Блокировки
Как только вы поднимите ребенка наверх склона на котором вы будете с ним заниматься, вам сразу нужно будет его спускать вниз. Дело это не только хлопотное, но и требующее некоторых полезных навыков. Мы же не просто должны спустить ребенка вниз, а еще и научить его самого кататься. Есть несколько тонкостей. Давайте с ними разберемся.
Нам нужно с одной стороны дать ребенку свободу для того чтобы он смог научится кататься. А с другой стороны не дать ребенку рисковать собой в случае если что-то не получится и пойдет не так. Получается, что нам надо совместить несовместимое. И дать ребенку возможность ехать и не дать ему ехать... Проще говоря, нам надо дать ребенку двигаться по склону и контролировать его движение. И тут, как обычно, все просто, но есть одна сложность.
Помните, мы говорили о том, что ребенок существо ленивое до безумия. И вот именно сейчас мы должны это учитывать. Дело в том, что катание на лыжах, особенно на начальном этапе, занятие не простое с точки зрения физической нагрузки. Ребенку не очень просто будет контролировать скорость и делать повороты. Он постоянно будет стремится не напрягаться. И наша задача не дать ему ни малейшего шанса понять, что можно кататься не напрягаясь. Мы не можем сами не останавливать ребенка, ни помогать ему поворачивать. Он должен делать все сам, но мы должны его постоянно подстраховывать. И не более того. При правильном выборе места катания даже полный срыв ребенка в неуправляемое скольжение не принесет неожиданных результатов.
Очень важно не держать ребенка. Сегодня существует много средств контроля за движением ребенка. Особенно распространены так называемые вожжи, которые цепляются к ребенку и позволяют родителю ехать за ребенком держа его движение под контролем. Все вроде как симпатично и просто, но вот попробуйте после такого катания заставить ребенка напрягаться и тормозить самому. Есть риск, что вы будете таскать ребенка на этих вожжах полжизни. Потому мы вам рекомендуем не связываться с подобного рода контролем движения ребенка. Так же рекомендуем не применять всякого рода палочки и прочие средства которые позволяют контактировать с ребенком во время катания. Идеальный вариант когда при катании между вами и ребенком нет физического катания. Как же быть?
Есть четыре вида блокировки ребенка при обучении: задняя, передняя лицом к ребенку, передняя спиной к ребенку и боковая.
При задней блокировке мы встаем в плуг и ставим ребенка перед собой чтобы его лыжи оказались внутри ваших лыж. Этот способ больше всего подходит для обучения торможения плугом. Ребенок видит что вы делаете лыжами и может повторять движения. Из домика ваших лыж ему достаточно сложно выскочить и все катание происходит безопасно.
Передняя блокировка хороша для обучения поворотам. Ребенок может смотреть на вас и повторять движения. Вы едите перед ним или лицом к нему или спиной. При такой блокировке очень важно прогнозировать движение ребенка и действовать на опережение. Вы должны быть там куда может сорвать ребенка и чтобы он смог в вас уткнуться.
Боковая блокировка. Это почти так же как и передняя, но вы едите сбоку полностью предугадывая движения ребенка и готовы метнуться под него если его сорвет в неуправляемое движение.
"Контроль скорости"
Вот и пришло время начинать движение. И начинать надо с самого главного в катании. С того же самого с чего начинают учить кататься взрослых - с контроля скорости или торможения. Давайте разберемся как это делать и какие есть сложные моменты.
Все так же как и со взрослыми - плуг. Да, да. Именно он и никак иначе. Много споров есть относительно использования плуга в обучении детей. Кто-то считает что это хорошо, кто-то считает что плохо потому что трудно отучать. Чтобы понять почему хорошо и откуда споры достаточно для себя определить то, что мы в данном разделе говорим об обучении детей в возрасте от 4 до 8 лет и обучение проводим в горах. Дети в этом возрасте не очень сильно способны что-то понимать и действовать на основе понимания и размер гор такой, что мы не можем себе позволить роскошь отпустить ребенка вниз по склону без плуга с пониманием что на склоне длиной 500 метров его не разгонит. Хотя мы и говорим, что обучать детей надо на небольших горках на которых все безопасно, но мы должны понимать, что после обучения ребенок будет кататься на больших склонах и он должен уметь справляться с поставленными задачами. И если мы его научим просто разгонятся и тормозить в сетку или ограждение, то мы должны думать о том, что будет когда не будет ни сетки, ни ограждения. Отсюда очень простой вывод: против плуга выступают или те кто учит больших детей способных понимать что и как они делают, кто учит детей на нано-курортах со склонами длиной до 500 метров и те кто вовсе никакого отношения к практическому обучению детей не имеет. В любом случае если вы планируете кататься с детьми в больших горах, то ничего эффективнее плуга на данном этапе просто нет. Отучить от него ребенка в последствии будет так же просто как и отучить взрослого. Нет никаких проблем и боятся этого не стоит.
Итак начнем. Все очень просто. Ставим ребенка себе между ног, для начала и начинаем спускаться. Ребенку надо объяснить, что его лыжи должны быть в том же положении что и ваши. Лучше всего озадачить его этим моментом чтобы он следил только за положением лыж и ни в коем случае не обращал внимание на то что он едет вниз по горе. Постоянно фокусируйте его внимание именно на положении лыж.
Тут есть один важный момент: ни в коем случае нельзя держать ребенка и тормозить его хватая за одежду. Ни в коем случае не используйте веревки или вожжи которые продаются в магазинах. В таком в случае ребенок очень быстро понимает, что есть нечто, что его всегда остановит и все за него решит и совершенно перестает напрягаться. А, если вы вспомните свои первые шаги, то вы поймете, что торможение не всегда лояльно и просто. Надо напрягаться. Так вот ребенок, как мега-ленивое существо, напрягаться не планирует и не собирается и любой шанс избежать напряга будет им мастерски использован. И больше вы его не заставите делать что-то самостоятельно.
Далее надо давать ребенку свободу и выпускать его из "домика". Ставим ребенка выше себя по склону и едем лицом к нему. Старайтесь предвидеть движения ребенка и страхуйте его. Добивайтесь того, чтобы ребенок не просто ехал плугом, а тянулся к вам обеспечивая тем самым смещение вперед. Смещение вперед добавит эффективности его торможению. Дайте ребенку почувствовать этот момент. Но не объясняя ему теорию, а создавая условия при которых оно получится само.
Ваша задача добиться того, чтобы ребенок мог сам совершать спуск вниз по склону с полным контролем скорости. Для этого нужно добавить в спуск рваный ритм. Стоя лицом к ребенку двигайтесь с разной скоростью то ускоряясь, то притормаживая. Ребенок должен научится контролировать скорость, а не просто тормозить. То ускоряемся, то останавливаемся. И постоянно страхуем ребенка чтобы он был спокоен.
После того как ребенок научится ехать с разной скоростью, то можно вставать перед ребенком спиной к нему. Это даст ребенку ощущение самостоятельного спуска с горы. В таком случае он не считает что вы его страхуете, однако, вы можете его контролировать.
Когда ребенок научится контролировать скорость при простом спуске по-прямой, можно переходить к первым поворотам.
Первые повороты
После того как ребенок научился контролировать скорость можно переходить к освоению поворотов. Не надо торопится и спешить. Дайте ребенку освоить контроль скорости и переходите дальше. Если вы считает что ребенок готов то давайте переходить к поворотам.
На данном этапе очень важно понимать что именно мы хотим добиться от ребенка. Нельзя ни в коем случае циклиться на каких-либо упражнениях или действиях. Надо понять что мы должны добиться от ребенка смещения внутрь поворота и загрузки внешней лыжи в повороте. А вот дальше нам надо делать что-то чтобы он сам сделал эти движения и понял что они приводят к повороту. Как же это сделать?
Только игрой или занятиями которые будут ребенку интересны и будут его забавлять.
Для начала надо научить ребенка смещению внутрь. Для этого надо ребенка раскачивать из стороны в сторону и просить его тянуться внутрь поворота. Можно ехать перед ним отъезжая внутрь будущего поворота и просить ребенка тянуться к вам показывая ему своими действиями что именно надо делать. Можно просить его перекладывать снежок из руки в руку и при этом при перекладывании снежка тянуться вперед для смещения корпуса вперед в начале поворота.
Когда ребенок научился смещаться внутрь поворота можно перейти к более сложной задаче и научить его загружать лыжи. Тут достаточно научить ребенка тянуться к снегу. Это даст ему навык загрузки лыж. Попросите ребенка дотянуться до склона и достать снег. Детей очень забавляет лепить снежки на ходу доставая снег со склона.
Ну и дальше можно скомбинировать данные движения: достаем снег со склона и перекладываем его в другую руку и в результате получаем и загрузку лыжи и смещение внутрь поворота. И вот ребенок научился поворачивать.
По-прежнему, не надо торопится и надо давать ребенку свободу. Не держите его и не затаскивайте в поворот за одежду. Старайтесь делать так, чтобы все катание для ребенка и обучение было очень позитивным. Не ругайте ребенка. Если что-то не получается то ругайте себя. Это вы не можете получить от него то что вы хотите. Ребенок не должен ни уметь ни учится кататься.
Если упражнения не получаются, то можно применить внешние ограничения. Или в детской зоне найдите некоторые препятствия которые ребенку надо будет объезжать, что заставит его делать повороты. Либо на склоне найдите некоторые естественные препятствия и предложите ребенку объезжать их. Если идея ребенку понравится, то вы получите ожидаемый результат.
Если ребенок категорически отказывается делать то, что вы его просите, не стоит настаивать и заставлять его. Причин отказа может быть много. Это может быть и физическое состояние и дискомфорт от инвентаря. Попробуйте выяснить причину нежелания ребенка заниматься и решите их.