40. Вопрос: Касание склона рукой в слаломе – зачем?
По поводу касания рукой. Тут, конечно, речь не идет о специально создаваемой дополнительной третьей скользящей опоре - такая опора крайне вредна. Касание происходит непроизвольно и это, в общем-то, ошибка. Происходит это от того, что в экстремально глубоком седе в пике закантовки лыжник не контролирует положение внутренней, не работающей в данный момент руки. В бОльшей степени это свойственно молодежи, Бигмарк грешил, но вроде сейчас искореняют все, но на самых ответственных стартах все худшее вылезает даже у таких мастеров.
41. Вопрос: Использовать ли ангуляцию коленом в слаломе и даже гиганте?
Насчет ангуляции коленом я уже говорил, что использую ее активно сам и другим советую. Это очень точный и быстрый инструмент для закантовки лыж и в совокупности с бедренной ангуляцией позволяет существенно сократить радиус поворота в слаломе. Вообще же надо отдавать себе отчет в том, что на один поворот в слаломе нам отпущено в среднем чуть менее секунды, на исполнение заклона нужно около полусекунды, столько же для выхода из него, для создания закантовки бедром - всего 0,2-0,3 сек, для закантовки коленом - 0,1 сек. Я ни за что не агитирую. Как говорится, думайте сами, решайте сами...
42. Вопрос: Чувство «плюсны» или давление голенью? Надо ли бояться «передавливания» передней части лыж?
Правильно начинать поворот с давлением на плюсну и заканчивая на всю ступню (не на пятку!). Давить голенью на язык ботинка не надо. Это будет перебор с давлением на носки лыж. Хотя насчет передавливания носков, думаю, лучше передавить носки, чем проехать боком. Я вообще крайне редко видел хоть у кого-нибудь передавленные носки, разве что у достаточно сильных спортсменов, постоянно тренирующихся на крутом и отвыкших скользить на пологом именно из-за передавленных носков лыж. А вот недогруженных носков - сколько угодно, в том числе и мои собственные.
43. Вопрос: Вытягивание внешней ноги – правильно ли это?
Вытягивание внешней ноги и заклон - не одно и то же, но их роднит то, что и то, и другое- ошибки. Внешняя нога (и внутренняя частично тоже) по ходу поворота выпрямляется с усилием, но никогда до конца, тем более - в начале. То, что вы наклоняете корпус, неизбежно будет приводить к чрезмерному опиранию на внутреннюю - просто Вы смещаете центр тяжести внутрь больше, чем требует центробежная сила. Иногда даже опирания на внутреннюю может не хватить для компенсации этого и тогда вы будете просто падать на бок внутрь поворота.
Вопрос: Между поворотами - ноги согнуты, в повороте - вытягивание – это правильно? Почему «мастера» карвинга на youtube демонстрируют точно наоборот?
Между поворотами ноги согнуты, в середине активной части поворота- в наиболее выпрямленном состоянии (не до конца!!!) - так правильно. В фан-карвинге , возможно, все наоборот, но там и задачи, наверное, другие.
44. Вопрос: Большая ангуляция в коленях приводит к повышенным нагрузкам на связки, маленькая - к уменьшению скорости прохождения. Есть промежуточное решение?
Да, есть. Бедренную ангуляцию увеличить. По влиянию на радиус и скорость они равнозначны, бедренная просто медленнее. У всех абсолютно мастеров присутствуют обе, пропорции у всех разные. Мне всегда очень нравилось, как ездит мой брат Петр, у него 50 на 50 и силуэт из-за этого выглядит как дуга, равномерный прогиб в пояснице, бедре, колене... Наверное, это наиболее органично.
45. Вопрос: Применяется ли сегодня коньковый ход на трассе?
Насчет современного конька - безусловно, он применяется при разгоне со старта на пологом, когда скорости катастрофически не хватает. Прекрасно это демонстрирует Павел Шестаков на одном из скифестов.
Действительно, разгон коньковым шагом в повороте предусматривает постановку внутренней ноги на внешний (не относительно поворота, а относительно лыжника) кант с созданием ускоряющего усилия, наряду с очевидным ускорением от давления внешней ногой на внутренний кант.
46. Вопрос: Как мастера справляются с ледяным покрытием?
Начнем с лыж и кантов. Чтобы ехать по такому, надо, чтобы лыжи были правильные и очень хорошо заточены, остро, но без заусенцев, под 86 град. По всем правилам, с алмазной финишной обработкой. То, что произвольно, а не по трассе, в данном случае не имеет значения.
Далее очень важно правильно выбрать скорость при выезде на ледяной участок. При этом недостаточную скорость легко исправить, а вот перебор скорости на льду приведет к неуправляемой ситуации, придется ставить лыжи поперек, невозможно сохранить контроль за спуском... Короче, скорость должна быть адекватной. То, что легко исправить на снегу одним закрытым поворотом, на льду превращается в проблему.
Теперь касательно давления на носки и пятки. Не надо ни того, ни другого. В начале поворота слегка надавим на носок, но только в начале, задолго до линии падения и очень слегка (и не обязательно). Далее сохраняем равновесную стойку и кантуем лыжи всеми возможными способами, при этом 99 процентов давления направляем во внешнюю. Когда я говорю «всеми возможными способами», то подразумевается, что завал корпуса - невозможный способ. А все возможные - это коленная и бедренная ангуляция, с корпусом, не то что не заваленным внутрь, но и, возможно, для улучшения врезания, отклоненным наружу поворота. Для гарантированного ведения на внешней можно даже приподнять внутреннюю. Поворот должен быть по возможности коротким, особенно в части дуги, лежащей после линии падения склона. Коротким и злым. Главной мыслью должна быть: вгрызться в лед любой ценой.
Надо понимать, что если на снегу возможно частичное, небольшое проскальзывание, то на льду - частичное проскальзывание тут же перейдет в полное. Поэтому надо так класть ноги (по крайней мере, внешнюю) внутрь поворота, чтобы обеспечить закантовку и прогиб, достаточные для чистого исполнения поворота. Лыжи должны как бы нарезать резьбу во льду своими кантами. Кто нарезал резьбу своими руками (плашкой или метчиком) знают: в самом начале очень важно не передавить и не недодавить, иначе сорвешь первую нитку и все испортишь. Так же и здесь. Давление на лыжи должно соответствовать углу закантовки, что породит определенный радиус поворота. Пережал, недокантовал или, наоборот, неадекватно скорости переложил ноги - и либо сорвал дугу, либо залег на бок. Оперся на плоскую или просто недокантованную внутреннюю - поехал боком.... Да и вообще на внутреннюю, даже если нет «икса», все равно на голом льду лучше не опираться. Еще очень важно не делать никаких резких движений, прыжков. Все плавно и слитно.
47. Вопрос: Распределение давления между лыжами и вероятность срыва?
Когда «сорвет - не сорвет» — определяется прочностью покрытия, то есть на относительно мягком и непрочном снегу, очевидно надежнее и быстрее ехать в две лыжи, снизив удельную нагрузку на полотно вдвое.
На льду ситуация другая - прочности его с избытком хватит, а вот врезать в него поглубже кант для того, чтобы зацепиться, можно как раз наоборот, увеличив вдвое удельное давление на покрытие, работая в одну внешнюю. При этом срывающее усилие возрастет вдвое, а удерживающее - существенно более того, поскольку оно растет нелинейно, в том числе и за счет плавления льда под действием более высокого давления.
48. Вопрос: Если ехать прямее и «злее», означает ли, что мы больше «стоим» над лыжами?
Если отвлечься от какой-то конкретной трассы, а говорить просто о свободном катании, то рассуждение правильное и очевидное.
Действительно, если не поворачивать, то будешь стоять над лыжами, а если очень круто поворачивать, как в фанкарвинге, то будешь весь ложиться на склон и о стоянии над лыжами и речи нет.
Я же говорил не об этом. Речь шла о том, что выбирая между двумя разными траекториями в конкретной трассе слалома (одна из них - плавные относительно большого радиуса сопряженные повороты без прямых участков (1), другая - с короткими малого радиуса поворотами у флагов, соединяющимися почти прямыми отрезками (2)), мы тем более вынесем ноги, чем меньше будет радиус поворота. При примерно одинаковой скорости существенно меньший радиус поворота создаст бОльшую ЦБ силу, которую надо компенсировать бОльшим выносом ног. Другое дело, время, которое мы находимся в положении с вынесенными ногами, будет короче. Но для целей, ставящихся в слаломе, это и хорошо. Понятно, что и путь лыж в этом случае будет короче, и путь центра масс, поскольку он пройдет в больше степени внутри коридора трассы. Важно здесь не переборщить и не принести на алтарь краткости чистоту ведения лыж.
49. Вопрос: Как переучиться?
(Ситуация вот какая. Я учился горным лыжам в далекие 80-е в Москве, там где сейчас база ЦСКА, когда лыжи были деревянные и прямые, отдал этому занятию 18 лет. После бросил лет на 10 и в 2009 году впервые поехали с друзьями в горы и впервые встал на «новые» лыжи. Получилось, как с велосипедом, вспомнил сразу все, но с той лишь разницей, что когда пытаюсь проехать слалом, получается следующая картина: вхожу в поворот... меня подсаживает на пятки... упор на внешнюю и только на нее... при выходе из поворота лыжи, как бы, подбираю под себя и дальше выстреливаю ими в следующий поворот и, конечно, перед поворотом приподнимаю внутреннюю ногу. Получается, на мой взгляд, агрессивно и, как мне кажется, трачу много сил на это. И такое ощущение что я, как бы, начинаю кантоваться в воздухе. Вопрос, все ли я делаю правильно, не знаю, насколько будет корректен, скорее вопрос, как научится ездить «современно"?)
Я учился лыжам даже не в 80-е, а в 70-е...
Так что я вас отлично понимаю и, несмотря на некую сумбурность подачи информации в Вашем посте, попробую что-то посоветовать.
Прекрасно помню свои проблемы при первых пробах слаломных карвов, Саломон 176см. Казалось, что коньки мягкие на ногах, после 198см Россиков слаломных...
Но к делу. Подсаживает на пятки, потому что Вы на уровне мышечной памяти используете свои старые навыки. Но там пятки подлинней и пожестче были. Да и потом, современные лыжи не требуют таких титанических усилий для входа в поворот, как те. С другой стороны, благодаря глубокому вырезу, современные лыжи могут на приличной скорости повернуть так круто, как те не поворачивали, и тогда сочетание некоторого избыточного веса с недостаточной физ. подготовкой тоже может посадить на пятки.
Вообще из Вашего описания везде проглядывает избыточность прикладываемых Вами усилий. Не надо так над современными лыжами трудиться. Они сами почти все сделают за Вас. Только поставьте их на канты и дайте им волю уйти из-под корпуса, а потом плавно верните их обратно (точнее, они сами вернутся), пропустите, разгрузив под собой, и снова то же... Плавнее и мягче. Идеально они работают при безотрывном ведении, поэтому перекантовка в воздухе не приветствуется, тем более заметная закантовка вне контакта со снегом. Против езды во внешнюю ничего не имею, это эффективно, особенно на льду и на крутом. По началу так можно ездить везде, тем более я понимаю, что так Вам привычнее. ТО, что ездили гигант, поможет быстрее освоить карвы, там много из гиганта, чистое ведение и т.п.
Итак, вкратце, итоги: мягче, плавнее, без излишней вертикальной работы, если и давить, то точно не вниз, а в сторону, строго в равновесной нейтральной стойке, подтянуть ОФП.
50. Вопрос: Узкое ведение, колено под колено и разножка. Как исправлять?
Прежде чем давать рецепты, снова повторюсь: разножка и «ИКС» или арка, или домик - не самые тяжкие грехи . Но поскольку про остальные я не в курсе, расскажу, как я боролся с этим (а у меня был не просто икс - ИКСИЩЕ!!!). Недавно просматривали с братом выступления 10-летней давности, я без слез на себя смотреть не мог...
Итак, что делать? Да очень просто - кататься. Произвольно. Накатывать километры в горах, сконцентрировавшись на всего одной, поверьте, довольно плевой задаче - оттопырить слегка внутреннее колено и задвинуть назад внутренний ботинок. Любой мало-мальски координированный человек в состоянии в произвольном спуске как исполнить указанное выше, так и оценить, в какой степени это удается. Про увеличение расстояния между лыжами я даже не говорю - просто расставьте пошире, да и все. Потом почувствуете, насколько это удобнее.
Вначале Вы должны ездить с ощущением, что у Вас между колен пустое ведро, а внутреннюю лыжу Вы задвигаете назад как любители телемарка, будто у Вас пятка отрывается от лыжи. Потом ощущения станут спокойнее и привычнее. Должен сказать, что «ИКС» я поборол давно и деталей не помню, а вот с разножкой боролся недавно, ушла неделя ежедневных тренировок в горах, при этом параллельно я продолжал тренироваться и на слаломной трассе.
Должен сказать, что существуют и упражнения на все это, типа зажимания кулаков (мячика) между колен, с подниманием внутренней и т.д. - я не сторонник подобных вещей. Делая упражнение, Вы вроде не иксуете и колени расставлены и лыжи... А потом поехали по трассе и снова все вылезло... Но и надо понимать, что без наката в произвольных спусках, в трассе это не одолеть. В трассе Вы слишком заняты другим - ритм, высота, скорость - все навязано, выжить бы... А произвольно, в максимально удобном режиме, не думая ни о чем, кроме поставленной задачи по исправлению конкретных ошибок, это вполне по силам.
51. Вопрос: Какая часть лыжи может и должна работать?
(Разделите лыжи на две части, первая от носка до пятки ботинка и от пятки ботинка до пятки лыжи. В первой части лыжи работают, а во второй нет. Поэтому необходимо сосредоточить давление на лыжу в области носка крепления ботинка. Это так?)
Это не так. Работает, конечно, вся лыжа и иногда пятка работает больше, чем носок. Таких фотографий у Боде Миллера или Марио Матта - полно. Но дело даже не в этом. Эффективно начать поворот с носка, потому что именно носок «нарезает резьбу», по которой потом прокатывается вся лыжа. И пятка должна прокатить и в совокупности с носком и серединой - отстрелить. Если висеть все время на носках, то управляемость будет высокой, но скорости не будет вовсе.
52. Вопрос: Не является ли подбор и вынос ног из-под тела тем же самым, что вваливание и отталкивание?
Является, конечно. Есть, правда, нюансы в восприятии. Подбор и вынос ног можно воспринять, как просто бросание «невесомых « лыж в сторону и подбор без загрузки вообще. Такое катание возможно вне трассы или в простых трассах, на пологом. При таком катании центр масс движется почти по прямой (кстати, работает в змейках и пологих анфиладах). Если то же самое пытаться делать, акцентируя внимание на том, что лыжи должны быть загружены, что их надо не кинуть, а ВЫДАВИТЬ от себя, то получим то же вваливание и отталкивание. Спор о том, что же сначала - закантовка лыж и начало ведения дуги и потом, как следствие,- продвижение внутрь, или наоборот - спор о курице и яйце. Делается все одновременно. В противном случае, либо упадем внутрь, либо вынесет наружу поворота. Вообще я считаю, что тренер должен к каждому воспитаннику найти свой подход в этом вопросе. Если спортсмен едет слишком вместе с лыжами и над ними, то надо говорить с ним о выносе и подборе, если едет, легковесно швыряя лыжи, не загружая их и не прокатывая, то надо работать над вваливанием внутрь поворота и загрузкой носка.
53. Вопрос: В Вашей статье обсуждается основной вопрос в слаломе. А какой «основной» вопрос в гиганте?
Не рискнул сам отвечать на этот вопрос, поскольку не считаю себя достаточно сильным гигантистом, воспользовался правом на «звонок другу».
Так что это не совсем мой ответ, а еще и ответ тренера Сергея Немцова.
И вот что мы тебе вдвоем с Сергеем скажем: в гиганте этот же вопрос остается основным, возможно, он стоит в гиганте еще острее, чем в слаломе. Тут уже одними коленями ехать нельзя, в отличие от слалома, где колени дают быстроту взамен меньшего выноса, в гиганте это чистый проигрыш, потому что так быстро, как в слаломе, там не надо, а вынос ног решает почти все. Поэтому тут точно от бедра надо выносить и даже небольшой подвал корпуса при необходимости вполне допустим. При этом, конечно, нельзя забывать о необходимости абсолютно чистого ведения лыж, которое, впрочем, необходимо и в слаломе, но в слаломе потеря чистоты не так катастрофична как в гиганте.
Ну и о траектории нельзя забывать. Она должна быть высокой и не слишком круглой. Опять-таки как и в слаломе.
Всё вышесказанное относится к трассам средней сложности. Гигант на КМ - совсем другое дело. Туда мы не полезем, да и практического смысла в теоретизировании на эту тему нет.
Что касается «гиганта» на 7-м склоне в Шуколово и им подобных, то тут главными становятся совсем другие вопросы:
Наличие комбеза, ускорителей, правильных лыж, умение загнуться в правильную стойку и поворачивать в ней. Наличие хорошей массы тут не последняя вещь, так же как и умение растолкаться со старта. Хотя, при желании и умении постановщика, можно и там поставить трассу, на которой не только все вышеперечисленное и один поворот на крутяке будут решать исход гонки.
54. Вопрос: Какое преимущество даёт более высокая стойка (с распрямлёнными коленями), не увеличивается ли опрокидывающий момент?
Тут важен контекст. Я ведь не агитировал за высокую стойку ради самой высокой стойки. Речь шла о необходимости обеспечить начало поворота с носка и равновесную загрузку лыжи при ведении. Для этого стойка должна быть равновесной, а не задней, что встречается чаще всего. Причина задней стойки - в нашей анатомии. Мы не можем, как кузнечики, «коленками назад». У нас коленки вперед, а вот таз и весь корпус при этом - назад. Чем ниже стойка и острее угол в коленях, тем сильнее смещаем проекцию центра тяжести к пяткам лыж со всеми вытекающими. Марио Матт, единственный лыжник в КМ ездит в такой низкой задней стойке, но он компенсирует это экстремальным наклоном корпуса вперед. Не стоит брать с него пример, хотя прецеденты есть и успешные, но это, скорее, исключение из правила. А правило все-таки такое: хочешь ехать не на пятках , а на всей лыже, хочешь начинать поворот эффективно с носка - разогни колени и подними задницу. Эффект от такого простого действия превосходит все ожидания и для того, чтобы его почувствовать, даже не нужен хронометраж.
Еще пару пару слов про опрокидывающий момент. Да пусть он увеличится! Тогда ты сможешь для его преодоления сильнее вынести и положить ноги и пройти корпусом прямее, а лыжами - по дуге меньшего радиуса, а значит, выиграть и в скорости и в пути, что и есть конечная цель в слаломе.
И еще. На подраспрямленных (в разумной, достаточной степени) ногах можно противостоять бОльшей центробежной силе, а значит, еще уменьшить свой предельно допустимый радиус поворота в слаломе или повысить предельную скорость. Это достаточно очевидно. В самом деле, попробуй посадить приятеля к себе на плечи. Если ты стоишь на несильно согнутых ногах, проблем не возникнет. А теперь попробуй глубоко присесть....
55. Вопрос: Нет ли связи между малым выносом ног и узким ведением лыж?
Скорее всего, нет. Потому что я знаю массу лыжников самого разного уровня, которые выносят ноги несмотря на относительно узкое ведение. Знаю и тех, кто ездит над широко расставленными лыжами. Нет связи, на мой взгляд.
Вы можете разнести лыжи и формально вынести из-под себя внешнюю, увеличив опору на внутреннюю, ничего не изменив в радиусе и цб силе. Пользы от этого не будет, один вред.
Но все же резюме будет таким: для работы над выносом ног желательно иметь нормальную ширину ведения лыж, но одним только расширением ведения эту задачу не решить.
56. Вопрос: При увеличении закантовки - внешняя нога распрямленная, а внутреннея - согнута так, что колено почти касается груди. Верно ли это или означает, что она едет недостаточно далеко от тела?
Внутренняя нога должна быть тоже выпущена из-под корпуса, почти так же сильно, как и внешняя. Вы этого не делаете, потому что инстинктивно боитесь остаться без «страховки» в виде внутренней, на которую , если что, можно опереться. Доверьтесь лыжам и центростремительной силе, которая не даст Вам упасть внутрь. Откажитесь от «страховки».
57. Вопрос: Ускорение при увеличении угла закантовки – что значит?
Удалось врезать лыжу с носка в короткий резаный поворот и непривычные ощущения при этом как раз и являются нормальным состоянием хорошего лыжника в повороте. Ускорение, конечно, при этом присутствует и нагрузка приличная возникает на ноги и спину, но, повторюсь, это как раз и есть норма.
58. Вопрос: Во время ведения дуги поворота лыжи быстро «убегают вперед» и давление у внешней уходит к пятке. Надо ли вернуть завление на плюсну внешней ноги за счет увеличения разножки?
Нет, так не надо. Разножка - не самый тяжкий грех, но тем не менее вредна. Да и убеганию лыж вперед она никак не помешает. Надо просто не позволять лыжам убегать вперед, для этого нужно не садиться низко, не сгибать сильно ноги в коленях, тем более в активной части поворота, и наклонять корпус вперед, накрывая плечами переднюю часть креплений.
59. Вопрос: На мягком снегу повороты получаются как надо, а на жестком – нет. Какие могут быть причины?
Обратите для начала внимание на состояние Ваших кантов. Они должны быть острыми, без заусенцев. Для этого их надо регулярно точить. При очень чистом снеге - раз в три катания, при грязном - к каждому выходу на склон. Это не единственная причина, но если на более мягком все получается, а на жестком - нет, то весьма вероятно, что дело в этом.
И еще обратите внимание на один из предыдущих вопросов: если Вы опираетесь на «страховочную» плоскую внутреннюю, то разгружаете закантованную внешнюю и скользите вбок на обеих, на одной - потому что она незакантована, а на другой - потому что недогружена.