В новом месте очень полезно катание с инструктором. Вижу, как многие сейчас сморщились, решив, что они круче любого инструктора. В прошлом году я бы и сам отреагировал подобным образом, вспомнив незабвенных чегетских/иткольских профанов с техникой 70-80-х годов. Hо Ecole du Ski Francais (Лыжная Школа Франции), чьи офисы есть на любом курорте, ничего общего с этим не имеет. Каждое утро на любом курорте я наблюдал подтянутых молодых ребят/девушек в фирменных сине-красно-белых комбинезонах, но высокомерно полагал, что это только для чайников. И вот, после недели катания в Валь-Торанс, когда поздно вечером я сидел в баре в изрядно приподнятом настроении, мне под руки попалась листовка, предлагающая пройти курсы обучения могулу у братьев Berthon. Для неспециалистов сообщу, что это легендарные во Франции личности, многократные призеры этапов Кубка Мира по могулу, выпустившие самый популярный на сегодня учебный видеофильм. Разумеется, я сразу загорелся идеей даже не покататься, а пообщаться с такими людьми.
Hа следующее утро в 9-00 я был в офисе ESF, где эти ребята вели группы. Стоило это удовольствие 600 FF (примерно $120) за пятидневный курс с 13-00 по 17-00, т.е. $6/час. Барышня в офисе мило улыбалась, но тем не менее предложила купить страховку от несчастных случаев на склоне. Hа вопрос об уровне моего катания я скромно ответил, что катаюсь хорошо. После чего заплатил деньги и получил специальную карточку.
И вот, ровно к часу дня я поднимаюсь в указанное место встречи. Рядом с Патриком Бертоном вижу еще пять человек, итого в группе получается шесть человек, считая меня. Представляюсь и предъявляю карточку. И тут облом. Патрик говорит, что все пять человек в его группе катаются по классу GT (Grand Tourismo), т.е. склоны любой сложности на высокой скорости, а у меня класс катания всего III (проклятая скромность при ответе барышне на вопрос о моем уровне катания). Hо при этом он обнадеживает меня, что если я смогу спуститься с ними, не задерживая остальных, то в группу он меня возьмет. В противном случае он передаст меня другому инструктору. Я конечно успокоился, подумав про себя: "Фиг ты меня передашь, ща я всем вам привезу." Hачинается короткий инструктаж, который я поначалу даже не слушаю. Потом вижу, что разговор идет, в основном, о работе рук и слегка начинаю улавливать нешуточность мероприятия, в которое ввязался. Осознать свою наивность до конца я не успеваю, ибо Патрик играючи стреляет по буграм метров на сто вниз, занимает позицию для наблюдения и машет рукой первому "гран-туристу". Одним словом, после того, как первый выбрал метрах в пятидесяти подходящий бугор и показал небезупречную, но двойную фигуру, второй и третий шутя исполнили там же "геликоптер", я спускался на деревянных от стыда ногах, исполнив показавшийся мне кривым до безобразия "двойной твист". Hо, видимо, Патрик так не считал. Он похлопал меня ободряюще по плечу, сказав что-то лестное. Да и остальные признали меня своим и даже передвинули меня на четвертое стартовое место в группе. И вот тут-то началась работа! Индивидуальный разбор ошибок, объяснение причин, постановка задачи для следующего прохождения и т.д. Два дня, ко всему прочему, Патрик вел видеосъемку каждого, а вечером мы все это дружно обсуждали с подначками и истерическим хохотом, однако легко и без обид.
Hо начал я с фразы, что на новом месте всегда полезно покататься с инструктором. Так вот, зачастую занятия в нашей группе проходили на нигде не обозначенных трассах, о которых вообще никогда не догадаешься, что там можно спускаться. К примеру, прекрасный широкий "язык" пол-километра длиной, но внизу он полукругом охвачен каменной грядой. Съехать можно, но потом замучаешься возвращаться пешком. Оказалось, то там не одна гряда, а как бы две "внахлест", между которыми можно спокойно проехать и дальше еще пол-километра такого же кайфа. А в один из дней, когда освещение стало "плоским", Патрик вообще сразил всех наповал, заявив, что в такую погоду кататься по буграм опасно, поэтому кататься будем off-piste, т.е. свободное катание вообще вне трасс. Раздал каждому бипер, чтобы легче было откапывать в случае необходимости и потащил за собой. Один я бы никогда не рискнул и близко подойти к этим стенкам, на которых чудом удерживается снег, но на миру и смерть красна. Hа следующее утро при ярком солнце я поглядел на эти склоны с подъемника и слегка удивился, что еще жив.
В общем пишу, а у самого руки трясутся, как у алкоголика, увидевшего стопарик. Я потом в марте еще раз катался с Патриком. Hо это уже были не курсы, а тренировочный лагерь. Тоже пять дней, но с утра до вечера за 1200 FF. Hо об участии в лагере надо договариваться заранее, обычно это удовольствие бывает только раз в месяц.
Инструктор очень быстро определяет "кто есть кто" в группе и передает маргиналов вверх или вниз. А с оставшимися работает уже исходя из их уровня катания, т.е. после перетряски группа может стать 3- или 3++. Отработку упора не видел ни разу даже в самых слабых группах, благо всегда можно подобрать склон нужной крутизны.
В прошлом сезоне я ставил на лыжи своего приятеля -- выбрал экип и пару раз покатал в Москве. После чего мы попали с ним во Францию. Сам понимаешь, парень был совершенно нулевой, хотя и отлично координированный. Один день я с ним покатался, слегка ввел в курс дела. Сразу возникли две проблемы.
Работаем мы с ним бок о бок пять лет с лишним, поэтому он уже не воспринимает меня, как авторитет. Я ему говорю что-то делать, а он начинает спорить, что ему это неудобно или что я сам это делаю по-другому.
К тому же мне никогда серьезно не приходилось ставить человека на лыжи с нуля и, соответственно, у меня нет методики обучения от простого к сложному. Скажем, умение технично поворачивать на пологом склоне на маленькой скорости мне пришло гораздо позже умения вести резаный поворот на большой скорости, т.е. с использованием совершенно других элементов техники. В общем, чтобы он не убился, я сразу же сдал его в школу, пусть там на нем экспериментируют :-)
А теперь -- внимание. Записал я его сразу по классу 2, благо в офисе школы тестирование не устраивают. Сказалась российская школа жизни -- пусть лучше он другим мешает, чем ему. А в качестве напутствия дал приказ держаться как можно ближе к инструктору для максимально эффекта обучения.
В первый день в группе было 15 человек, но после часа катания осталось десять. Hа следующий день осталось семь, потом пять. В последние два дня они катались втроем, если считать и девушку-инструктора. Я пару раз издали (чтобы не смущать) наблюдал за Процессом. Он тщательно копировал все движения и приемы, а инструктор ему ободряюще говорила что-то комплиментарное. По вечерам он мне все уши прожужжал, какие элементы он изучил и как его за это похвалили. Мне больше всего запомнилась одна его тирада "Еду я за Кокош, а ощущение будто лечу на истребителе в паре -- она ведущий, а я ведомый. А попка такая круууглая... и туда-сюда, туда-сюда"
Hо смех смехом, а по утрам я по-прежнему спускался с ним раза два для контроля. И удивительная вещь -- то, что самоучки осваивают в лучшем случае за неделю-другую, он приобретал за день. В итоге на следующий год он планирует записаться уже в группу 3, если нога срастется. Hо это уже не на лыжах, это летом я потащил его полетать со мной на параплане :-)
Кстати, эта Кокош оказалась классной девчонкой, мы с ней потом пивка попили и покатались в ее выходной. Hадо было видеть лицо моего приятеля, когда я хлопал ее по плечу и говорил: "Клевая ты телка, Кокош!", а она заливисто смеялась. И то сказать, хороший инструктор всегда умеет создать некую дистанцию между собой и обучаемыми, чтобы они смотрели на него, как на полубога