Фрирайд будет настоящим удовольствием только тогда, когда обмундирование самое лучшее, и можно полностью доверять своей экипировке. Брешь в материале или плохо установленное крепление могут привести к падению в самый неблагоприятный момент.
Все фирмы-производители лыж предлагают фрирайдовые лыжи, ширина которых больше, чем у обычных лыж для трассы. Они обладают меньшим изгибом талии (радиус 26-36 м) и подбираются в длину немного больше роста лыжника. Это дает им больший импульс в глубоком снегу, что позволяет легче управлять ими на снежном покрове плохого качества (на ломаном, свалявшемся снегу).
Лыжные ботинки не должны быть слишком жесткими (жесткость не более 120). На рынке доступны модели мягких ботинок, но они обладают рядом недостатков, прежде всего при езде по трассе, и поэтому не обладают популярностью.
Для езды в глубоком снегу больше подходят несколько более длинные лыжные палки, поскольку при применении палок в мягком снегу они проваливаются глубже. Поэтому рекомендуются модели с регулируемой длиной. Если установить диски большего диаметра, лыжи будут проваливаться меньше.
Одежда должна быть функциональной, изготовленной из высококачественных материалов. Функциональное белье обладает преимуществом перед хлопковым в том, что оно перенаправляет пот наружу. Это помогает быстро высохнуть после спуска, во время которого выработалось большое количество пота, повышает фактор самочувствия и снижает риск простуды.
На функциональное белье в зависимости от температуры надевается один или несколько слоев одежды для теплоизоляции. Верхним слоем являются непромокаемые и непродуваемые куртка и штаны.
Перчатки должны давать достаточно тепла и хорошее чувство хватки.
Шлемы для фрирайдеров со специальным дизайном не только выглядят круто, но и являются отличным средством защиты от телесных повреждений. Все больше любителей глубокого снега защищают свой "вычислительный центр" при помощи шлема.
Также рекомендуется использовать протекторы на спину, известные по лыжным соревнованиям и мотокроссу. При падении они смягчают удар и снижают вероятность повреждения позвоночника.
Стандартная экипировка
Стандартная экипировка любого фрирайдера состоит из:
- прибора для поиска попавших в лавину
- лопаты
- зонды
- противолавинные воздушные подушки АВS
Наилучшее оборудование – это прекрасно, но оно совершенно бесполезно, если не уметь с ним обращаться. Это обмундирование не предотвратит схода лавин, но может в значительной степени повлиять на вероятность выживания человека, попавшего в лавину.
Опубликованная Германом Бруггером «кривая выживаемости» выглядит следующим образом:
- через 15 мин. в живых остаются 90% пострадавших
- через 30 мин. в живых остаются только 50 % пострадавших
- через 45 мин. в живых остаются чуть более 25 % пострадавших
Прибор для поиска попавших в лавину (LVS-GERAT)
Этот прибор является обязательным для каждого фрирайдера. Когда прибор не включен, он издает не воспринимаемый человеческим ухом сигнал. Если лыжника засыпает лавиной, спасатели включают прибор на прием, чтобы как можно быстрее обнаружить и спасти его. Но для этого требуется много тренировок в обращении с этим прибором. Кто хорошо владеет прибором, может обнаружить пострадавшего за короткое время(максимум за 5 мин.). К сожалению исследования показывают, что очень немногие фрирайдеры действительно умеют обращаться с этим прибором.
На рынке можно найти цифровые и аналоговые приборы от разных производителей. Рекомендуется применять современные цифровые приборы, облегчающие поиск при помощи оптической и звуковой индикации. Они могут определять местоположение нескольких пострадавших одновременно. Уже существуют приборы, определяющие жизненные показатели пострадавших ( частоту сердцебиения, насыщенность кислородом, температуру тела и т.д.).
Проверка на наличие попавших в лавину производится в конце каждого дня и просле схода лавин.