Тренировки
1 Вопрос: Есть ли смысл не эксперту менять тип лыж в процессе одной тренировки (например GS и SL)? Если да, то какие рекомендации?
Думаю, не стоит этого делать. Даже спортсмены достаточно высокого уровня сталкиваются с трудностями при переходе с одних лыж на другие, главным образом, при увеличении радиуса, например, со слаломных на гигантские. То есть в пределах одного дня это точно не надо делать, хотя спортсмены иногда, отстартовав в слаломе, в тот же день к вечеру несколько раз скатываются на гигантских, если завтра гигант. Но это вынужденная мера, надо прикататься, и такое действие лишь подтверждает то, что трудно переключаться и процесс надо растянуть во времени, чтобы быть готовым к старту в другом виде. Несмотря на то, что я - "чистый" слаломист, выезжая на длинный сбор, более недели, я беру с собой лыжи для гиганта и 2-3 дня катаюсь на них, при возможности по трассе, даже на местных стартах принимал участие, для повышения скоростного барьера. Но это отдельные дни подряд, без коротких лыж. Всегда проблема повернуть на них после слаломных и всегда слаломные кажутся невероятно вертлявыми после гигантских...
Лыжнику, не то что не спортсмену, а даже не эксперту, задача, что Вы предлагаете, абсолютно не по плечу. То есть, конечно, можно как-то съезжать, меняя в один день лыжи несколько раз туда-сюда, но качество будет страдать неимоверно. Может показаться, что в этой необходимости переключаться с лыж на лыжи кроется какое-то упражнение по развитию гибкости и универсальности техники, но это не так. Считаю, что для уровня, о котором Вы говорите, если нет двух в принципе разных пристрастий (слалом и фрирайд, например), лучше вообще целыми сезонами не менять лыжи, привыкать, вкатываться. Гораздо легче от одних лыж добиться "взаимопонимания". Обратите внимание при этом на чистоту резания поворота. Проще всего добиться ее на лыжах с относительно небольшим радиусом, 11-13 метров. При этом, сначала научитесь на пологом склоне резать длинные гигантские повороты, а затем, увеличивая динамику и вынос ног, постепенно укорачивайте поворот до размеров слаломного, сохраняя чистоту.

2 Вопрос: Имеет ли смысл тренировать спортивную технику в свободном катании? Можно ли на открытом склоне как-то совершенствовать технику специального слалома?
Замечательный вопрос!
Считаю, что для большинства читающих этот форум, для тех, с кем я тренировался в "Снежке", для участников любительских соревнований, - это плохая рекомендация. Как правило, у людей присутствует достаточно приличный уровень свободного катания, который куда-то пропадает в слаломной трассе. Исправить это можно только накатывая километры трасс и сотни ворот. Кто-то уже проводил параллель с теннисом об стенку в качестве упражнения для настоящего тенниса. Можно достичь невероятного совершенства в пристеночном теннисе и так и не выиграть ни одной партии. Потому что это - не одно и то же. Хотя на некотором уровне разовьет навык, но далее... Другое дело, если между произвольным катанием и техникой, которую спортсмен демонстрирует в трассе, разница минимальна, при этом в обоих случаях есть какая-то ошибка (например, внутренняя лыжа выдвигается сильно вперед). Тогда имеет смысл, сконцентрировавшись на исправлении этой ошибки, наездить километраж произвольно и убрать неверное движение, после чего привнести это исправление в трассу. Надо понимать, что, тренируясь по трассе, трудно исправить те ошибки, которые присутствуют и в произвольном катании. При этом даже в произвольном катании надо всегда иммитировать трассу, пытаться выйти из зоны комфортного расслабленного катания, заставлять себя в каждом повороте куда-нибудь попасть, поворачивать чаще и круче, чем хотелось бы. В горах произвольное катание с имитацией слалома с накатом большого километража может быть эффективным для улучшения техники, если, конечно, знать, что вы хотите улучшить и исправить. Но ограничиться этим нельзя. Как игрой об стенку. Итак, если разница между произвольным катанием и прохождением трассы поражает воображение - произвольно тренироваться бесполезно. Если удается в трассе исполнять примерно то же, что и без нее, но при этом есть ошибки именно в технике - их можно и нужно исправить в произвольных спусках.
3 Вопрос: Акклиматизация - Ваш опыт пребывания на высоте, работоспособность. На что обратить внимание? Примерный распорядок тренировочного дня на леднике.
Опять хочется наврать что-то типа: зарядка, пробежка, спец. упражнения...
Ни черта этого я не делаю. Что все-таки важно и не трудно исполнить - расскажу, конечно.
Во-первых, очень важно не надорваться в первый день. Надо обуздать восторг от встречи с горами и, несмотря на то, что можешь еще гонять и гонять - закончить существенно раньше, чем начнешь падать от усталости. Во-вторых, необходимо и в первый, и в последующие дни делать перерывы между спусками, особенно, если ходишь по трассе. Во время одного из перерывов надо выпить воды или сока и съесть кусок шоколада. Первые три дня будешь уставать очень сильно, дальше с каждым днем будет все легче и легче. Очень важно перед поездкой подготовить себя к леднику (да и вообще к катанию в горах). Идеально было бы походить в "трубу" пару недель раза по три в неделю. Если нет возможности подготовиться на снегу - хотя бы побегать, поприседать и подкачать спину. Не забывать пить все время. На высоте жидкость теряется из организма очень быстро, особенно при занятии спортом. Пить витамины, любые - лучше, чем никакие. Не проводить на снегу более 3-3.5 часов. В 8 часов вышел, в 8-30 поднялся, в 12 - закончил. Как правло, к этому времени раскисают не только спортсмены, но и снег. Обязательно горячий душ, не только для гигиены, но и для снятия усталости. Пообедал и лег спать. Проснулся - тихие подвижные игры. Съездил куда-нибудь, в местном спортмаге поковырялся, прикупил напильник какой-нибудь. Нормальный, не облегченный ужин и ранний отбой - завтра опять в 7 часов вставать. Общее очень важное правило: устал - отдыхай, не восстанавливаешься - заканчиваи тренировку. Большинство травм происходит на фоне усталости. На личном примере, опять же, знаю. Кстати, и ошибки на фоне усталости закатываются. Более 5-6 дней подряд тренироваться нельзя, надо делать перерывы, нарушение этого правила стоило мне осенью 2003 года тяжелой травмы спины.
4 Вопрос: В какой степени болевые ощущения (не связанные с травмой) могут сигнализировать об ошибках в технике?
Думаю, чаще болевые ощущения (если речь идет о мышцах, а не о суставах) говорят о попытке ехать правильно и активно. Об ошибках, скорее, сигнализирует отсутствие боли в мышцах после интенсивного катания в горах. У меня есть друзья, которые могут проехать больше, чем я, быстрее, чем я, устать меньше, чем я. Но брать с них пример, как с образцов техники, не стОит. Они, скорее, - путешественники на лыжах, и техника нацелена на минимум прилагаемых усилий на километр пробега. У них ничего не болит. Не думаю, что есть ошибки в технике, за которые сам организм накажет болью. При этом мы все-таки оговариваем, что речь идет о практически здоровом и сколько-нибудь физически подготовленном лыжнике.
5 Вопрос: Имеет ли человек, которому лыжные навыки поставили в детстве, непреодолимое примущество перед тем, кто встал на лыжи в зрелом возрасте?
Непреодолимое имеет, если он в детстве начал, в отрочестве совершенствовался, в юности гонял на высоком уровне, и к 30 годам стал зрелым мастером. Например, Костеличем. Или Хорошиловым. В остальных случаях преимущество однозначно преодолимое, а то и вовсе виртуальное. Ну представь себе паренька, который лет этак 12 назад закончил ходить в спортшколу, которую закончил с первым разрядом и умением как-то проворачивать эти тонкие длинные прямые лыжи, и с тех пор катается так для себя, даже на карвы перешел на пятом году их существования. А пару лет назад захотел снова начать гоняться. И гоняться с ним будет другой паренек, который только 10 лет назад встал на лыжи, сразу на карвы, и была у него возможность регулярно и настойчиво тренироваться, в том числе, иногда со спортсменами, и спросить у умных людей, что не так. Понятное дело, большая часть навыков первого утеряна, а еще некоторая часть - бесполезна. Остался, может, некоторый опыт прохождения трасс и соревнований, и некий арсенал приемов, помогающий в критических ситуациях. А у второго - новая техника, записанная на "чистом" месте, накат, практика и отсутствие груза ошибок, вызванных "рудиментами олдскула". Даже при прочих равных (теперь тренируются вместе, в одинаковых условиях), у начавшего позже вполне есть все шансы догнать вставшего на лыжи в 4 года, просто в силу большего трудолюбия, таланта или большей склонности к анализу и усвоению замечаний от знающих людей (тут бы еще не помешало отделить действительно знающих от тех, кто себя таковыми считают). Примеров - масса. И вокруг меня, и в истории большого спорта.
6 Вопрос: Нагрузка на спину и пресс в процессе поворота
Пресс нагружен минимально, а вот продольные мышцы спины нагружаются экстремально, максимум нагрузки - примерно у флага и сразу после него.
7 Вопрос: Упражнения для тренировки мышц спины
Рекомендаций много, я, ввиду невозможности делать становую тягу (межпозвоночные грыжи), занимаюсь на гиперэкстензии с блином от 10 до 15 кг. 3-4 серии каждый раз до отказа. Если вдруг не понятно, это сгибание-разгибание в пояснице с опорой на бедра в спец. станке, фиксирующем ноги под 45 град к полу.
8 Вопрос: Излишняя нагрузка на спину – ошибка в положении копуса?
При правильном положении корпуса нагрузка на спину очень высока, скорее, ее может снизить неправильное положение корпуса, слишком назад. Так что боль в спине после первых тренировок в слаломе - вещь вполне закономерная, даже после цикла правильных летних тренировок.
9 Вопрос: Сколько спусков в процессе слаломной тренироовки Вы рекомендуете? Сколько ворот за одну тренировку слалома?
Это зависит от того, начало сезона или конец, но так или иначе - 200-300 ворот за тренировку или 10-12 спусков по трассе в Москве или на другой 200-метровой горке, или 5-6 спусков в горах по 500-метровому слалому, с перерывами между спусками по 15-25 мин.
Тренируясь на соседнем с Костеличем полотне в Хинтертуксе, наблюдал за его ритмом работы - весной 3-4 спуска по слалому с перерывами по 30-40 мин (все эти 30-40 мин его папа Антей лопатой гладил трассу), осенью - на пару спусков больше.
Тренируясь на слаломных трассах, надо делать ставку не на количество, а на качество, в том смысле, что каждый спуск спортсмен должен знать, чего он хочет добиться конкретно в этом спуске, должен после спуска хотя бы по собственным ощущениям оценить, насколько удалось решить поставленную задачу. Один осмысленный спуск стОит 3-х бездумных, сделанных для километража, тем более на фоне усталости.
10
Вопрос: Может ли одежда дать существенное преимущество на московских слаломах и гигантах?
Ответ - безусловно ДА. На 200-метровом слаломе комбез относительно теплого костюма - минус 0,2-0,3 сек, в гиганте - 0,4-0,5.
11
Вопрос: Как запомнить трассу слалома на минуту с лишком?
Насчет запоминания трассы слалома. В детстве, в спортлагере от спортшколы, наш тренер Татьяна Семеновна, на второй тренировке устраивала нам занятия по развитию памяти. Ставила на песчаном склончике микро трассу из разных палочек, ворот эдак на 50, мы ее просматривали, запоминали, а потом должны были по памяти восстановить... Было очень интересно и весело, а память действительно развивалась и в нужном направлении. Помню еще, что все тетрадки у меня были изрисованы трассами с нарисованным следом, с братом еще играли в игру - провести магнитом стальной шарик по нарисованной на коробке из-под конфет слаломной трассе...
На сегодняшний день у меня от той памяти немного осталось. 30 ворот могу запомнить, а вот 60 - слабО. Да и 30 я все равно не запоминаю. Запоминаю только те участки, которые могут вызвать затруднения сходу - фигуры с нестандартным входом, все шпильки, смены ритма, бананы, закрытые рельефом повороты, а так же места, где надо придержать, например, перед закрытым поворотом на перегибе, и, наоборот, место, начиная с которого надо полностью отпуститься, перестать держать высоту и "вваливать".
Вообще опыт позволяет читать трассу с листа, просто смотреть надо вперед на двое-трое ворот. При просмотре я стараюсь не столько запомнить трассу, сколько оценить ее, насколько закрыто, широко - узко, быстро - медленно, жестко - мягко, степень допустимого риска... Даю себе общую установку на прохождение, запоминая лишь выбивающиеся из общей картины детали.
12
Вопрос: Что является основным критерием готовности лыжника к началу тренировок на слаломной трассе?
Считаю, что нет критерия. Человек, едва научившийся ездить из упора, получит колоссальную пользу от нескольких проездов по слаломной или игрушечно-гигантской трассе. Конечно, эти несколько раз должны быть каплей в море произвольного катания и упражнений. Но это надо для того, чтобы начинающий лыжник начинал приучаться к тому, что поворот в лыжах - это не просто разворот лыж поперек движения, но и средство объехать препятствия. Чтобы лыжник приучался поворачивать не там и настолько, насколько ему удобно, а там, где надо и насколько надо. Конечно, для этого существует обучение езде вокруг половинок мячиков или отобранных у обучаемых лыжных палок, но и трасса подойдет. Понятно, о каком уровне мы говорим здесь и о какой доле трассового катания. Мой племянник начал ездить по трассе в 4 года, едва начав поворачивать на полу-параллельных лыжах.Его сестра - с 3-х лет.
Если говорить о критерии готовности к постоянным тренировкам по слаломной трассе, о заметном их объеме, то им является наличие техники резаного поворота на коротких карвах. При этом имеется ввиду умение делать серии сопряженных поворотов разного радиуса, в том числе и достаточно короткие. Далее речь надо вести лишь о соотношении объемов произвольных спусков, упражнений и, собственно, спусков по трассе. Здесь я бы дал такой совет: если Ваш спуск по слаломной трассе стилистически разительно отличается от свободного (который, в свою очередь, выглядит неплохо), то это значит, что в трассе вы теряете то, что умеете в свободном катании, и Вам необходимо увеличить долю трассовых тренировок. При этом и вне трасс необходимо все время ставить цели на каждый поворот и стараться все время повернуть глубже и короче, чем хотелось бы для комфорта.
Если по трассе и вне Вы едете примерно одинаково, то для прогресса Вам необходимо сместить акценты в сторону произвольного катания и упражнений, понимая при этом, что Вы хотите исправить или улучшить.
Ну и понятное дело, если Вы едете боком, как по трассе, так и без нее, начните все-таки с постановки техники резаного поворота.