Лыжи для бэккантри и скитура
Традиционно (начиная с 70-х годов и до последних 10-ти лет) лыжи для скитура использовались больше альпинистами, горными туристами и «классическими» скитуристами с целью максимального облегчения подъёма в стиле скитур и переноса лыж на рюкзаке, а уж как на таких лыжах спускаться — дело десятое. Соответственно, лыжи делались максимально лёгкими и узкими, в основном с пенным наполнителем, ростовками до 170-180 см. Полноценно кататься на таких лыжах было трудно, но свои функции они выполняли исправно. Сегодня, с появлением новых материалов и технологий, лыжи такого типа по-прежнему используются для спортивного скитура и высотных восхождений с лыжами, правда их прочность и функциональные качества значительно улучшились. Производят такие лыжи несколько специализирующихся на этом фирм, из самых известных — Hagan, Dynafit, Ski trab и др.
С увеличением популярности фрирайда и бэккантри появилась совершенно другая категория пользователей — те, кому важнее, в первую очередь, спуск, а подъём — неприятная необходимость. Конечно, в таких случаях проще всего использовать обычный свой набор для катания, что многие успешно и делают. Можно носить любые лыжи, для ходьбы в стиле скитур достаточно приобрести адаптеры фирмы BCA и камус. Если Ваши выходы в горы — это несколько раз в сезон прогулки до часу вверх от канатки, то и нет смысла покупать специальное снаряжение. Но если Вы собираетесь ходить часто и много, участвовать в бэккантри-лагерях, подниматься с лыжами на Эльбрус или, скажем, на пик Ленина, то имеет смысл подумать о чём-то более лёгком и удобном для скитура.
Сегодня многие фирмы производят вполне широкие и не уступающие по всем параметрам обычным фрирайдным лыжам модели, но, при этом, более лёгкие, со специальными выемками и дырками для крепления камуса, с более удобной для скитура геометрией, с талией от 90 до 125 мм.
Это и упоминавшиеся выше Hagan и Dynafit, и Black Diamond, K2, Volkl, Dynastar и многие другие.
В качестве универсального комплекта для бэккантри можно использовать и обычные фрирайдные лыжи со скитурными креплениями. О типах креплений поговорим чуть ниже.
Покупая лыжи для бэккантри, старайтесь избегать титаналового слоя, слишком жёстких и длинных лыж, очень большого рокера спереди и сзади, радиуса меньше 16 и больше 35 м.
Поскольку при бэккантри-походах можно встретить очень разный снег за один день, лыжи должны быть максимально универсальными и лёгкими, насколько это возможно.
Конечно, важно понимать, где в основном Вы собираетесь использовать свои лыжи.
Общий принцип такой: чем выше зона катания, твёрже снег и длиннее переходы, тем лыжи нужны короче и жёстче.
Если планируется ходить, например, в районе Красной Поляны зимой и весной, то можно использовать широкие мягкие лыжи длиной 180-190 см.
Для бэккантри в высокогорном Памире, на Эльбрусе летом, вполне подойдут лыжи средней жёсткости с талией 85-105 мм, с длиной 175-180 см.
Для бэккантри недалеко от подъёмников, с переходами от получаса до 2 часов берите лыжи, к которым Вы привыкли, в комплекте с адаптерами или креплениями типа marker duke.
2. Ботинки для фрирайда и бэккантри
Всё, что писалось выше про эволюцию лыж для бэккантри, вполне применимо к ботинкам и креплениям.
Ботинки для фрирайда до недавнего времени ничем не отличались от обычных горнолыжных ботинок, за исключением ударопоглощающих стелек и, в некоторых моделях, более тёплого внутреннего ботинка.
Для бэккантри такие ботинки неудобны негнущимся голенищем и жёсткой, скользкой подошвой.
Скитурные же ботинки отличаются более тонким и лёгким пластиком, уменьшенной высотой и жёсткостью, системой переключения ходьба/катание, выгнутой подошвой типа Vibram и встроенной системой для интеграции с креплениями Dynafit.
Соответственно, в таких ботинках очень удобно ходить, но для полноценного фрирайда они не очень подходят.
В последние годы возникали попытки создать некие гибриды из этих двух основных концепций, и в итоге сегодня мы имеем целый спектр моделей разных производителей, из которых можно выбрать под свои задачи именно то, что нужно.
Большинство фирм, производящих ботинки, в этом сезоне предлагают целые линейки ботинок для фрирайда/бэккантри, с жёсткостью от 130 до 90 ед., с системой переключения ходьба/катание, с подошвой либо сменной (одна Vibram со встроенной системой под крепления Dynafit и G3, другая — обычная, под стандарт горнолыжных креплений), либо с универсальной подошвой под все возможные варианты креплений. Первый вариант предпочтительнее, но при втором варианте Вам не придётся менять подошву при смене крепления. Из фирм можно отметить Salomon, Fischer, Black Diamond, Garmont, Scarpa, Dynafit, Atomic.
Основной принцип выбора ботинок — такой же, как и при выборе лыж: Если Вам принципиален вес и удобство для ходьбы — выбираем более лёгкие и мягкие модели. Если Вам прежде всего важны катальные свойства, тогда берём ботинки жёстче, выше и тяжелее.
Ну, и, конечно же, самое главное — ботинок должен хорошо сидеть на ноге, быть нужного размера и не натирать при ходьбе. К сожалению, в магазине невозможно проверить ботинок в условиях, приближенных к «боевым», но надо хотя бы надеть и полностью застегнуть оба ботинка и походить по магазину минут 10-15, если ноги начинают болеть, значит эта модель Вам скорее всего не подходит. Если по остальным параметрам этот ботинок хорош, можно попытаться обратиться отформовать внутренний ботинок (при наличии такой опции), либо обратиться к специалистам бутфиттинга.
3. Крепления для скитура
В сущности, любые крепления для скитура должны удовлетворять двум требованиям:
Работать как горнолыжные крепления, то есть жёстко удерживать ботинок, точно передавать движения лыжника и срабатывать на открытие при приложении определённой нагрузки.
Обеспечивать возможность ходьбы вверх, с помощью оси и отрывающейся пятки.
При этом, разумеется, иметь по возможности небольшой вес и достаточную надёжность.
И если со второй функцией всё понятно, правда реализуется она в разных моделях немного по-разному, то до недавнего времени производителям креплений — а это всего 3-4 фирмы (самые известные: Silvretta, Dynafit, Fritschi) — не удавалось добиться универсальности, то есть для полноценного фрирайда эти крепления не годились. Это и много люфтов, и плохо работал механизм срабатывания при падении, и усилия пружины не более 10 дин.
И вот лет 10-12 назад компания Fritschi выпустила крепления фрирайд, которые можно назвать первыми действительно универсальными креплениями. Теперь и усиленная платформа, и затяжка до 12 ед., и полноценный механизм открытия, при этом вес всего не намного больше аналогов.
Через какое-то время аналогичные крепления сделали фирма NAXO, и несколько лет большинство фрирайдеров использовали именно эти крепления.
Однако к 2008 году стало ясно, что есть потребность в универсальных креплениях для фрирайдеров, позволяющих иногда ходить, при этом кататься в любом стиле весь сезон. И первым эту потребность уловил один из старейших горнолыжных брендов — фирма Marker.
Их модель скитурных креплений DUKE имеет усиленную платформу, пружины срабатывают до вполне солидных 16 дин, конструкция продумана таким образом, что практически исчезли боковые люфты. Правда, за это пришлось заплатить массивной высокой платформой — 3 см и приличным весом — 2,8 кг. Для переключения режима ходьба/катание необходимо расстегнуть крепления, что также является минусом. Зато эти крепления можно ставить на свою единственную пару фрирайдных лыж (ставить их на лёгкие скитурные лыжи нет никакого смысла) и кататься везде и всегда.
Успех этой модели был таков, что Marker выпустил ещё несколько похожих моделей, например Shizo — они немного легче и у них чуть слабее пружина.
В прошлом сезоне и два других лидера в горнолыжных креплениях — фирмы Salomon и Tyrolia также сделали модели, по параметрам аналогичные DUKE. Что из этого разнообразия удачнее — покажет время и практика.
Также хочу отметить, что все упомянутые выше крепления работают и со скитуровскими, и с обычными горнолыжными ботинками, но не наоборот, далеко не все ботинки для скитура можно использовать с обычными креплениями! В каждом конкретном случае выбора ботинок или креплений консультируйтесь с продавцами.
Хочется сказать ещё об одном бренде, стоящем отдельно — это фирма Dynafit. Они сделали ставку на собственные разработки и давно производят систему ботинок-крепление, имеющую в основе немного другой принцип работы. Чтобы подходить к креплениям этой системы, ботинок должен иметь специфические выемки на носке и пятке. Но эта система настолько популярна среди профессионалов-скитуристов и лыжных гидов, что почти все ботинки, позиционирующиеся как скитур или скитур-фрирайд, имеют подошву с интегрированной системой Dynafit.
Плюсы этих креплений:
лёгкость;
низкая платформа;
хорошая передача усилия.
Минусы: иногда трудно встегнуть крепления если налип снег, например, после падения.
Подводя итог, можно сказать, что от выбора Вашего стиля катания зависит и выбор снаряжения для скитура, а выбор сегодня очень большой. Важно понять, что именно Вам надо — много ходить, много кататься или и то, и другое.