Активный отдых Сервер активного отдыха
Навигация
·Рейтинг сайтов

·Главная
·Форум
·Клуб
·Корпоративный отдых
·Активный отдых
·Детский туризм

горы
·походы Крым
·походы Украина
·альпинизм
·горные лыжи
·горные походы
·скалолазание
·сноуборд
·треккинг, походы

вода
·байдарки
·виндсерфинг
·дайвинг
·катамаранинг
·каякинг
·рафтинг
·яхтинг

земля
·велотуризм
·дальние страны
·геокэшинг
·диггерство
·конный туризм
·лыжный туризм
·пешие путешествия
·собачьи упряжки
·спелеология

город
·гимнастика
·ролики
·скейтбординг
·фитнес

научно-познавательный туризм
·археология
·зеленый туризм
·история
·эзотерика
·экологический туризм
·этнографический туризм

охота и рыбалка
·охота
·рыбалка

достопримечательности
·необычное
·Карпаты
·Крым

·Польша
·Украина
·Чехия

полезное
·снаряжение
·школа выживания
·дикорастущие растения
·кладовая природы
·советы туристу
·кухня, питание
·медицина
·библиотека туриста

фотогалерея
·фото природы
·фотообои зима
·фотографии гор
·фото цветов
·фото животных
·фото лошади
·фото дельфинов

страны мира
·погода в разных странах
·флаги стран мира
·валюты стран мира
·столицы стран мира
·языки разных стран
·климат стран мира

разное
·пассажирские перевозки
·байдарки Харьков
·прогноз погоды Украина
·каталог ссылок
·байдарки Украина
·архив новостей
·фотогалерея
·достопримечательности
·написать администратору
·опросы
·рекомендовать нас

·поиск по новостям
·карта сайта

Поход на Байкал
"Клуб Активного Отдыха" организует пеший поход
по Байкалу, хребет Хамар-Дабан

Сроки проведения
июль 2010

Программа похода
Обсуждение на форуме

Активный отдых, туризм, поход Крым, пассажирские перевозки

Увлекательные автопутешествия по Украине

Отчеты

Заполярье - 2001
Автор - Павел Диринг (Брянск)

Заполярье - 2001
Район: Россия. Мурманская область, республика Карелия.
Маршрут: г. Кандалакша - пос. Зареченск - пос. Кумапорог - пос. Зашеек - пос. Кестеньга - пос. Софпорог - пос. Тунгозеро - пос. Калевала - г. Кемь
Дата: 08.07.2001 - 18.07.2001
Участники похода:
Каваляускас Альгис, 1959 г/р (Литва, г. Вильнюс)
Турсков Евгений, 1961 г/р (Израиль, г. Кфар-Саба)
Диринг Павел, 1972 г/р (Россия, г. Брянск)

Использовалась топографическая карта "Республика Карелия м. 1:200000. Состояние местности на 1986-1996 гг.". Издана в 1997 г.
"Белое небо
крутится надо мною.
Земля серая
тарахтит у меня под ногами.
Слева деревья. Справа
озеро очередное
с каменными берегами,
с деревянными берегами."
И. Бродский



Возвращались мы в августе 1999 года из поездки по Карелии (проехали мы тогда из Медвежъегорска до Суккозеро). Сидели в поезде "Санкт-Петербург - Брянск", под стук колес вспоминая недавно увиденные красоты с хребтов и вершин моренных гряд, листали карту северной Карелии и думали: вот бы где покататься. Это, конечно, совсем не Алтай и не Урал с их шикарными горами. Да и далеко до них, а это совсем рядом.

В конце января 2001 года мы встретились на даче в Петяярви, чтобы покататься на лыжах по Карельскому Перешейку, и там решили, что необходимо летом все-таки осуществить желаемое. Приблизительно наметили маршрут. Начать путешествие мы задумали в поселке Зареченск, до которого можно было бы добраться по автомобильной дороге из Кандалакши или еще от какой-нибудь ж/д станции, близкой к Зареченску. Оттуда решено было двигаться на юг по направлению на деревню Кумапорог. Дальше было два предложения.

Первое, это свернуть на зимник, недоезжая деревни Кумапорог, возле озера Невгозеро и мимо горы Сурьяпия добраться до озера Кукас, а там, совершенно непонятным образом (на карте дороги нет, есть лишь одна просека), выйти на дорогу, которая внезапно начинается в шести километрах от горы Шуривара, и по ней доехать до ж/д станции "Полярный Круг". Но что там на самом деле - никому не известно.

Второе предложение было таким. Не сворачивая на зимник к Кукасу, поехать дальше через деревню Кумапорог и попытаться переправиться в деревню Зашеек. На карте в Кумапороге обозначена пристань Кумская, там, наверняка, найдется лодка, на которой нас смогут переправить. Ну а если и не получится переправиться, то дальше, рядом с урочище Нов. Зашеек, в самом узком месте слияния озер Пяозеро и Кундозеро мы надеялись, что будет то, с помощью чего мы попадем в Зашеек. Если удастся попасть в Зашеек, то дальше просто, доехать до Калевалы, а там или в Юшкозеро или в Кемь, где сесть на поезд. Но есть еще один момент: от деревни Зашеек на карте обозначен двенадцатикилометровый пунктир среди болот. Вобщем, одни неясности. Но именно эта неизвестность и красота тех мест все сильнее и сильнее тянула проехать там. Впоследствии второе предложение стало превуалировать, так как по мнению Альгиса в месте слияния озер должна была быть плотина ГЭС.

И вот, 7 июля 2001 года в 16:10 мы с Женей встретились с Альгисом на Московском вокзале в Питере. Надо сказать, что обратные билеты на этот момент у нас уже были. Очень не хотелось рисковать, поскольку было "пятое время года - время отпусков" и мы не надеялись купить билеты сразу перед отправлением поезда. Поэтому заранее купили на 18 июля из Кеми до Питера. Закупив продуктов на ужин, мы пошли на поезд №24 "Санкт-Петербург - Мурманск", который должен был отправиться в 17:50. Сели в него без проблем (на велосипеды проводник не обратил никакого внимания. Я даже его не разбирал, просто надел чехол и занес в вагон, расположив его на третьей полке). Вагон (он у нас был последним) был полным, и было очень душно, почти все третьи полки были заняты вещами. Казалось, что народ с рынка возвращается. Я был доволен, что наш вагон последний. Из дверного окна в тамбуре дорога смотрится очень красиво, не то что из боковых окон в вагоне. За 20 минут до отправления пришел Саша, который не смог с нами поехать из-за кучи дел в институте. Он сказал, что освободится через два дня и догонит нас, а мы должны для него на левой стороне дороги, прижав камнем, оставлять бумажные метки, на которых надо будет указывать день и время. На том и договорились. Поезд наш отправился вовремя.

…Медвежья Гора, Сегежа, Шуерецкая, Мягрека, Кемь, Поньгома, Кузема, Воньга, Сиг, Энгозеро, Кереть… Эти чудные Карельские названия. Их знает каждый, кто бывал в Карелии.

В Кандалакшу мы прибыли в 18:10, по расписанию. Шел мелкий дождь. Пока собирали и нагружали велосипеды, дождь закончился, выглянуло солнце. И мы покатили. А покатили мы в Зареченск, до которого от Мурманского шоссе, согласно указателю, оставалось 88 км. Кстати, до Алакуртти отсюда 95 км.

Дорога асфальтовая, хорошая. Только очень часто приходится подниматься на горки и спускаться (ну прямо синусоида - по вертикали). Первый затяжной, но пологий подъем (около 3 км) начинается почти сразу после поворота с Мурманской трассы на Зареченск. Но когда поднимешься на горку, то совсем не хочется спускаться из-за открывшейся вокруг красоты. Так мы и доехали с открытым от удивления ртом до небольшой горной речки Кунжа, протекающей около большой и красивой горы, возле которой мы и остановились на ночь. Это было в 20:10 на 8-ом километре от поворота с Мурманской трассы на Зареченск.

Ужин приготовили на газовой горелке CampingGas Twister 270 с баллоном CV470. Я ее купил в Питере в день отъезда в магазине "Планета Спорт", что около метро "Выборгская". Хорошая и удобная вещь. Пока ели, ставили палатки, то да се, глянули на часы, а время уже 23 с небольшим часа. Вроде надо спать ложиться, а солнце все продолжает и продолжает светить. Так ведь мы ж за полярным кругом! Полярный день никак! Да, здорово! К полуночи улеглись спать. Ночью (если это можно назвать ночью: солнце так и не зашло, лишь скрылось за вершинами деревьев) прошел небольшой дождь, но к семи утра тучки разбежались, и стало светить радостное летнее полярное солнце.

Пока позавтракали (еду готовили снова на горелке), пока собрались, в 10:15 продолжили путь. Горы, сопки, озера, реки, лес, прекрасный асфальт… Красота, да и только! Кати себе и кати, только успевай глядеть по сторонам и наслаждаться открывающимися видами. Так мы к 11:45 докатили до моста через реку Канда. Не поленились, спустились к воде и искупались в прохладной, чистой, шумящей, убегающей куда-то вправо к подножию холма реке.

На 33-м километре (по километровому столбу) в 13:30 мы остановились пообедать около памятника павшим в годы войны. Приготовили мы себе классное питие: налили в котелок воды из рядом протекавшей горной реки, бросили в него курагу, добавили сахар (немного, по вкусу), закипятили (опять же на горелке) и на медленном огне немного поварили. Получилось что надо! (для тех, кто захочет приготовить: воду нужно брать только из горной реки. В противном случае такого вкуса не получите). Ели, пили до 14:35. За все это время нам очень хотелось залезть на какую-нибудь высокую сопку, но надо было тогда останавливаться на несколько часов, что мы в начале пути не могли себе позволить. Альгис обнадеживал, что мы обязательно на какую-нибудь вершину залезем. На 40-м километре (по километровому столбу) асфальт закончился и началась грунтовка (среднего качества финская грунтовка, с маленькими и не очень камнями, ее еще называют грейдером).

В 17:10 подъехали к водохранилищу (справа по направлению движения), возле которого и остановились на ночь. Очень понравился берег с разбросанными по нему огромными валунами, молодыми березами и елями. Только вот торчащие из воды остатки деревьев портили всю красоту, да очень много мелкого разбитого стекла (и от бутылок в том числе) на берегу. В тот момент мы только могли догадываться, что означают торчащие из воды деревья. Перед ужином мы с Альгисом обнаружили отсутствие нескольких спиц на заднем колесе (у Альгиса штук семь, у меня одна с противоположной стороны пятерика), которые без труда заменили. Часов в 11 вечера легли спать. За день проехали 35 километров.

Проснулся я рано, в 6:50. Вылез из палатки, глянул на озеро и ахнул. Вот это да! Туман! Да еще какой! Узкой, густой полосой стелется по озеру, закрывая противоположный берег. Не, такого тумана мне еще видеть не приходилось. Схватил фотоаппарат и побежал фотографировать. А потом был завтрак (на этот раз у костра), складывание палаток, укладывание велорюкзаков… и в 10:05 мы выехали. На небе были легкие облака, радостно светило полярное солнце; погода была отличной. Я ехал в одних шортах. В 10:15 проехали реку Кэтти, в 11:30 реку Толванд, в 12:40 поворот на Ковдозеро (до которого было 3 км). И вот в 14:00 мы приехали в Зареченск. Поселок расположен на склоне горы на берегу широкой реки Иова. Есть там два магазина, какой-то местный клуб и что-то еще, уже не помню. Сразу пошли в магазин. Купили молока, пряников, яблок и поехали искать место, чтобы все это употребить. Не проехали и километра, как встретился нам УАЗик. Вышли из него двое молодых пограничников и попросили предъявить документы. Дело в том, что недалеко находится ГЭС (на карте в этом месте ЛЭП пересекает реку). Вот они ее и охраняют. Показали им паспорта. Они удивлялись нашему маршруту, все не верили, как можно на велосипедах в такую даль, да еще с таким грузом. Сказали, что видели нас еще вчера, когда мы только от Кандалакши отъехали. Еще мы узнали, что в Кумапороге (через который нам предстоит ехать) тоже находится ГЭС и через нее нужно будет проходить. Но там не всех пускают. Расстались мы с ними и поехали дальше. Да, недалеко от плотины мы употребили все, купленное в магазине. Дальше дорога идет менее интересная, один лес, озер не видно.

В 18 часов начали искать место для ночевки. Ближайшим оказалась губа на озере Сушозеро Иовского водохранилища (если смотреть по карте, то эта губа прямо напротив первого моста от Зареченска через реку, впадающую в губу). Сразу после моста есть дорога направо (слева от этой дороги по карте обозначены развалины). Вот по ней мы и поехали. Проехав километра два, слышу, что-то сзади застучало. Остановился, глянул, о нет! Нижнее место крепления багажника к раме ("ухо") отломалось. Что же делать? Надо искать пластину и как-то связывать. Решили ремонтироваться после ужина, благо, солнце светит круглые сутки. Но вернемся к дороге. Эта дорога (километра через три) выходит к воде, к большой поляне (похожей на вырубку). На воде у берега лежат, связанные проволокой, бревна. Все дно вдоль поляны покрыто толстым слоем опилок (по щиколотку). Видно, лес рубили и сплавляли. Справа среди огромных каменных глыб и молодых деревьев мы нашли место для палатки. Если забыть про вырубленную поляну, то место красивое. Особенно красив противоположный берег: огромные камни и низкие молодые деревца вдоль всего берега. Погода замечательная. Чистое голубое небо, светит солнце, полное безветрие и тишина. А как здорово сидеть на маленькой скале на берегу озера в такую шикарную погоду и попивать горячий чай со сгущенкой!

После ужина я занялся ремонтом багажника. Нужна пластина, чтобы скрепить багажник с рамой (после поломки боковой прут багажника не доставал до рамы). Когда мы подъезжали к этому месту, то прямо перед поляной я увидел слева кучу металлолома (в этой искореженной груде металла просматривалась кабина какого-то автомобиля, явно не легкового). И я к ней пошел в надежде найти что-нибудь подходящее. И мне повезло! Я нашел полосу из алюминия (или алюминиевого сплава) длиной сантиметров 35, шириной 2.7 см. и толщиной 2.6 мм. Да еще около одного конца было просверлено отверстие. То что надо! Теперь осталось сделать два шага. Первый - каким-то способом надо отрезать нужную длину; второй - просверлить (еще более непонятным способом) второе отверстие. Поскольку полоса была сделана из алюминия, то первый шаг я преодолел на одном дыхании. Взял напильник треугольного сечения (я его всегда вожу с собой), отметил на пластине нужную длину и ребром начал пилить. Надпилив с обеих сторон, пошел искать трещину в какой-нибудь из рядом находящейся каменной глыбе (ну не взял я с собой тиски, тяжеловаты они). Нашел трещину, засунул в нее полосу и отломал по надпиленному нужную часть. Второй шаг оказался куда проще первого. У Альгиса была ручная миниатюрная дрель (коловорот) с набором маленьких сверл. Дальнейшие действия описывать, думаю, не стоит. Только скажу, что болтики, которые я вез с собой, оказались очень кстати. Все, багажник готов. Как новый. Можно вымыть руки и идти спать. Время было уже 22:40. За день проехали 49.5 км.

На следующее утро мы с Альгисом поднялись около 8 часов. На берегу к дереву была привязана деревянная лодка. Альгис разжег костер и предложил прокатиться на лодке к месту, где этот залив соединяется с водохранилищем. Весла мы нашли недалеко от лодки. Плыли минут 25 и высадились на каменистом мысу. Налюбовавшись окружающей природой, открытым пространством водохранилища, красивыми островами, вернулись назад. Небо стало медленно покрываться дымкой, предвещая к середине дня дождь.

Выехали мы в 11 часов. По нашему намеченному плану на сегодняшний день предполагалось найти дорогу на озеро Кукас и сделать полудневку, в течение которой разведать проход к озеру. Но было и предложение посмотреть обозначенные на карте скальные обрывы напротив озера Невгозеро. По карте от озера Невгозеро к озеру Кукас есть зимник. Что в действительности там - неизвестно. Пока ехали, на дорогу пару раз из кустов выбегал заяц, который тут же торопился скрыться от нас, да еще несколько куропаток вспархивало в кустах. Качество дороги от Зареченска до Невгозеро улучшилось, можно было смело скатываться с горок. Преодолевая подъемы, которыми в изобилии насыщена дорога, и весело с них съезжая, к 14:20 мы подкатили к озеру Невгозеро. Для ночевки есть хорошее место, с которого впервые видно озеро, но до воды идти далековато, да еще склон. Поехали дальше, одновременно выискивая ответвление налево. И вот, метров через 400 я увидел это ответвление. Да, это он, зимник на Кукас. А справа озеро, совсем рядом (от дороги метров 70). В этом месте есть поляна с кустарником, за которым мы и поставили палатку. С дороги ее не видно. Эта поляна оказалась очень "окультуренной". Много мусора, пустых бутылок и консервных банок. Есть даже натянутая, кажется между деревьями, проволока, наверное для сушки белья. Перед обедом я прошелся по зимнику посмотреть, можно ли ехать на велосипедах. Нет, ехать бесполезно. Да и идти тоже не совсем просто. Во многих местах в глубокой колее образовались болотца, которые надо обходить, продираясь через кусты.

После обеда мы с Альгисом пошли прогуляться по зимнику. Пройдя метров сто, свернули влево на совсем заросшую тропу. Эта тропа стала подниматься на возвышенность (на карте эта возвышенность обозначена между озером Невгозеро и горой Сурьяпия). По дороге в большом количестве встречались скальные выходы, поросшие толстым слоем лишайника. Станешь на такой "ковер" и нога скрывается по щиколотку. Так мы поднялись почти на самый верх. Наверху лес молодой. Неужели и здесь вырубали? И как же его отсюда забирали? Непонятно. Сверху озеро смотрится красиво. Потом мы обернулись назад и увидели… Это она, Сурьяпия! С каменистыми склонами, поросшая редким лесом гора. Я сразу решил: полезем наверх, на самый верх. Но для этого надо было спуститься с этого холма. Мы пошли напрямик. Немного пройдя вперед, увидели обрыв. Ну не совсем вертикальный, но очень крутой. Хорошо, что на нем растут деревья. Так, цепляясь за стволы и ветки деревьев, мы слезли. И оказались на заросшей дороге. Да, это опять тот самый зимник на Кукас. В этом месте он не так уж и плох, но на велосипеде и здесь не поедешь. Теперь оставалось подняться наверх. Пройдя немного по лесному склону, мы оказались у подножия горы. Вот это камни! Одни из них лежат на земле, другие готовы упасть на землю.

А что за странный темно-красный цвет у этой породы? Выбрали маршрут, по которому можно было бы вскарабкаться наверх. Вроде, все просто. Перепрыгивая с камня на камень, цепляясь за другие камни, мы начали подъем. Не скажу, что это было трудно. Примерно на полпути к вершине находится уступ (небольшая площадка). Если стоять лицом к подъему, то можно увидеть, что слева от скалы начал отделяться огромнейший камень, образуя щель, в которую виден Кукас. Продвигаясь выше, встретили неприятное место, где надо было стать на очень узкий карниз, подтянуться на руках вверх и затащить себя на следующий каменный приступ. Еще мы видели срубленное дерево. Спрашивается, зачем его срубили? Ради забавы? Или была необходимость? Но какая? И вот мы на вершине. Такой красоты я увидеть не ожидал. А ведь и правда, "внизу не встретишь, как ни тянись, за всю свою счастливую жизнь десятые доли таких красот и чудес". Обзор 360°. Вид Кукаса с горы прекрасен! На вершине установлена сделанная из деревянных столбиков пирамида, обозначающая вершину. Были мы на вершине полтора часа. Все фотографировали и фотографировали. Эх, жаль, нет с собой видеокамеры. Вот бы встретить здесь закат. Но его в это время можно и не дождаться. Уходить отсюда совсем не хотелось. На горизонте, с запада, показались темные тучи, предвещая совсем нежелательный дождь. Назад шли по пологому западному склону. Мы очень быстро спустились вниз. В 20:10 были уже "дома". Сварили поесть и начали рассказывать Жене наперебой друг с другом наше восхождение. Он сожалел, что не пошел с нами. Я готов был еще раз подняться вместе с ним (там так красиво!), но завтра нас ждали две переправы: одна сомнительная в Кумапороге, другая совсем неизвестная через озеро Пяозеро (Кумское водохранилище) в деревню Зашеек. Решили, что когда-нибудь, через несколько лет надо сюда еще раз приехать. И легли спать. Дождь, к нашей радости и удивлению, не пошел. Тучи удивительным способом обошли нас стороной. За день мы проехали 28 км.

Проснулись мы в начале девятого утра. Поели, собрались и в 10:20 выехали. В 11:30 по искусственной дамбе подъехали к плотине в Кумапороге. На ней мы увидели молодого человека в камуфляжной форме. Спросили у него, как бы нам пройти через плотину, вход на которую был отгорожен забором из металлической сетки с высокими (метра два) воротами. Он нам сказал, что разрешение нужно получить у местного начальника, который находится здесь. Альгис сразу направился к нему. Прошел час, прежде чем он вернулся. Причем вернулся с совсем нерадостной вестью. Чтобы перейти через плотину надо предъявить что-то вроде справки (письма), в которой должно говориться, что мы группа туристов, выполняющая переход из… в …. и так далее (или что-то в этом роде). Короче, нужна важная бумажка. Таковой у нас не было. Или договориться с более высоким начальником плотины, который в данное время находился в Зареченске. Надо было еще в Зареченске разыскать его (или его подобного) и договориться. Но откуда же мы знали?

Недалеко от плотины живет один пожилой человек с женой и сыном. Может, у него есть лодка, на которой можно было бы переправиться на другой берег? И мы к нему пришли. Сели на лавочку около дома и приятно поговорили. Он нам рассказал много интересного про эти края. Что эту плотину построили в конце 50-х годов (кажется, в 1956-м). Что в результате строительства затопило огромные территории с деревнями и кладбищами. Что раньше в этих краях было очень много зверей и рыбы, которых сейчас совсем не осталось (идя на Сурьяпию, мы думали, что встретим какого-нибудь лося или медведя, но видели только лосиные следы). Что комаров и мошек в этом году намного меньше, чем в прошлом. Что от Зашейка идет отличная широкая дорога (чему мы, естественно, обрадовались). Что совсем недавно (часа два назад) ушла моторка в Зашеек (чему мы, естественно, оказались очень недовольны) и чтобы попасть в Зашеек надо разжечь костер, большой костер где-нибудь напротив деревни Зашеек, и тогда рыбаки из деревни увидят его и переправят нас. И еще много чего интересного рассказал. Ну и лодка у него тоже была. На берегу лежала, вверх дном перевернутая, алюминиевая. Мы ее перевернули, погрузили все свои велосипеды и вещи и поплыли на противоположный берег, к плотине. Выгрузившись на противоположном берегу, мы с Альгисом вернули лодку хозяину. Нет, сами мы назад не поплыли, а перебежали по плотине (перелезли через забор).

В 15:30 нагрузив велосипеды, уехали. После плотины дорога намного лучше. Она по-прежнему грунтовая, но без камней и мелкой каменной крошки, обычная лесная грунтовка. Где-то на полпути к озеру справа вдалеке видна большая гора Луккулайсвара. Вот бы на нее залезть. Жаль, нет времени, да и далековата она - в сторону от маршрута. В конце пути от дороги отходят несколько ответвлений, причем по качеству покрытия ничуть не хуже, чем основная. Так вот, на ответвления справа сворачивать не нужно. Первое ответвление ведет в уручье Боровское, где, по рассказу местных жителей, финны построили турбазу (мы не проверяли). Остальные два ответвления ведут к развалинам деревни Новый Зашеек. Нужно ехать по дороге (поворачивает слегка влево) вдоль линии электропередач. Ближе к озеру дорога постепенно заростает. Но проехать еще можно. Выходит она к болоту, справа от которого есть проход к берегу.

В 20:15 мы оказались на берегу Кумского водохранилища (озеро Пяозеро) напротив острова Ниска. На противоположном берегу слева виден Зашеек. По всему берегу озера разбросаны высушенные остатки деревьев. Из них я запалил почти "пионерский" костер. Почему почти? Уж очень сильный ветер с озера дул и прижимал пламя к земле, поэтому костер не казался таким большим. Пока ставили палатки, вдали проплыли две моторки. Я пытался привлечь их внимание, крича и размахивая курткой, но они не захотели к нам подплыть (может, действительно не обратили на нас внимания?). Мы тут как Робинзон на необитаемом острове, только немного в лучшем, чем он, положении: мы можем назад уехать (только вот как через плотину переходить? Лодки на этот раз не будет), а ему, Робинзону, некуда было идти. Альгис высказывался, что вряд ли нас отсюда кто-нибудь заберет. Кому мы нужны, чтобы за нами специально плыли? Я отметал эти пессимистические мысли: мир не без добрых людей, нас, точно, не оставят. За ужином решили, что если завтра часов до 14 нас никто не переправит в Зашеек, то вернемся обратно.

Следующим утром я проснулся в начале девятого. Сразу запалил костер. Вдруг вижу, в стороне деревни какая-то точка. Стал, как и вчера, кричать и размахивать курткой. И так несколько раз, в перерывах подкладывая дрова в костер. И … О чудо! Эта точка стала приближаться! Подплыл мужик на такой же лодке, на какой мы переправлялись около плотины. Это было в 9:30. Поздоровались. Спросили, не переправит ли он нас в Зашеек. Он сказал, а почему бы и нет (Вот они, добрые люди!) Только надо сети проверить, где-то через полчаса давайте, говорит. Мы обрадовались. Еще и позавтракать успеем.

В 10:35 мы уже сидели в лодке и плыли в Зашеек. Сколько мы ни упрашивали мужика дать нам весла, он так и не послушался. В 12:05 мы стояли на песчаном берегу озера в деревне Зашеек. Ура! Большое Человеческое СПАСИБО этому человеку!

Зашеек - деревенька маленькая, но есть школа, пекарня, магазин, пункт связи (телефон). По карте от нее нет дороги, только пунктир среди болот вдоль линии связи. На самом деле от Зашейка уходит приличная финская грунтовка (про то, что дорога широкая, дяденька из Кумапорога не обманул, но вот что она отличного качества - это он слукавил. Может он думал, что для машин качество в самый раз, а про велосипеды он и не подумал?). Ее недавно насыпали и не совсем укатали. Первые четыре километра на велосипеде ехать практически нельзя: колеса вязнут. Мало того, что дорога постоянно выгибается то вверх, то вниз, так еще и на спусках нельзя ехать. Приходилось не съезжать, а сходить с горки из-за больших камней. И когда катишься, то постоянно трясет на неровностях. "Не езда, а ерзанье". На северо-востоке Кумского водохранилища (озеро Пяозеро) есть гора Такатундра (напротив острова Лупчинга). Если смотреть на карту, то около юго-западного склона горы мгновенно начинается хорошая дорога. Так вот в этом месте дорога, идущая от Зашейка, соединяется с мгновенно начинающейся дорогой. С этого места очень красиво смотрится губа Умбиканда.

После обеда, в шестом часу вечера, у нас произошла слегка неожиданная встреча. Спустившись с очередной горки и повернув налево, я вдали заметил человека. Одного. В какой-то защитного цвета форме. По мере приближения, я увидел на нем рюкзак. Это оказался автостопщик. Молодой человек, лет тридцати. Идет из Лоухи в Зареченск и куда-то дальше. Сказал, что там позади (для нас впереди) едут рыбаки на "Ниве" и должны его подкинуть до Зашейка. Вот так да! По таким местам автостопом! Хотя ничего удивительного. Ездили же автостопом люди из Москвы в Магадан через Якутск.

Проехав еще около часа, в 18:25 мы оказались на перекрестке четырех дорог (на юге озера Петроярви; мы приехали сюда по дороге, идущей с запада). Свернули на дорогу, идущую на юг. Около реки Мюгра хотели найти место для ночевки, но берега здесь очень сильно заболочены. Поехали дальше. Вскоре слева появилось небольшое заболоченное озеро. На нем тоже негде остановиться, берег топкий. Поехали дальше. Напротив озера Рого есть дорога, уходящая на восток. На карте она почему-то обозначена как дорога с покрытием. В 20:00 мы на нее свернули. Покрытия на ней никакого не оказалось. Она даже намного мягче, чем та, с которой мы свернули; обычная лесная грунтовка с попадающимися мелкими камнями. Слева увидели озеро. Посмотрели берег, вроде нормально. Решили проехать дальше, узнать, куда она ведет. Ехали мы по ней шесть километров. Очень часто дорогу пересекают ручейки, через каждый из которых положен бревенчатый мостик. Причем, чем дальше мы ехали, тем состояние этих мостиков ухудшалось. На очередном болоте слева Альгис увидел морошку, которую мы тут же собрали и съели. Она была еще недоспелая. Ничего особенного не увидев и не узнав, что же там дальше, вернулись назад, на то первое после поворота озеро. Подход к берегу затруднен из-за множества кустов, камней и деревьев. Кое-как протиснувшись через заросли, мы нашли место, где и поставили палатки. На часах было 23:10. Озеро слегка заболоченное. Вода была очень теплой, в сравнении с предыдущими озерами. Наша с Женей палатка оказалась не на ровном месте, и спали мы не совсем в горизонтальном положении. К сожалению, на всем протяжении от реки Мюгра до Кестеньги мест хороших для стоянок нет. За день проехали 54 км.

Утро я встретил в 8:40. В 11:10 мы были уже на дороге. За всю вчерашнюю вечернюю разведку Женя практически истратил все свои силы. И поэтому ему очень нелегко давались подъемы. Было решено застопить идущую в нашем направлении машину и отправить Женю на ней до Кестеньги, до которой оставалось около 35 км. В 12:20 я остановил ВАЗ-2105. За рулем сидел мужчина, на переднем сидении женщина. Я попросил добросить одного из нас до Кестеньги. Они согласились и через 15 минут Женя, разместившись со своим багажом и велосипедом (мы его разобрали) на заднем сидении, уехал. Мы с Альгисом продолжили путь вдвоем. На карте на этом участке дороги обозначено большое количество мостов. Я все думал, с чего бы это вдруг? Еще одна опечатка? В действительности же мостов еще больше. Дорогу пересекает очень много ручейков и через каждый из них сделан мостик.

Ну вот и Кестеньга. На часах 15:20. На въезде в поселок нас ждал, попивая сок, Женя. Я сразу спросил: "Сколько с Вас взяли?". И был очень удивлен ответом: "Нисколько". Вот это да! Я же говорил, мир не без добрых людей! По всему поселку проложена одна большая широкая асфальтированная дорога, сворачивающая в конце поселка вправо. От этой асфальтовой дороги перпендикулярно отходят много грунтовых дорог к домам-баракам. Зашли в магазин, купили поесть и тут же около магазина все и съели. Погода испортилась, немного похолодало. Подул сильный ветер, который принес большие тучи: того и гляди дождь пойдет. В 16:10 уехали из поселка.

Когда в 17:40 проезжали ж/д переезд около озера Талья, пошел моросящий дождь. Ближайшим озером, на котором можно было бы заночевать, было озеро Коккоярви. Но на берегу расположен поселок Коккосалма и ночевать вблизи него очень не хотелось. Да, вот еще что. Перед дорожным указателем деревни стоит столб с прикрепленным на нем железным ржавым щитом, на котором из-за ржавчины проступает надпись, говорящая о том, что здесь начинается приграничная зона, въезд в которую без документов запрещен. С советских времен остался. Свернули мы с дороги, чтобы найти подходящее место на берегу озера. Немного пройдя, оказались на небольшой полянке, по краям которой растет можжевельник. Я остался с велосипедами, а Женя с Альгисом пошли на разведку. Ходили они около часа. В это время я пошел посмотреть берег. До воды мне не дали дойти густо растущий кустарник и большая заболоченность. Дождь к этому времени уже прекратился, выглянуло солнце. Вскоре пришли Женя с Альгисом. Они были в самой деревне, разговаривали с пожилой местной жительницей, которая разрешила поставить палатки на ее участке, что мы и сделали около десяти часов вечера. Нам даже дали 40-литровый бидон с чистой водой.

В 10:15 следующего утра, тепло попрощавшись, покатили дальше. В 11:03 я въехал с Софпорог. Минут десять подождал пока подъедут Альгис с Женей. На улице из прохожих никого, только несколько легковых машин проехало. На въезде в поселок возле какого-то клуба стояла машина с финскими номерами (сказывается близость Финляндии). Вдруг увидели пожилого мужчину. Подошли, поздоровались. Спросили, где тут магазины находятся и есть ли где телефон. Он нам показал, только, говорит, света нет и они не работают. Потом спросил, мол, куда мы едем. Ну мы ему вкратце и рассказали. А он и говорит, что в конце деревни сразу после моста погранпост, через который нас без документов не пропустят. Нас это слегка забеспокоило. Неужели не пропустят? И ведь придется ж возвращаться. Попрощались с мужиком и поехали к погранпосту.

И правда, сразу после моста (с моста открывается шикарный вид на озеро Топозеро Кумского водохранилища) стоит пограничная будка и шлагбаум. Вышли трое молодых пограничников. Альгис им художественно расписал кто мы такие, откуда и куда путь держим. Показали свои паспорта, данные которых они записали в какой-то свой журнал. Поговорили. Оказывается, тут ни разу не проезжали велосипедисты. Значит мы первые! Они очень долго удивлялись нашему переходу. Вобщем, они нас пропустили и мы поехали дальше. От Софпорога до Тунгозеро (10 км) проложили через болота новую грунтовку (грейдер). В тот момент она была в плохом состоянии (для езды на велосипеде): колеса вязнут в крошке, неровная, едешь как по стиральной доске. Километров через пять вижу, едет навстречу Audi и около меня останавливается. Выходит невысокий мужик лет сорока в военной форме. Подходит ко мне и представляется начальником погранпоста. Начал расспрашивать, откуда и куда едем. Мы и ему рассказали. А он и говорит, мол, сюда нельзя. А на велосипеде тем более запрещено. Мы ему сказали, что на посту нас проверили и пропустили, а тут вот разворачивают назад. Нехорошо как-то. Убедившись, что мы не шпионы и не диверсанты, не стал нас задерживать. Даже подсказал, как ближе проехать в Тунгозеро (надо не проехать поворот налево). За что его мы поблагодарили и двинулись дальше. В Тунгозеро зашли в магазин (в котором тоже не было света, но он работал).

На ночь остановились на озере Регоярви. На берегу озера находится заброшенная деревня Регозеро, вернее, остатки деревни. С дороги есть съезд влево, довольно широкий, но заросший травой. Нужно внимательно ехать, иначе проедешь (слева через деревья просматривается озеро). Около кустов можжевельника, которого тут тоже было очень много, поставили палатки. Готовим ужин, вдруг из кустов выбежала маленькая дворняжка. Откуда она здесь? И сразу получили ответ: из кустов вышел пожилой мужчина. Он с женой на машине приехал на рыбалку и неподалеку остановился. Рассказал, что до войны здесь была большая деревня, которая жила полноценной жизнью и от которой остались несколько хорошо сохранившихся домов, в одном из которых он иногда живет. Он думал, что мы тоже на машине приехали, и удивился, когда узнал, что мы на велосипедах. Поужинали и пошли спать. Назавтра мы должны были попасть в Калевалу. От Калевалы до Кеми 178 км. Альгис хотел проехать до Кеми своим ходом. Но Женя был против такого решения, поскольку за оставшихся 3 дня он не сможет преодолеть такое расстояние (до Калевалы оставалось 50 км.) и собирался до Кеми доехать на автобусе. Мне не хотелось оставлять Женю одного и я согласился остаться с ним.

На следующий день поднялись в 12 часов. Погода испортилась, все небо было затянуто серыми тучами: вот-вот пойдет дождь. И точно. Не прошло и полчаса, как сверху начали падать мелкие дождевые капли. Завтракали мы в палатке. До чего же противно сворачивать палатку, собирать вещи под дождем. Бррр… Выехали около 15 часов. Вскоре дождь прекратился, но небо по-прежнему было серым от туч. И вот, в 18:00 мы проехали дорожный знак "Калевала". Дорога перешла в асфальт. Какое же это удовольствие после такой тряски катить по асфальту! Тут я взглянул на небо и увидел интересную вещь: одна половина неба была голубой (без туч), а другая половина по-прежнему серая. Вот не думалось, что уже вечером будет солнце сиять. На въезде в поселок расположен продуктовый магазин. Мы сразу в него. Пока пили молоко с булкой, через 50 минут подъехал, отставший от нас Женя. Он тоже сразу нырнул в магазин. Тут Альгис решил, что ему пора и, взяв с собой часть продуктов, укатил в Кемь.

Ну что, надо выяснить, где тут гостиница, автовокзал. Ночевать в мокрой палатке совсем не хотелось, да еще надо было отъезжать подальше от населения. Местная женщина, переходившая дорогу, показала нам, как проехать к гостинице и сказала, что автобусы до Кеми ходят раз в сутки в 15 часов. Гостиница располагается в конце центральной дороги у озера. Напротив нее, через дорогу, находятся библиотека, милиция. Когда проедешь по всей улице из начала поселка в конец, то создается впечатление, что маленьких магазинчиков, типа "Продукты", больше, чем населения. Такие магазинчики почти в каждом доме.

Гостиница снаружи представляет собой двухэтажное из железобетонных панелей, окрашенное в голубой цвет, здание (отреставрированный барак). Зашли мы в нее. Везде постелены ковровые дорожки (даже на лестнице), стены холла обиты деревом. Красиво и уютно. Сутки проживания стоят 125 руб. с человека ($1=29.2 руб.). Нам дали ключи от трехместного номера на втором этаже. Поднялись на второй этаж. Здесь "на 38 комнаток всего она уборная". Обстановка в номере, как и в холле, тоже неплохая. На полу ковровое покрытие по всему полу. Портит вид только старый стол и шкаф. Затащили свои вещи в номер, раскинули палатку сушиться и пошли смотреть поселок.

Мне он понравился. Милый такой. Очень часто слышалась нерусская речь и в основном от пожилого населения (наверное, карельский или финский. Я их плохо различаю). Много туристов. На окраине поселка на берегу озера Среднее Куйто расположился православный во имя св. Апостолов Петра и Павла храм. Его совсем недавно открыли, в 1998 году. Есть еще и недостроенный костел (при въезде в поселок со стороны Войницы). Наше внимание привлек один автобус: Икарус с белорусскими номерами. Странно, а что он здесь делает? На следующее утро я увидел этот автобус на рыночной площади. Там стояло много палаток, в которых белорусы торговали привезенным товаром. И это в такую-то даль!

Когда возвращались в гостиницу, я увидел ПАЗик, маршрутный автобус. Мы к нему. Надо ж было выяснить более подробно, как завтра уезжать. Этот автобус приехал с рейса из Юшкозеро. Водитель сказал, что завтра, как и сегодня, в 15:00 будет рейс до Кеми. Нас волновал вопрос о количестве народа, т.к. при большом их количестве нам негде будет разместиться с велосипедами. Вроде, сказал, много не должно. Затем поехали в отделение связи позвонить домой. Кстати, на всем протяжении похода, начиная от Кандалакши и заканчивая Петрозаводском нельзя было позвонить с сотового телефона (GSM-900). А как же тогда финны? На обратном пути в гостиницу в одном из бесчисленных продуктовых магазинчиков купили еды на ужин. На ночь велосипеды нам разрешили оставить на первом этаже в коридоре. И даже не страшно было их оставлять. Уж больно милой нам показалась Калевала. Ужин приготовили на газовой горелке. Удобная вещь, однако!

Утром особо не торопились. Около 11 часов мы простились с гостиницей. Автостанция оказалась тоже недалеко. Тут все недалеко. Поселок небольшой. Автостанция представляет собой следующее: продуктовый магазин, рядом (слева) с входной дверью которого находится еще одна дверь в другое помещение размером где-то 4х4 метра. Там, внутри, есть окошко, в котором продают билеты на автобусные рейсы. Снаружи о том, что именно здесь находится автостанция говорят лишь несколько листов формата А4, наклеенные на окне магазина с обратной стороны. Это расписания автобусов до Юшкозеро, Кеми и обратно, ж/д расписание поездов по ст. Кемь. Крыша магазина, продолжаясь, образует навес перед входом во всю длину здания. Под навесом есть деревянные лавки, сидя на которых мы, ждали автобус.

Касса открылась в 14:30, за полчаса до отправления автобуса. Мы были первыми. Народу было немного, и мы надеялись без проблем погрузиться в автобус. Билет стоит 78 руб., время в пути около 4-х часов. Когда подошел автобус (ПАЗик), Женя быстро проник в него и затащил свой, заранее разобранный и упакованный, велосипед. В это время из автобуса вышел водитель, в котором я сразу узнал вчерашнего водителя ПАЗика, вернувшегося из Юшкозеро. Говорит нам, что в 17 часов пойдет дополнительный автобус до Кеми к какому-то белорусскому поезду забрать людей и что он (этот водитель) уже сказал тому водителю, чтобы тот забрал двух велосипедистов с собой. Нам сказал ждать здесь. Вот это да! Вот это забота! Вот это добрый человек! А ведь мы вчера только спросили, много ли народу обычно бывает. Я еще раз переспросил, точно ли это и могу ли я до 17:00 найти того водителя и напомнить ему, что мы ждем его на вокзале? Он ответил, что это точно и, возможно, тот водитель еще на автобазе, можно поехать туда и с ним поговорить.

После того как автобус уехал, я рванул на автобазу, которая находилась рядом с магазином на выезде из поселка по дороге в Войницу. Территория автобазы небольшая. На краю находятся деревянные гаражи с просевшей крышей. Есть какое-то (кажется, одноэтажное, не помню точно) административное здание, возле которого был техосмотр транспортных средств. В одном из гаражей стоял красный ПАЗик. Я подошел к нему, в надежде встретиться с водителем. Но там никого не оказалось. Вышел из гаража, посмотрел по сторонам, собрался уезжать. Вдруг из здания вышел молодой человек, механик. Я спросил у него, где я могу найти водителя, который поедет в Кемь за людьми. Он сказал, что тот, кто мне нужен, сейчас поехал домой и оттуда поедет в Кемь. Я рассказал всю историю. Он предложил позвонить водителю домой, что мы и сделали. Но водителя дома не оказалось. Тогда я попросил механика, чтобы он, если увидит или услышит водителя, то напомнил бы про нас. С тем и уехал.

И вот 17:00. Автобуса не видно. Нет, волнения у нас не было, я начал придумывать, как будем отсюда выбираться. Вдруг около нас остановился белый ПАЗик и водитель спросил, мы ли те, кого надо довезти до Кеми? Я ответил "да", и он сказал, что минут через 10 приедет. Так оно и получилось. И вот мы уже едем. Дорога хоть и асфальт, но до того в ужасном состоянии, что, как мне показалось, грунтовки, по которым мы ехали до этого намного лучше. Везде заплаты, ямы. Где-то на 90-м километре асфальт закончился и начался только через 20 км и в гораздо лучшем состоянии. По дороге высматривали Альгиса, но он уже где-то свернул на ночевку. За окном проносились болота, леса, озера…

Приехали в Кемь в начале десятого вечера на ж/д вокзал. Надо бы найти гостиницу и переночевать. Сгрузили свои велорюкзаки на лавку около вокзала, Женя остался около вещей, а я сел на велосипед и поехал на поиски гостиницы. Около вокзала на столбе мы увидели рекламный щит, на котором был указан адрес гостиницы. Доехав по центральной дороге до центральной площади города, я спросил у проходящего мужчины, где тут расположена улица такая-то (не помню сейчас точное название). Он мне объяснил (оказывается, я проехал поворот на нее). А есть ли в городе еще гостиницы? Оказалось, есть еще две штуки, которые находятся рядом с этим местом. Надо свернуть налево у центральной площади (если ехать от ж/д вокзала), проехать мостик через реку Пуэта и на пригорке справа будет "Туркомплекс "Кемь"". Представляет собой огромный четырехэтажный барак. Вообще, в городе много бараков. Вход в приемную находится со двора. Свободные номера были. Сутки пребывания стоят 100 рублей. Горячей воды нет. Я сказал, что где-то минут через 40 мы подъедем.

Напротив туркомплекса через дорогу находится еще одна, из красного кирпича, гостиница. Намного солиднее, чем предыдущая. Дверь на кодовом замке. Номер там стоит 150 руб. и есть горячая вода. Но мест в тот момент не оказалось. Я поехал в третье место, реклама которого была вывешена около вокзала. Это оказалось на пригорке на территории какой-то то ли базы, то ли еще чего. Здание двухэтажное, приятное на вид. Встретил там прогуливающихся финнов. Приемная находится на втором этаже. Номер стоит 150 руб. Но свободных мест не оказалось тоже.

В начале одиннадцатого вечера мы открыли двухместный номер на втором этаже туркомплекса "Кемь". Обстановка бедная. Пол из досок и ничем не застелен. Шкаф далеко не первой свежести. Велосипеды мы затащили прямо в номер. Места там было достаточно. Странно расположены туалеты. На втором этаже женский, а на первом мужской. В типа душевой на первом этаже было много народа пожилого возраста. Странно, что они тут делают? Вроде как туркомплекс, молодежь должна отдыхать. У кого бы узнать, что здесь вообще такое? Но сначала ужин. Приготовили его на горелке (ну до чего же замечательная вещь). После ужина нам все больше и больше хотелось узнать, что же это за место такое? В коридоре проходила одна женщина, которая на интересующий нас вопрос ответила, мол, ей некогда и скрылась в своем номере. Некая молодая особа женского пола вообще ничего не ответила, также скрывшись в номере. Жуть какая-то. Так, ничего не узнав, мы пошли спать.

Уехали мы отсюда на следующий день около 11 часов. До поезда оставалось семь часов и я предложил поехать в Рабочеостровск. Хотел разузнать, откуда и когда уходят катера на Соловки. От Кеми до Рабочеостровска 12 километров, ходит рейсовый автобус. Дорога асфальтированная, хорошего качества. Пока ехали, нам показалось, что вчера здесь была война: во многих местах по сторонам дымящие кучи мусора, металлолома. При подъезде к Рабочеостровску, да и в самом поселке, удивило то, что около крыльца почти каждого частного дома стоят емкости для воды (в основном алюминиевые 40-литровые фляги). Приезжает водовоз и разливает в емкости пресную воду. Нелегко здесь с ней. Проехали деревообрабатывающий завод, к которому подходит железная дорога, идущая рядом с асфальтовой. А вот и пристань. Маленькая, деревянная, полуживая. По всему берегу кучи песка и беспорядочно разбросанные бревна. Ну и состояние. Нет, определенно вчера здесь была война. А вот и катер. Можно было бы отправиться на Соловки прямо сейчас. Стоимость переправы одного человека 250 рублей. С Соловков летает самолет в Архангельск, который, со слов представителя экипажа катера, стоит 800 рублей с человека. Эх, жаль, нет времени.

Погода была отличной: тепло и солнце. Еще вчера, когда я разыскивал свободные места в гостиницах, с возвышенности, на которой расположена одна из них, я увидел большую церковь. Мы направились к ней. Красивый, сделанный из дерева Успенский собор. Храм был закрыт. Рядом расположен городской музей. Из него вышел мужчина и предложил зайти посмотреть экспозиции. Тема музея - жизнь поморов, их быт. Интересно.

После музея поехали по городу. Решили позвонить Саше домой и узнать, что с ним, т.к. на тот момент он нас не догнал. Пока Женя был в отделении связи, ко мне подошла женщина, спортивно одетая, и стала интересоваться, откуда и куда мы едем. Потом подошел мальчик, наверное, сын. Они и еще 10 человек отправляются на катамаранах на Соловки. Сами они из Москвы, ехали на поезде, а катамараны везли на машине. Вот это да!

Покатались мы по городу и приехали на вокзал посмотреть, не приехал ли Альгис. Его к эту времени (около 17 часов) еще не было. Зашли в здание вокзала, поднялись к кассам в зале ожидания на второй этаж. Когда спустились вниз, к велосипедам, то увидели Альгиса. Приехал. Затем Женя с Альгисом прошлись пешком по городу. Когда же они пришли, то к вокзалу подошел автобус (тот самый ПАЗик с тем же самым водителем) и из него, к нашему огромному удивлению, вышел Саша! Как? Откуда? Оказывается, он догонял нас и почти догнал возле Зашейка. Но ему не удалось переправиться в Зашеек (он переночевал на берегу две ночи) нашим способом, он вернулся к мужику в Кумапороге, и тот переправил его на моторной лодке. А нам и не предложил моторку. Да и откуда же нам было знать, что у него и такое есть. Саше удалось купить билет на наш поезд. Поезд подошел по расписанию. Только вот стоянка у него была всего лишь несколько минут. Но мы успели погрузиться.

Все, едем домой. Ночью поезд где-то простоял очень долго. Когда проснулись, то видим, что поезд опаздывает на 2 часа. Ну ничего себе! А как же я успею на свой брянский поезд, отправляющийся в 14:55 (наш поезд должен прибыть в 13:55)? Альгис успевает (у него поезд в 17 с небольшим), Женя тем более (у него поезд в 21 с лишним), а Саше так вообще все равно (он в Питере живет). Надеюсь, вдруг нагонит? Приехали в Волховстрой. Тепловоз отцепили и прицепили к другому концу состава. Поехали по объездной с выездом на дорогу, ведущую на Москву. В вагоне была ужасая жара. Пока ехали, я спросил у проводников, куда нужно обратиться, чтобы мне вернули стоимость неиспользованного билета до Брянска по вине железнодорожников (уже было ясно, что я опоздаю). Нужно будет подойти к дежурному по вокзалу и он должен посадить на ближайший поезд бесплатно.
 
В 16:00 приехали на московский вокзал. Попрощавшись с Альгисом (он побежал на Балтийский вокзал к своему поезду), мы с Женей пошли к дежурному по вокзалу, вернее, Женя остался с вещами, а я пошел к дежурному. К нему была большая очередь. Ждать я не стал и пошел в билетную кассу в надежде купить билет на евпаторийский поезд. Он отправлялся в 19:25.

В кассовом зале в правой части (около справочного окошка) было совсем мало народа, человек пять. Минут через 35 я купил билет на евпаторийский поезд. В кассе сказали, что неиспользованный билет можно сдать в кассе возврата (находится в одном зале с дежурным по вокзалу). Потом, попрощавшись с Женей (он поехал к Саше привести себя в цивилизованный вид), пошел сдавать билет. Выстоял там почти полчаса, но сказали, что такой билет они принять не могут. Эти вопросы решает дежурный по вокзалу. Я к нему. Очередь к этому времени разошлась. Когда она (дежурный) предложила мне поехать на том же евпаторийском проезде, то я сказал, что у меня на него есть билет и я хочу получить деньги за неиспользованный билет. Она возмутилась, мол, зачем я покупал, когда она может меня посадить в поезд и без билета. Вобщем, она сказала, чтобы я пошел и сдал как можно скорее этот билет в той кассе, в которой покупал, пока не вышло какое-то допустимое время. Я побежал обратно в кассовый зал, но мне не успели его разрегистрировать. Снова к дежурному. Пишите, говорит, заявление на возврат денег за билет и ждите, по почте должны прислать деньги, если решат в мою пользу. Вот так.

Билет в кармане, до поезда полтора часа, съездить никуда не успеваю. Походил около вокзала, купил в дорогу еды. Вскоре подали поезд. Погрузился в вагон без проблем. Проводница на наличие велосипеда никак не отреагировала. Я его даже не разбирал, а закрыл большим чехлом и пронес в вагон, где уложил его на обе третьи полки. Только мы отправились, пошел огромный ливень. Умылся, поел, залез на вторую полку и лег спать. Проснулся часов в десять вечера. Вижу, наш поезд стоит. Из разговоров окружающих понял, что стоим мы уже около часа. В вагоне духотища. Пришлось слезть и пойти в тамбур, на свежий воздух. Дождь уже давно кончился, и в стороне Питера был очень красивый закат: в небе между серыми и темно-синими тучами светило заходящее солнце, окрашивая небо в красный цвет. Наш поезд стоял на каком-то полустанке, на соседнем пути стоял поезд на Самару, которого постигла наша участь (или наоборот) ожидать разрешения на дальнейшее движение. Где-то через полчаса самарский поезд отправился, а мы так и остались ждать "зеленого". Навстречу нам пронеслось несколько поездов. Прошло около полутора часов, прежде чем загорелся долгожданный "зеленый". В итоге поезд опоздал в Брянск на 2 часа. Тогда мне казалось, что нет поездов, которые не опаздывали бы.

Вот так закончилась наше путешествие в Заполярье.

Характеристика пути
Дни пути Дата Участок Дорожное покрытие, характер пути, опасные участки
1 08.07 Ст. Кандалакша - 8-ой км от поворота с Мурманского шоссе в пос. Зареченск (р. Кунжа) Ровный асфальт, после поворота в пос. Зареченск пологий подъем около 3 км. Множество маленьких подъемов, спусков. Перед р. Кунжа (8-ой км от поворота на Зареченск) километровый пологий спуск с поворотом налево.
2 09.07 р. Кунжа - Иовское вдхр. (оз. Толванд) Ровный асфальт до 40-го км (от поворота с Мурманского шоссе в пос. Зареченск) множество небольших (до 0.5 км) подъемов/спусков. После 40-го км асфальт сменился грейдером плохого качества.
3 10.07 Иовское вдхр. (оз. Толванд) - пос. Зареченск - Иовское вдхр. (оз. Сушозеро) Грейдер. До Зареченска подъемов/спусков практически нет. Перед Зареченском спуск к деревянному мосту через р. Иова. После Зареченска маленькие подъемы/спуски. Грейдер среднего качества.
4 11.07 Иовское вдхр. (оз. Сушозеро) - оз. Невгозеро Грейдер среднего качества. Много подъемов/спусков с одновременными поворотами дороги. Встречаются крутые повороты. На месте, откуда впервые видно оз. Невгозеро, поворот налево, затем направо и перед зимником на оз. Кукас крутой подъем.
5 12.07 оз. Невгозеро - пос. Кумапорог - ур. Нов. Зашеек Грейдер среднего качества. Примерно за 5 км до Кумапорога пологий длинный спуск. В Кумапороге ГЭС. После плотины ГЭС мягкая лесная грунтовка с немногочисленными мелкими камнями. В пос. Зашеек попасть можно только водным или воздушным путем. Подход к месту слияния оз. Пяозеро и оз. Кундозеро очень сильно заболочен. Место слияния широкое (ок. 80 м.).
6 13.07 пос. Зашеек - оз. Рого От пос. Зашеек проложен широкий свежий, еще не укатанный грейдер. Вначале много подъемов/спусков, с большими камнями, из-за чего очень затруднен спуск с возвышенностей. Ближе к перекрестку 4-х дорог (на юге оз. Петроярви) качество дороги улучшается (большие камни исчезают).
7 14.07 оз. Рого - пос. Кестеньга - пос. Коккосалма Грейдер среднего качества. До Кестеньги подъемов/спусков очень мало, много деревянных мостиков через многочисленные ручейки.
8 15.07 пос. Коккосалма - пос. Софпорог - пос. Тунгозеро - оз. Регоярви До Софпорога грейдер среднего качества. В Софпороге сразу после моста через р. Софьянга погранпост. От Софпорога до Тунгозеро свежий, не укатанный грейдер с крупной щебенкой. В Тунгозеро асфальт. От Тунгозеро до оз. Регоярви грейдер качества ниже среднего. Есть подъемы/спуски.
9 16.07 оз. Регоярви - пос. Калевала Грейдер качества ниже среднего. Есть подъемы/спуски. В Калевале хороший асфальт.
10 17.07 пос. Калевала - г. Кемь От Калевалы асфальт ужасного качества (выбоины, неровные заплаты). После 90-го километра асфальт переходит в грейдер протяженностью 20 км. Перед Мурманским шоссе качество асфальта намного лучше.

Характеристики велосипедов
Имя Марка велосипеда Количество передач Количество звездочек спереди - сзади Число зубьев
Спереди Сзади
Альгис дорожный 1 1/1 46 19
Евгений "LIYANG", Тайвань 21 3/7 28; 38; 48 14; 16; 18; 20; 22; 24; 28
Павел "Турист", Украина 10 2/5 40; 51 14; 16; 18; 20; 22



Материал взят на сайте http://www.skitalets.ru



7140 Прочтено

Остальные материалы раздела Отчеты
  • Отчет о велотуре по Словении (часть 2)
  • Отчет о велотуре по Словении (часть 1)
  • Дорогами Карпат и Буковины, август 2010. Сергей Савельев
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» отчет осенней велопокатушки
  • Бельск 2007. Велопоход выходного дня Харьковская-Полтавская области
  • Дневник начинающего велотуриста
  • Поход выходного дня. Харьковская область, 3-4 февраля 2007
  • Отчёт о велопоходе первой категории сложности по Среднему Уралу
  • Отчет о велосипедном походе, совершенном с 24 августа по 5 сентября 2005 г. по Черногории
  • Отчет о велопоходе вокруг озера Байкал. Часть 1
  • Отчет о велопоходе вокруг озера Байкал. Часть 2
  • Часть 1. Велосипедный поход по Карпатам 3 к.с.
  • Часть 2. Велосипедный поход по Карпатам 3 к.с.
  • КАРПАТЫ - 2005, 5 к.с.
  • Велопоход 2-й к.с. в Крыму 1-10 июля 2005 года
  • Велопоход 1-й категории сложности 1-9 мая 2005 года
  • Отчет о велопоходе по Карпатам.
  • Велопоход "Карпаты" Сергея Бобрякова из Киева
  • К расцветающим пустыням Казахстана на велосипедах
  • Соло для велосипеда в женском исполнении
  • Велопоход повышенной легкости по Горному Алтаю
  • Отчет о велосипедном походе первой категории сложности по Центральной России

  • Каяки в Харькове


    Активный отдых
    Горячий актив Клуба
    Клуб Активного Отдыха

    Контакты
    +38 (067) 724-52-13
    +38 (057) 750-62-79
    info@activeclub.com.ua

    activeclub В КОНТАКТЕ

    Корпоративный отдых
    О корпоративном отдыхе
    Корпоративный отдых на байдарках


    Сплавы на байдарках и катамаранах

    график сплавов 2020

    июнь
    байдарки
    06.06 - 08.06.2020
    Северский Донец

    20.06 - 21.06.2020
    Оскол

    июль
    катамараны, рафтинг
    10.07.2020
    Северский Донец

    24.07 - 25.07.2020
    Рось

    август
    байдарки
    03.08 - 05.08.2020
    Ворскла

    17.08 - 18.08.2020
    Северский Донец

    24.08 - 25.08.2020
    Оскол

    Дальние походы

    Кавказ, горный поход, Приэльбрусье
    23 августа - 3 сентября 2010


    Кавказ, восхождение на Эльбрус горный поход

    Кавказ, горный поход, Домбай

    Алтай, горный поход

    Байкал,
    хребет Хамар-Дабан,
    пеший поход



    Активный отдых

    Сплавы на байдарках по 250 грн. в день


    Реклама
    Обслуживание свадеб, экскурсий. Деловые поездки, отдых. 18 мест
    Микрофон, TV, DVD, кондиционер, мягкие кресла.
    Для членов "Клуба Активного Отдыха" - скидки !
    тел.: (057)755-63-28
    моб.: (067)506-24-04

    Наш опрос
    Я хочу побывать:

    Алтай
    Альпы
    Байкал
    Кавказ
    Карелия
    Карпаты
    Крым
    Плато Путорана
    Саяны
    Татры
    Тянь Шань
    Урал



    Результаты
    Другие опросы

    Ответов: 2428
    Комментариев: 6

    Поход на Кавказ
    Горный поход
    по Кавказу, Приэльбрусье, август 2010

    Сроки проведения:
    23 августа - 3 сентября 2010

    Программа похода
    Обсуждение на форуме

    Логин
    Логин

    Пароль

    Секретный код: Секретный код
    Повторить код

    Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

    Услуги выездного тира в Харькове, стрельба из лука и арбалета

    При использовании любых материалов с этого сайта прямая ссылка на сайт www.activeclub.com.ua обязательна

    Внимание! Автором "Клуба Активного Отдыха" может стать каждый!
    Присылайте свои заметки, новости, рассказы, статьи, отчеты, фотографии по адресу admin@activeclub.com.ua
    Ваша информация будет рассмотрена и размещена на клубном сайте.




    ACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых
    Copyright © 2006 - 2015 "Клуб Активного Отдыха"
    При использовании любых материалов с сайта Клуба Активного Отдыха - прямая ссылка на сайт www.activeclub.com.ua обязательна

    Copyright © IFrin 3dpixel.ru CG-Inside
    Сайт создан на основе системы © PHP-Nuke распространяемой по лицензии GNU/GPL license.
    Открытие страницы: 0.05 секунды и 60 запросов к базе данных. Время запроса к БД: 0.010139