Виды рюкзаков:
Мягкие
Рюкзаки, в которых подвеска полностью пришита к мешку. К преимуществу таких рюкзаков можно отнести низкую цену, небольшой вес, удобство при транспортировке, так как он компактно складывается, однако к укладке вещей надо отнестись очень внимательно, так как в начале похода рюкзак сильно деформируется.
Полужесткие
Рюкзаки, имеющие в спинке элементы из листовой пены и реек из лёгких сплавов (лат) или пластика, обеспечивающие вертикальную и поперечную жёсткость всей конструкции. Утолщения на спинке рюкзака создают дополнительную вентиляцию спины. Благодаря плоской форме нести его удобнее, так как центр тяжести смещен ближе к спине, однако он дороже и тяжелее (на 300 гр.), а преимущества формы ведут к тому, что коврик сложить внутрь рюкзака проблематично.
Станковые
Рюкзаки, имеющие раму (каркас) из алюминия, тонкостенных труб из нержавеющей стали или композитных материалов, к которой крепится подвеска и мешок для груза.
Мешок обычно можно снять и закрепить на раме какой-либо другой груз. Во избежание соприкосновения рюкзака со спиной, на раму натягивается сетка.
Эти рюкзаки теряют свою популярность, так как в отечественном исполнении рамы отличаются крайне неудовлетворительным качеством, а цена иностранных аналогов очень высокая.
Объем рюкзака
Безусловно, существуют рюкзаки разных объемов. Предпочтение того или иного объема полностью зависит от цели его использования, можно сказать, что чем больше с собой надо носить снаряжения и продуктов, тем больше должен быть его объем.
18-25 л – для однодневных выездов на пикник.
30-55л – переноска грузов на небольшие расстояния, в походах на два-три дня.
60-90 л - походные рюкзаки, рассчитанные в зависимости от конструкции на походы разной длительности и сложности.
100-140 л экспедиционные рюкзаки для длительных зимних походов или же необходимые туристам-водникам для переноса байдарок.
Для уменьшения объёма рюкзака применяют стропы-стяжки, стяжку шнуровкой, молниями. Если учесть обозначившуюся тенденцию отказа от привычного пока для многих внутреннего размещения термоизолирующего ковра и становящегося более компактным современного снаряжения, то рюкзаки с большими объемами постепенно выходят из употребления.
Существуют рюкзаки конструктивно предназначенные для определенного вида использования. Например, рюкзаки-«штаны» для установки на багажнике велосипеда.
Подвеска
Очень большую роль играет система подвески рюкзака. Она состоит из лямок, грузового пояса, оттяжек и самой спинки.
Лямки
Лямки рюкзаков бывают прямыми, серповидными и S-образными. Наиболее удобными являются S-образные и серповидные. Они дают свободу движения рукам Лямки не должны быть ни узкими, ни чересчур широкими. Для среднего человека оптимальна ширина 6-7 см, выклинивающаяся книзу. Набивка их должна быть мягкой, приятной на ощупь. В то же время, лямки не должны сминаться ни в какой плоскости. Материал на их краях не должен ползти и разлохмачиваться. Для набивки обычно используются различные вспененные пластики. На лямочных стропах должны быть травмобезопасные пряжки и кольца. Плечевые полукольца удобны для переноски камеры или фотоаппарата, рации, лыж, отдыха рук, для чего иногда предусматривают специальные петли. На лямках иногда выполняют полукольца для подвешивания фото- и видеокамер или иных грузов. Полезный эффект подобного крепления заключается в том, что в результате центр масс переносимого груза смещается ближе к спине и облегчается его транспортировка.
Оттяжки
Для распределения нагрузки на плечевые лямки служат стропы-оттяжки. Они же не дают «гулять» верхней части мешка. Такие стропы одним концом крепятся к лямке, а другим — к верхней части спинки. Помимо этого, на некоторых рюкзаках встречается грудной ремень, помогающий зафиксировать рюкзак на спине и предотвратить съезжание лямок в стороны. Наиболее популярный, считающийся универсальным, способ крепления лямок – на стык спинки и боковин рюкзака. Но это место должно быть укреплено дополнительным слоем ткани.
Пояс
На область пояса должна приходиться приблизительно такая же нагрузка, как и на плечи. Для обеспечения этого в рюкзаках служит поясничная подкладка и поясной ремень. Вместе они должны представлять собой конус. Таким образом, пояс сам «встает» на кости таза. Крылья поясного ремня должны иметь мягкую набивку, быть шириной примерно в полторы ладони (но не слишком широкими, иначе они будут сковывать движения) и иметь толщину 8-12 мм. Над бедрами у пояса желательны специальные валики. Силовая стропа должна быть достаточно широкой (40--60 мм) для лучшего распределения нагрузки. Длина крыльев пояса должна быть такой, чтобы в рюкзаке, надетом на вас в футболке и шортах, концы крыльев не доставали друг до друга 8--20 см. Необходимо, чтобы неподвижная часть пряжки опиралась на крыло пояса, а не висела прямо на стропе, иначе она будет неприятно давить на живот. Пояс чётко фиксирует рюкзак на спине, не давая ему раскачиваться, что очень важно, особенно на сложном рельефе. При правильно работе пояса, лямки могут быть отрегулированы таким образом, чтобы точка их крепления к рюкзаку находилась на уровне середины лопатки, то есть самая широкая часть лямки ляжет на заднюю сторону плеча, более равномерно распределяя вес.
На коммерческих, рассчитанных на широкий круг пользователей, моделях используется так называемая плавающая система закрепления лямок к спинке. Это позволяет подогнать высоту лямок по конкретной фигуре. Однако такие рюкзаки сидят дальше от спины из-за достаточно объемных деталей подвески, рюкзак «болтается».
Карманы
Для сложных маршрутов следует отказаться от сильно выступающих за основной объём карманов. Кроме того, много карманов это не всегда оправданный дополнительный вес. Единственный обязательный, и желательно не маленький, карман на клапане.
Наружная подвеска
Большое значение имеют петли, стропы и накладки на наружной поверхности мешка. За них можно прикреплять к рюкзаку свернутые в цилиндры термоизолирующие коврики, тенты и палатки (особенно когда они мокрые), верёвки (в защищающем от ультрафиолета чехле). В горах к верху клапана крепят кошки, а за петельки у дна рюкзака ледорубы, ледовые инструменты и телескопические палки. При этом они легко доступны и не рвут мешка. У некоторых моделей есть крепления для каски. Чтобы продолговатые предметы, прикрепленные по бокам рюкзака, не выскакивали, снизу существуют поддерживающие кармашки.
Фурнитура
Фурнитура должна быть качественной. Еще недавно считалось, что самая прочная фурнитура - металлическая, но впоследствии оказалось, что хорошая пластиковая пряжка способна выдержать не меньшие нагрузки, а вес при этом заметно снижается. При очень сильных морозах пластиковые пряжки становятся хрупкими и требуют большой деликатности в обращении, без резких рывков и ударов. Пряжки должны давать возможность мгновенно ее расстегнуть. Наиболее распространенные виды: «самосбросы» и «фастоксы» (трезубцы). К сожалению, российские производители пока не научились делать качественную фурнитуру, поэтому предпочтение стоит отдавать импортным образцам, они слегка дороже, но дольше прослужат. Из производителей фурнитуры наиболее известны западные Nexus, National Molding и отечественные Снаряжение и Апри.
Материал
Практически все рюкзаки на данный момент шьются из синтетических тканей, изготовленных из волокон двух типов - капрон (он же нейлон) и лавсан (он же полиэстер). Самые распространенные – Nylon и Oxford. Последняя разработка компании Dupont - ткань Cordura с кевларовой нитью - применяется для изготовления спортивных рюкзаков во всем мире. Существует несколько разновидностей материала Cordura: Cordura 600, 700 и т.д. более легкие и мягкие и Cordura 1000 - более жесткая и износоустойчивая. Именно ее чаще всего ставят на дно рюкзака. Все виды Cordura имеют водозащитное покрытие, но не являются абсолютно непромокаемыми материалами. В принципе, это относится ко всем рюкзачным материалам. Однако Cordura является более водостойкой, хотя и более тяжелой. Существует и отечественная ткань «авизент», Авизент прочен, лёгок, мягок, не шуршит, с него не облезает со временем пленка, но он требует горячей кройки и быстрее промокает.