16. Вопрос: Как сделать так, чтобы не снесло лыжу в повороте?
(Если лыжа идёт плоско или под углом градусов 10, то её вряд ли снесёт на любом покрытии. При углах близких к критическим (судя по фото с КМ около 70 град.) лыжи тоже держат. А на трассе встречаются обледеневшие участки, где скорость и степень закрытости предполагают среднюю закантовку что приводит к проскальзыванию. Так вот прошу подсказать: надо ли каким-то образом увеличить давление на кант или, быть может, совершить более крутой поворот непосредственно у древка подъехав к нему без захода чтобы в новых условиях увеличилась закантовка и давление? И ещё: когда имеются мягкие брустверы и ледок в ложбинах, стоит цепляться за ледок или пройти как бобслеист?)
Я отвечу здесь достаточно коротко, поскольку многое перекликается с вопросом-ответом про то, как не ехать над лыжами. Предварительно лишь коснусь одного аспекта касательно « держит - не держит». Если есть врезающая сила - держит. Для возникновения врезающей силы нужна ангуляция - угол между ногами и корпусом. Тогда центр масс находится выше перпендикуляра к поверхности лыжи и врезающая сила «вгоняет» канты в лед (рис. 1).
Если валиться, как соляной столб, вопрос «держит-не держит» — дело случая, все-таки инстинктивно человек слегка все равно ангулирует. И вопрос, насколько слегка, а так - до первой неровности - и срыв кантов. Для иллюстрации картины в пределе - рис.3 показывает, что будет, если ангулировать наоборот, так, конечно, никто не делает, но просто для понимания неустойчивости врезания на рис.2 (врезающая сила отрицательна, она становится выталкивающей).
На картинках: R - приложенная к канту внешней лыжи и действующая из центра масс равнодействующая сил тяжести и инерции (центробежной силы), N - реакция покрытия (перпендикулярна к поверхности лыжи), W - врезающая сила.
Тем, кому физика давалась тяжело, можно пропустить скучищу и поверить на слово: важен не сам угол закантовки, а то, что он будет круче, чем минимально необходимый для противостояния ц.б. силе, ну как было бы на велосипеде,например. Если круче, тогда держат. Для этого и нужна ангуляция.
А дальше проще. Надо сокращать путь и искусственно сокращать радиус поворота в слаломе, если есть техническая возможность. Для тех трасс, что мы ходим, такая возможность есть у ВСЕХ. Для этого надо изо всех сил класть ноги, кантовать лыжи, оставляя корпус прямым во фронтальной плоскости. Причем это надо делать не от начала поворота и до конца, а постепенно наращивать угол закантовки до флага с максимумом чуть ДО и плавно уменьшать после, вплоть до перекантовки, и все снова. При таком алгоритме след будет не круглым, а спиральным, с минимальным радиусом у флага. Это не отменяет заход, просто его величина должна быть скорректирована с учетом уменьшения радиуса поворота.
Насчет бобслея. Тут все зависит от того, кто накатал канавы и как Ваш собственный уровень соотносится с уровнем накатавших. Если накатаны широкие поздние канавы людьми, чей уровень ниже Вашего, по ним ехать точно нельзя и надо цепляться за лед и даже на внутренний бруствер слегка лезть. Если канавы - узкие и ранние, и накатали их мастера, и Ваш уровень не выше,а скорее, ниже их, надо ехать по брустверу и это, кстати, будет непросто. Но выигрышно. В Снежке надо стараться ехать не по брустверу, после флага - точно. До флага можно заход с бруствера сделать, но после цепляться за лед и уходить пораньше и покороче. В наибольшей степени это становится возможным после перестановки трассы в сторону ее подзакрытия.
17. Вопрос: Коленная ангуляция – отучаться, избавляться, заменять?
Насчет коленной ангуляции- не надо ее вытравливать из себя по капле. Неплохое дополнение к бедренной, хорошо, если присутствуют обе, пропорции между ними - дело сугубо личное даже на КМ. У Гранжа, например, ее иногда даже больше, чем бедренной.
18. Вопрос: Распрямлять ли полностью внешнюю ногу на флаге?
Стремление максимально распрямить ногу у флага - ошибочно. Распрямлять надо, но точно не до конца. Если распрямить до конца - ехать проще физически, но это будет означать, что резерва у Вас нет совсем, и коленом Вы уже ничего не подправите, и дополнительное давление не создадите, не говоря уже о проблемах, которые может вызвать любая неровность при полностью выпрямленной внешней...
19. Вопрос: Надо ли сильно загружать мысок лыжи на льду?
Насчет сильного давления в носок на льду - не очень рекомендовал бы. Я уже говорил, что современная слаломная лыжа работает при относительно равновесной стойке, назад - совсем плохо, вперед - лучше, но не очертя голову. Бывает, перезагрузишь носки, и лыжи как бы «закусывает», и летишь через них.. В Зельдене с кем-то из мастеров такое случилось... Думаю, все-же, когда ну очень скользко, надо не столько вперед,сколько внутрь и бедром, и коленом задавить. И ни в коем случае корпусом внутрь не заваливаться - вот это точно путь в никуда. Моментально лыжи сорвутся, и заскользите вниз на боку.
20. Вопрос: Угловое положение в гиганте – только при завершении поворота?
В гиганте угловое положение (УП) присутствует никак не в завершении поворота, и тем более, не для перехода в новый поворот! Для перехода в новый поворот в гиганте - разгрузка и плоские лыжи (собственно, и в слаломе тоже). Угловое положение в гиганте должно появляться задолго да флага и заканчиваться только перед перекладкой в новый поворот. В гиганте просто больше времени и бОльшие скорости, что создает бОльшие Ц.Б. силы и дает возможность (или создает необходимость) наклонить и корпус внутрь поворота, но на мЕньший, чем ноги угол, чтобы сохранить УП - необходимое условие стабильного резаного поворота. Надо отделять угловое положение (угол между корпусом и ногами) и стабильное положение корпуса. Из первого не обязательно вытекает второе, но из второго - обязательно первое. Здесь и кроется разница между гигантом и слаломом. В слаломе корпус - железобетон, из-под него выезжают ноги, создавая очевидное угловое положение во всех фазах поворота, кроме перекантовки. В гиганте возможно отклонение корпуса внутрь поворота, на это есть время и в этом может возникать необходимость, но угловое положение при этом должно присутствовать, за счет того, что ноги наклоняются на существенно бОльший, чем корпус угол.
21. Вопрос: Может ли угол между ногами и корпусом стремиться к нулю?
Угол между корпусом и ногами все-таки не стремится к нулю и ни в коем случае его не достигает. Как только это произойдет - будет срыв лыж из-за пропадания врезающей силы. Очень сильно положенные ноги допускают заметный наклон корпуса, но УП остается.
22. Вопрос: Нужна ли разножка или это индивидуальные особенности техники?
Разножка - вещь ненужная, но иногда неизбежная, например, на крутом после линии падения. Она возникает из-за того, что внешняя (нижняя по склону ) нога сильно разогнута, а внутренняя (верхняя по склону) согнута в колене, из-за чего может выдвинуться вперед почти на длину бедра.
Разножка тем больше, чем шире ведение лыж.
Иногда разножка может сигнализировать о вращении таза в сторону, противоположную повороту. При этом, кстати, исправить эту ошибку проще всего, сконцентрировавшись на искоренении разножки путем задвигания внутренней ноги назад в свободном катании.
В общем, разножка - не худшее из зол, что подтверждает ее присутствие у некоторых топ лыжников.
23. Вопрос: Дает ли перенаправление лыж в воздухе выигрыш во времени?
Насчет перенаправления в воздухе - это, конечно, вынужденная необходимость, выигрышем здесь и не пахнет. Нет ничего выигрышней безотрывного ведения. Просто постановка трасс на КМ отличается от просто ФИСовских стартов, не говоря уже о соревнованиях более низкого ранга. Круто, закрыто, мега-жестко.
На тренировках в Куршавеле на слаломном стадионе, по льду мне приходилось делать то же самое, пока не выкатывался на более пологую часть, а там уже без отрыва. Но стремиться надо до последнего ехать, не отрывая лыж и не прибегая к перенаправлению в разгруженном состоянии. Критерием включения этого приема является невозможность сохранения высокой траектории, начало запаздывания по трассе.
24. Вопрос: Не дает ли низкое положение центра массы возможности максимально использовать мышечные усилия для получения ускорения при отработке «горизонтальной ямы"?
Насчет более низкой стойки в теории правы, более того, Матт и ранний Прангер на практике это использовали. НО низкая стойка имеет ряд недостатков, мы говорили о них раньше, и они с какого то уровня высоты стойки начинают перевешивать выигрыш, полученный при ускорении. Ведь ускоряться можно и из средней стойки, чуть менее эффективно, но зато не сидя на пятках лыж, а равномерно загружая лыжи для чистого ведения. А потом, снижение стойки увеличивает возможности ускорения лишь до определенного предела. Можно просто не успеть выработать «запасенный» резерв для разгибания, тем более, если учесть, что резко выпрямить ноги тем сложнее, чем сильнее они перед этим были согнуты. Не забываем при этом, что все это происходит при перегрузке примерно 2,5 g (я не поленился и реально считал).
25. Вопрос: Резкие разгибательные движения (толчок, прыжок) при ведении дуги могут привести к сносу-торможению? В дуге надо работать плавно-быстро или коротко-резко?
Насчет резкости и плавности - все относительно, но, скорее, плавно-очень быстро. Критерием является несрывание дуги, определяется эмпирически и закатывается тысячами пройденных ворот. Ничто не чувствуется так легко, как потеря качества скольжения, тут и тренер не нужен - всегда сам знаешь, где сорвал и «бокаря» дал.
26. Вопрос: Суперкороткая дуга в слаломе - всегда ли «скребок» пятками? Активная работа в стойке - «передняя-задняя» исключит снос?
Супер короткая дуга укорачивается ровно до того предела, пока не начнется «скребок пятками». «Передняя-задняя» на коротких лыжах более не катит, все в равновесной стойке, акценты минимальные, сначала - чуть вперед, потом - ровно посередине. Снос исключит только глубочайшая закантовка лыж (и острые канты). Ну за ангуляцию агитировать надоело, но другого способа закантовать лыжи, укоротить дугу, противостоять сносу никто пока не придумал.
27. Вопрос: Внутренняя рука в повороте - правильно ли касание гардой снега?
Положение внутренней руки в слаломе такое, как если бы ехал произвольно, - это одно из главных завоеваний перекрестной блокировки древок. Надо сказать, что в некоторых случаях внутреннюю руку невредно подать вперед параллельно внешней. Это полезно, если сидишь на задниках, такое движение параллельно двумя руками вперед как бы «вытягивает» лыжника вперед. Как Мюнхаузен, сам себя за волосы.
28. Вопрос: Положение линии плеч - перпендикулярно средней линии трассы или перпендикулярно направлению движения лыж?
Про линию плеч. Надо стремиться сохранять плечи перпендикулярно линии падения. Слегка подворачивать они все равно будут, если чуть-чуть - то не страшно. Специально крутить их за лыжами точно не надо, это из серии - постараемся как сможем, а плохо само получится...
29. Вопрос: Как «привести в порядок» руки?
Надо расслабить и разогнуть руки в локте. Перестать бояться «уронить палки», сжимать кисть только в короткий момент укола палкой. Покататься произвольно с расслабленными максимально руками, пусть они лягут естественно, как именно ТЕБЕ удобно. Рецепт «внутренняя к склону внутрь-вниз, внешняя - вперед» — не самый худший, только следи за тем, чтобы руки не были как слишком прямыми, так и чересчур согнутыми.
30. Вопрос: «Завал внутрь» и «заклон» — одно и то же?
Для меня заклон и завал - одно и то же, хотя присутствующие здесь теоретики, наверное, скажут, что завал - это не законченный вовремя заклон, заклон, исполненный не в той фазе и т.п. У меня вообще корректор подчеркивает слово заклон, как неправильное, несуществующее, и, наверное, так оно и есть, и не только с точки зрения языка, но и с точки зрения техники. Считаю, что в слаломе корпус во фронтальной проекции должен быть железобетонно вертикальным и абсолютно в покое. Плечи - параллельны плоскости склона.
31. Вопрос: «Выпуск ног» и «ангуляция» — одно и то же?
Выпуск ног и ангуляция - не совсем одно и то же, скорее, ангуляция - инструмент для выпуска ног, но то и другое - не самоцель, а средство для бОльшей закантовки лыж и, как следствие, - сокращения радиуса поворота и пути, пройденного в слаломе.
32. Вопрос: Делать ли упражнение - касание внешней рукой клипс внешнего ботинка в дуге?
Упражнение, про которое Вы спрашиваете, - хорошее. Проблема в перенесении положений корпуса и ног из упражнения сначала в свободное катание, а затем и в трассу, не говоря уже о сложности не потерять все это на соревнованиях, где от волнения все плохое всплывает откуда-то, а все хорошее и наработанное - тонет.
33. Вопрос: Влияние пропорций тела (длинные ноги) на стойку
Насчет стойки и пропорций тела - у меня те же проблемы, тоже ноги длинноваты. Выходов тут два: или как Матт, очень сильно наклонить корпус вперед для компенсации задней развесовки, или заметно разогнуть ноги в коленях. Я сейчас пытаюсь работать над вторым.
34. Вопрос: Соотношение активной и пассивной фаз в повороте по отношению к общей длине дуги?
Соотношение активной и пассивной фаз, если речь идет, скажем, о конкретной слаломной трассе со средними расстояниями между воротами и спортсменах разного уровня, будет меняться по мере роста мастерства в сторону укорочения активной фазы и удлинения пассивной. Мастера едут короче и прямее. Если рассматривать одного конкретного спортсмена, то это соотношение будет зависеть от расстояний между воротами и опять же будет меняться в сторону сокращения доли активной фазы относительно пассивной при увеличении дистанции между воротами. В среднем и очень примерно, я думаю, активная фаза составляет около одной третьей части всего поворота.
35. Вопрос: В какой фазе и как осуществляется основная работа по изменению направления?
В соотношении работы по изменению направления, я думаю, процентов 80 приходится на активную часть. Но и тут все зависит от уровня мастерства, чем больше этот процент, тем мастерство выше. Слабые слаломисты вообще едут равномерно по кругу и размазывают работу по всей дуге, не получая возможности вынести ноги и получить ускорение, а так же проезжая существенно более длинный путь.
36 Есть ли смысл привязываться к чему либо, вроде линии ската, как началу активной фазы?
Начало активной фазы нельзя привязать к линии ската, это уже очень поздно, хотя на крутом является, к сожалению, типичной ошибкой у многих. Активная фаза должна начинаться там, откуда ее может конкретный спортсмен на конкретной трассе провести с апексом чуть выше флага и окончанием вскоре после него. Грубо и на глаз, на трассе с расстоянием между флагами 12 метров, начинается за 2,5 м до флага и заканчивается через 1.5 после (в реале чаще получается 2м и 2м ), у более слабых будет длиннее и еще позднее.
37. Вопрос: Коньковый или параллельный жим (пампинг). Где и как его использовать?
Ускоряющим будет разгибание ног с усилием, как в пассивной, так и в активной частях поворота. Надо стараться ускориться и там, и там. При этом есть специфика, заключающаяся в том, что при разгибании в пассивной части усилия небольшие, амплитуда приличная (и в течении сравнительно продолжительного времени), а в активной части - амплитуда уже небольшая (как и время действия), поскольку ноги действительно уже достаточно сильно разогнуты, но усилия существенно бОльшие. Чем круче склон и более закрытая трасса, тем меньше доля от ускорения в пассивной фазе. В относительно пологих поворотах на некрутых участках два этих вида пампинга становятся равнозначными и их вообще невозможно отделить друг от друга, это единое движение выпуска из-под себя ног с усилием, начинающееся сразу после перекантовки и заканчивающееся почти у флага. Очень важно при этом понимать, что даже в конце второй части разгибания, у флага, ноги не должны быть переразогнуты, угол в колене должен быть обязательно, причем достаточный для возможности коленной ангуляции - тонкого и очень быстродействующего инструмента, призванного в последний момент что-либо подправить.
38. Вопрос: Наклон корпуса внутрь поворота - ошибка?
В слаломе, безусловно, наклон корпуса - ошибка. Иногда допустим в качестве крайней меры, последнего резерва для исправления опоздания, но может вместо исправления усугубить ситуацию. Это что-то вроде шестого полевого игрока вместо вратаря.
В свободном катании вполне допустимо, если наклон корпуса СУЩЕСТВЕННО меньше, чем наклон ног и значит, присутствует угловое положение.
39. Вопрос: Надо ли специально работать над прохождением разбитых крутяков?
На разбитых крутяках надо забыть про карвинг и стараться поворачивать почти прыжками, с бугра на бугор, как можно чаще, на абсолютно параллельных, как будто склеенных на небольшом расстоянии друг от друга лыжах, как в могуле делают.
Как правило, люди, не подготовленные к буграм на крутом, делают строго противоположное - долго едут, подпрыгивая на буграх, наискосок, выбирая место, где они, наконец, повернут и, повернув, опять наискосок через весь склон, выбирая место поудобнее... Попробуйте часто-часто, и будете поражены, насколько легче именно так по черным бугристым трассам. Устанете, правда, быстро, но это - уже другая проблема...
Учиться этому специально - сложно, но можно и нужно, в арсенале настоящего горнолыжника (а не книжного карвера) должно быть как можно больше приемов из классики, карвинга, фристайла, фрирайда...
Мне это иногда очень помогает в слаломе.