Как-то я случайно зашел в форум какого-то англоязычного лыжного сайта и увидел там забавный диалог - явно, двух представителей поколения пепси. Дословно не помню, но примерно так (с сохранением стиля):
- Эй, чуваки (guys)! Как там у вас в Европе, типа, на лыжах покатацца? У вас сложные трассы-то есть? У нас в Штатах есть двойные брильянтовые (double-diamond)!
- Ха, баклан (goosy)! У нас трассы - тройные супербрильянтовые (tripple-superdiamond)!
Вот, значит, как... Совсем отстал от лыжной жизни. Я-то все по-старинке: зеленые трассы - значит, для новичков, синие - посложнее, красные - сложные, ну, а черные - совсем сложные. Вроде, всегда так было, а тут брильянтовые какие-то... Надо бы разобраться.
Оказалось, я напрасно беспокоился. В Европе все по-прежнему, трассы маркируют цветными знаками, как делали в Баварии еще 40 лет назад. Совсем недавно, в 2000 году, представители альпийских стран окончательно договорились, что черными знаками будут обозначать самые сложные склоны, красными - просто сложные, а синими - простые и средние. С зеленым цветом сложнее: во Франции, Италии, Словении и примкнувшей к ним Болгарии зеленые трассы - самые простые, а в Германии, Австрии и Швейцарии в каждой деревне свои законы. В одном месте зеленым обозначены самые простые трассы, а в другом - дороги для катания на лошадях. Кое-где пошли еще дальше - зеленые знаки устанавливают при въезде на узкие лесные тропинки. Знают ребята толк в шутках: вот едет плугом иностранец-новичок, видит зеленый знак - и туда. А там...
Не забыли европейцы и про фрирайд: чтобы лыжники не совались, куда не надо, заботливые спасатели и жандармы маркируют зоны фрирайда желтыми знаками, обозначающими, что склон проверен на лавинную безопасность и отсутствие ледниковых трещин. Ну а дальше - это уже личное дело лыжника или бордера, лишь бы имел страховку и не выезжал за желтые знаки. Если вы в Италии, знайте: где-то рядом прячется лыжный ГАИшник, поймает в неположенном месте - сдерет штраф.
А что же с брильянтами? Да все просто: в великом и могучем английском языке слово "diamond" – это и "брильянт", и "ромб", и даже "бейсбольный стадион". В США и Канаде самые сложные трассы обозначают двумя черными ромбами (вот тебе и "двойные брильянтовые"), просто сложные - одним черным ромбом, средние - синим квадратом, а простые - зеленым кругом. Эти знаки ставят не только на трассах, но и у подъемников, а в некоторых штатах еще и дополняют надписями, например, на двойном черном ромбе должно быть ясно сказано: "Expert only".
Вообще-то, категории сложности трасс, обозначаемые хоть цветами, хоть геометрическими фигурами, очень расплывчаты. Полистав журналы и Internet, я собрал небольшую коллекцию характерных мнений:
зеленые трассы - "их любят новички", "здесь пасутся дети, пока родители катаются", "можно ехать задом или на одной ноге", "приходится толкаться палками" и даже "дороги для перемещения по курорту на лыжах"
синие трассы - "тщательно ухоженные", "самые комфортные", "для лыжников, освоивших поворот из упора", "где можно безопасно разогнаться", "установлены сетки, деревья обтянуты матами", там "спасатели, инструкторы, кафе с глинтвейном"... хотя вот, есть мнение, что это "трассы для быстрой езды"
красные трассы - "наиболее интересные", "для умеющих кататься", "по ним можно ехать, не торопясь", "бугристые и крутые", "переменный рельеф, жесткий склон", вплоть до "крутые трассы для крутых катальщиков"
черные трассы - "для экспертов", "с большими буграми", "очень круты и опасны", "для профессиональных спортсменов", "смертельные", их "не укатывают ратраками", там "можно проявить максимум мужества" и даже так: "выезд на них туристам запрещен".
А действительно, кто и как устанавливает уровень сложности трассы и присваивает условный цвет или какой-нибудь там ромб? Очень по-разному.
В Америке имеется закон, который гласит, что черным ромбом обозначают "самые сложные трассы и склоны в данной местности", зеленым кругом - самые простые, а синим квадратом - те, которые не попадают в две предыдущие категории. Если идти американским путем, то черную трассу можно обнаружить где угодно - и на Кавказе, и в Сорочанах, и в Крылатском, лишь бы в том месте она была самой сложной.
Есть другой подход. Например, горячие финские парни хладнокровно втыкают зеленые знаки на всех склонах крутизной до 8º, синие - 9-15º, красные - 16-25º, а черные - более 25º. Уклон меряют на отрезке в 50 м, а общая длина участков с таким уклоном должна составлять не менее 10% длины трассы. Это что же получается? Совершенно плоский километровый склон считается черным, если на нем найдется хотя бы один 100-метровый участок круче 25º.
В Альпах тоже меряют уклон, но не ограничиваются этим. В самом деле, какая трасса сложнее - крутая, но прямая и широкая или же более пологая, но узкая и извилистая? Вот поэтому-то в Европе маркировкой трасс занимаются группы экспертов, которые приезжают на курорт, меряют, смотрят, а если нужно, то изучают и местную статистику травматизма. Иногда получается, что широкий и ровный 30-градусный крутяк становится не черным, а красным - да он и в самом деле не опасен, только выглядит внушительно. У нас, похоже, больше уважают финский подход.
Каждый, кто бывал на Чегете, наверняка любовался большим щитом, стоящим у подъемников. На щите изображены чегетские трассы, причем разные их участки окрашены в соответствии с уклоном - черный, красный, опять черный, кусочек красного... А что - нарядно, хотя, конечно, и не соориентируешься потом, где там красное, а где черное.
Когда, собираясь в дорогу, вы будете рассматривать буклет с красочной схемой, вспомните мой рассказ. Вот эта зеленая линия - это что? Трасса для начинающих или дорога для лошадей? А вот эта черная трасса - она какая? Самая сложная в данной местности или, правда, смертельная? Поэтому оставьте в покое схему, не донимайте расспросами барышню из турфирмы - приедете, там и узнаете!