отрыва и поэтому его прыжок имеет нисходящую траекторию. Антон Васильев (фото 2) и Кирилл Анисимов (фото 3) выбрали на том же рельефе вогнутое место отрыва, и их прыжок имеет восходящую траекторию. Как видно на кинограммах, различное место отрыва требует и разного технического исполнения отхода при прыжке.
Вогнутое место отрыва с технической точки зрения более сложное, так как в момент отрыва ваша стойка будет задней (кадр 1 на фото 2 и 3), в противном случае носки лыж могут попросту воткнуться в рельеф. Следовательно, во время полета вы должны будете выровнять положение тела и лыж так, чтобы приземлиться в средней, равновесной стойке. Помимо этого, рельеф будет «выстреливать» вас вверх, и вы должны при этом сохранить равновесие.
При выпуклом месте отрыва необходимо особенно тщательно выбрать момент отрыва. Вы должны не соскакивать с рельефа, а оттолкнуться от него, при этом толчок должен быть опережающим, его необходимо выполнить, не доезжая до видимого места отрыва. Так как это происходит на скорости, вы рискуете проехать место отрыва и «клюнуть» вниз. Такое запаздывание особенно опасно, когда на вылете мало снега и даже могут находиться обнаженные камни.
Чем выше скорость захода на прыжок, тем раньше нужно отталкиваться.
Для отработки отталкивания выберите участок с буграми. В косом спуске разгонитесь до такой скорости, чтобы вы могли, оттолкнувшись от вершины бугра, приземлиться на вершину следующего. Затем увеличьте скорость - сильно оттолкнувшись, постарайтесь перелететь через бугор и приземлиться на вершине (точнее – сразу же за вершиной) следующего. Толчок выполняется за счет предварительно согнутых ног, энергично распрямляющихся в выбранный момент.
После того, как вы отработали отталкивание в косом спуске, перейдите к прямому спуску вниз, вдоль линии падения склона. Для усиления толчка можете прибегнуть к помощи палок, отталкивайтесь одновременно руками и ногами. Этот приём часто используется для того, чтобы удлинить полет, при прыжке перелететь камни или проплешины.
Полет
После того, как вы оторвались от снега, постарайтесь сгруппироваться, как это видно на фотографиях (кадр 2 на фото 1 и 2; кадр 3 фото 3). Ноги чуть подтянуты к корпусу, руки немного разведены в стороны для улучшения балансировки, полусогнуты и вытянуты вперед. Правильная группировка в полете хорошо видно на кадре 3 фото 3.
Постарайтесь держать лыжи параллельно друг другу и, вместе с тем, параллельно склону в месте планируемого приземления (кадр 4 фото 3).
Если место отрыва имеет наклон в поперечной плоскости по отношению к траектории вашего движения, возможно разведение лыж в начале полета, как это видно на кадре 1 фото 1. На кинограмме хорошо видно, как райдер в полете постепенно подтягивает правую (толчковую) ногу, и выравнивает лыжи для приземления (кадр 2 фото 1).
Еще одним важным моментом является корректировка стойки в полете. В любой момент полета положение вашего тела должно быть таким, чтобы центр тяжести (бедра) находился над подошвами ботинок – стойка должна быть средней. Излишне передняя стойка приведет к тому, что при приземлении ваше тело по инерции продолжит движение вперед, вы воткнетесь носками лыж в склон и в лучшем случае совершите кувырок. А из-за задней стойки носки лыж при приземлении будут подняты вверх, и вы будете приземляться не всей плоскостью лыж, а только пятками (кадр 5 фото 2), что может привести к падению на спину.
Если место отрыва было вогнутым, то при отрыве райдер находится в задней стойке и в полете иногда не успевает вернуться в переднюю стойку. Вдобавок, иногда даже небольшая ошибка при отрыве приводит к неправильной стойке в полете и при приземлении. На кадре 2 фото 2 хорошо видно, что райдер опустил руки вниз, а на следующем кадре они уже ушли назад. В конечном итоге это привело к тому, что весь корпус сместился назад, и при приземлении райдера сильно бросило на спину (кадры 6, 7 фото 2).
Единственным способом для того, чтобы скорректировать стойку, является положение или движение рук. Так, на кадрах 2 и 3 фото 2 видно, как влияет смещение рук вниз и назад – такое движение поможет, если стойка передняя. А единственным способом «догнать» лыжами корпус, скорректировать заднюю стойку, является взмах руками вперед.
Приземление
Подготовка к приземлению начинается с выпрямления ног (кадр 5 на фото 2 и 3), для того, чтобы при приземлении иметь возможность согнуть их и тем самым амортизировать удар о склон.
Как только лыжи коснутся снега, сила инерции заставляет вас начинать сгибание (кадр 3 фото 1). Ноги должны быть «мягкими», в противном случае вы испытаете сильный удар и не сможете мягко обработать приземление. Чем больше амплитуда прыжка, тем сильнее распрямляйте ноги, чтобы иметь возможность при приземлении согнуть их (кадр 6 фото 3). Амортизацию можно усилить перераспределением части силы удара опорой на палки.
На кадрах 6 и 7 очень хорошо видно, как Антон Васильев приземляется на пятки, падая назад, касаясь снега руками и спиной, пытаясь скомпенсировать силу инерции. Только мастерство райдера позволило ему встать из задней стойки и продолжить спуск (кадр 8 фото 2). Немедленно после приземления начинайте поворот, чтобы прекратить набор скорости и стабилизировать ее. На кадре 4 фото 1 хорошо видно, как Николай Поляков начинает движение палкой вперед для инициации входа в поворот. Движение палкой вперед было подробно рассмотрено в материале «Катание по целине: два совета», опубликованном в нашем журнале в прошлом сезоне.
Три основных правила безопасности при прыжках
1. Перед прыжком всегда тщательно проверяйте место вылета и место приземления на наличие камней. Помните, что они могут быть припорошены тонким слоем снега и с первого взгляда не видны. То, что накануне вы прыгали в этом месте, совершенно не означает, что сегодня тоже можно быть уверенным в безопасности прыжка. За ночь снег в зоне приземления могло сдуть ветром и обнажить камни.
2. Когда вы прыгаете друг за другом, обязательно дождитесь того, чтобы предыдущий лыжник покинул зону приземления. Если отстегнулась лыжа, потеряна палка, продолжайте прыжки только после того, как освободите зону от посторонних предметов.
3. Не прыгайте в лавиноопасных местах, так как удар при приземлении является мощным провоцирующим действием для схода лавины.