С точки зрения тех, кто катается на лыжах race stock (спортцех по-нашему), все остальное – не лыжи. Но если лыжи выпускают, значит они кому-нибудь нужны? Ведь доля «цеховых» лыж в общем объеме производства у ведущих брендов составляет доли процента. Другими словами, спортцех нужен в реальной жизни далеко не всем. «До швепс нужно дорасти?» А если серьезно, то в последние годы самую большую нишу в коллекциях всех производителей занимают универсальные или многоцелевые лыжи. И не потому, что стаи леммингов не могут ошибаться, а просто потому, что леммингам не нужен швепс. Совсем не нужен.
Многие считают, что универсальное хорошим быть не может по определению. И фотоаппарат, даже дешевый, позволит сделать более качественные снимки, чем продвинутый смартфон или планшет. Но положа руку на бумажник – а берем ли мы с собой постоянно и фотоаппарат, и видеокамеру, и ноутбук или в 99% случаев обходимся одним телефоном? И нужно ли среднестатистическому пользователю все это многообразие электроники, если фото в лучшем случае выкладывается в какой-нибудь facebook, и на этом его жизнь заканчивается?
Также и с лыжами: для подавляющего большинства катающегося народа такие слова, как торсионка, жесткость 38/28 и прочие, абсолютно понятные для спортсменов, слова и цифры, не скажут ничего. А вот возможность не заморачиваясь по поводу выбора оптимальной траектории, не говоря уже о нескольких парах специализированных лыж, кататься и по льду, и по буграм, и по неглубокому снегу, и по весенней каше – совсем другое дело, потому как это, в отличие от какого-то «карлинга», понятно. И полезно для кошелька.
Сразу договоримся о том, что GS модели недосягаемы по точности входа в поворот и чистоте дуги, SL - намного более живые в коротких дугах и обладают шикарной отдачей, а широкие целинные и мощные фрирайдовые модели будут, безусловно, лучше многоцелевых (универсальных) лыж в условиях внетрассовых просторов. Но опять: если речь идет об одной паре на все случаи жизни, то есть о лыжах для 99% любителей, катающихся то по подготовленным склонам, то по разбитым остаткам снегопада, то по свеженарытым буграм – имеет смысл выбирать именно из универсальных моделей.
Отметим еще один момент: в сезоне 2013-14 один из лидирующих производителей – Atomic, убрал из своей коллекции линию лыж Vario - «для подготовленных склонов». И на ее место пришли модели пусть и относительно узкие – всего около 73 мм, хотя и ориентированные на карвинг, но все же универсальные Nomad [S]. Очень, кстати, приятные лыжи, особенно самая старшая модель линейки. Да и универсальные линейки других брендов тоже уже не становятся. Так что за универсалами – будущее.
Современные универсалы очень разнообразны. Давайте разберемся, в чем различия, например, карвинговых универсальных или «просто универсальных», а также за счет чего одни лыжи всплывают в мягком снегу намного легче других, хотя носок, вроде, по ширине одинаковый…
Начнем с формы прогиба. Если еще лет пять-десять назад у всех моделей был исключительно классический камбер – выгиб вверх средней зоны лыжи, то сейчас все производители высоко подняли знамя с надписью «рокер». И даже в случае лыж SL и GS рокер, по меньшей мере, декларируют. Рокер – это обратный прогиб зоны носка (его ранний подъем вверх), а также, в зависимости от назначения лыжи, и ее пятки. Зачем? Такая конструкция упрощает управление лыжами, особенно в начале поворота. На рисунке ниже хорошо видно, насколько короче рабочая длина канта у закантованной универсальной лыжи с рокером, а ведь короткую лыжу легче попросить начать поворот, да и кант не «закусывает» у такой конструкции – хватка кантов мягче. Помимо этого, приподнятый (и, как правило, более мягкий) носок выполняет еще одну функцию: он намного лучше смягчает неровности склона, мягко обрабатывает комки снега и мягко работает на буграх.
А в целине приподнятый носок даже на невысокой скорости создает отличную подъемную силу – и лыжа всплывает намного охотнее. И не нужно «садиться назад», чтобы носки лыж показались из-под поверхности снега – лыжи с рокером в носке всплывают на гораздо меньшей скорости, чем лыжи с традиционным прогибом - камбером. Да и управлять такими лыжами в целине проще – достаточно закантовать лыжи, и набегающий поток снега сделает свое дело – носки лыж начнут поворот. Понятно, почему такая форма прогиба происходит от водных лыж.
Ну хорошо, это все в теории. А как же разобраться во всем ассортименте «универсалов» хорошего мультибрендового магазина?
Все многообразие можно с большей или меньшей точностью разделить на три группы. Первая группа – универсалы для подготовленных склонов, в эту же группу входят и карв-универсалы – то есть многоцелевые лыжи, которые лучше других идут в резаном ведении. Причиной тому – форма бокового выреза, которая оптимизирована именно для катания резаными дугами. Фактически, карв-универсалы по своей геометрии повторяют лыжи для карвинга (при ширине талии примерно 75 мм +/- 5 мм), отличаясь меньшей упругостью, отдачей и заметным рокером в носке. Некоторые модели этой группы имеют весьма короткий радиус (порядка 13 м), что позволяет с успехом использовать их и на коротких склонах. Но если говорить не только о резаном ведении, но и о катании с проскальзыванием, то узкие универсальные модели из этой же группы, но не имеющие приставку «карв» в названии, будут более «многоцелевыми». Благодаря тому, что форма их выреза изменена – например, в зонах носка и пятки канты могут быть практически прямыми или по крайней мере, в этих зонах радиус выреза намного больше, чем в зоне креплений – такие лыжи намного мягче уходят в проскальзывание, когда это необходимо.
Согласитесь: постоянно кататься с полной отдачей можно не слишком долго. Даже профессионалы не работают на склоне больше 3 – 4 часов, а ведь они круглый год только и делают, что тренируются… И естественно, «не-карвинговая» форма лыж – отличный вариант, если с утра и до обеда на них режешь по гладким склонам, а потом еще пару часиков расслабленно, с проскальзыванием, катаешься по тому, что нарыли орды коллег по увлечению. Да и ошибки усталого организма такие лыжи прощают с большей охотой, нежели цех.
Именно такая форма бокового выреза и такие характеристики (карвит средней зоной, проскальзывая носком и пяткой) в основном имеют и более широкие модели, условно – от 80 до 90 мм. Если талия у лыж 80 мм, то, казалось бы, это уже никак не для подготовленных трасс. На самом деле модели такой ширины с рокером отлично себя ведут и на подготовленных склонах, и на мягком снегу. И чем шире талия – тем легче лыжа всплывает, и тем легче на ней кататься вне трасс. И, соответственно, хуже (ширина уже ощущается) на подготовленных трассах.
Из собственного опыта тестов лыж: где-то в районе 86 – 87 мм лежит граница всплываемости лыж, у более широких даже на малой скорости после ошибки успеваешь вытащить начавшую тонуть лыжу, не упав. (Во мне около 90 кг, речь идет о лыжах длиннее 185 см). Наверное, можно с некоторой долей условности назвать лыжи с талией в 85 +/- 5 мм по-настоящему универсальными моделями. У лыж с такой шириной талии, как и еще более широких, в средней части камбер, а ближе к носку (и все чаще – еще и пятке) – рокер, помимо этого и форма бокового выреза сделана с учетом формы рокера. На жестком можно зацепиться средней частью - карв-зоной, и довольно успешно резать дуги или спускаться по леденистой корке с застругами. При выборе лыж из этой группы нужно принимать во внимание, что такой ширине талии соответствует относительно большой радиус выреза (порядка 17…19 м), так что дуги будут средними.
А если талия еще шире - 90-110 мм, то такие лыжи уже очень прилично идут по глубокой целине, и при этом еще относительно прилично ведут себя на подготовленном или жестком склоне. Хотя… Обладатели таких лыж предпочитают трассы использовать разве что для того, чтобы добраться до нераскатанных или неподготовленных склонов. И называется эта группа лыж соответственно - «фрирайд-универсалы». Правда, в последнее время те, кто реально много катается вне трасс, выбирают модели с талией 120 – 125 мм. Да и вряд ли они обратятся за советом к кому-то кроме своих друзей – таких же райдеров…